Главная страница

Б б к 74,56 с 60 ф 76 Солдатов В. Ф., Фоменко И. А


Скачать 424.67 Kb.
НазваниеБ б к 74,56 с 60 ф 76 Солдатов В. Ф., Фоменко И. А
страница2/2
Дата16.02.2016
Размер424.67 Kb.
ТипМетодические рекомендации
1   2
Тематическое планирование с определением ос­новных видов учебной деятельности обучающихся содержит название содержательных разделов (тем), последовательность их изучения, необходимое количество часов на изучение раздела, характеристику основных видов деятельности обучающихся. В тематическом планировании нецелесообразно определять темы уроков и последовательность изучения материала внутри содержательного раздела, так как это будет отражено в календарно-тематическом планировании каждым учителем в рабочей программе с учетом его авторского замысла, особенностей конкретного класса.

Описание учебно-методического и материаль­но-технического обеспечения образовательного про­цесса включает в себя следующую информацию: вы бранную линию учебников из федерального перечня, используемые компоненты соответствующего учеб­но-методического комплекта, электронные образова­тельные ресурсы, программное обеспечение и аппарат­ные средства информационных и коммуникационных технологий, имеющиеся в распоряжении учителя.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса формулируются на основе требова­ний к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования школы. Планируемые результаты по каждому содержательному разделу программы должны быть представлены в двух блоках: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».

Программы по учебным предметам как элемент об­разовательной программы школы могут быть составле­ны на основе авторских программ к линиям учебников, имеющихся в федеральном перечне и реализуемых в школе (или планируемых для реализации); требований к результатам освоения основной образовательной про­граммы школы; программы формирования универсаль­ных учебных действий (УУД), также входящей в структуру основной образовательной программы школы.

Следует обратить внимание на то, что авторские ; программы определяют, как правило, часть содержания (70%), предлагаемого как обязательное для каждой школы, оставляя 30% на воплощение авторских подходов к изучению предмета в соответствии с миссией, осо­бенностями школы, направленностью образовательной программы, творческих замыслов педагогов. Это может быть расширение или углубление содержания по сравнению с авторским вариантом, реализация межпредметных связей и т.д., что находит отражение в программах по учебным предметам, составленным в школе. Кроме того, авторы учебных программ и учебников предлагают собственный подход в части структурирования учебно­го материала, определения последовательности изуче­ния этого материала, что может быть изменено в ходе проектирования программы по учебному предмету в конкретной школе.

К сожалению, многие авторы еще не успели полно­стью адаптировать свои программы по предметам к тре­бованиям ФГОС. В качестве программы по учебному предмету в составе образовательной программы школы можно использовать программу автора учебника (кол­лектива авторов) только в том случае, если:


  • предложенный вариант авторской программы полностью соответствует требованиям ФГОС к струк­туре программы;

  • в школе применяется линия учебников по пред­мету автора (авторского коллектива), чья программа ис­пользуется в качестве основы.

В этом случае, как структурный элемент содержа­тельного раздела образовательной программы школы, программа по учебному предмету должна иметь пояс­нительную записку, в которой указывается, какая ав­торская программа используется в качестве программы по предмету в школе, обоснование ее использования в соответствии с особенностями школы (миссией, на­правленностью образовательной деятельности, преем­ственностью с начальной школой и т.д.), информация о внесенных изменениях и дополнениях к авторской программе - части, формируемой в образовательном учреждении. Также необходимо уточнение раздела «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане», так как в авторских программах содержится, как правило, два варианта изучения предмета: так называе­мые «базовый» и «повышенный», предусматривающие разное количество часов на их изучение.

В качестве примера можно рассмотреть программы по математике, составленные авторами учебников, вклю­ченных в систему «Алгоритм успеха», предложенную издательским центром «Вентана-граф», - А.Г. Мерзля­ком, В.Б. Полонским, М.С. Якиром, Е.В. Буцко.

В программе по математике для 5-6 классов ука­занных авторов содержатся все структурные элементы в соответствии с ФГОС: пояснительная записка; общая характеристика курса математики в 5-6 классах; описа­ние места учебного предмета «математика» в учебном плане (требует уточнения в конкретной школе - см. выше); личностные, метапредметные и предметные ре­зультаты освоения курса математики; содержание курса математики в 5-6 классах; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического и материально-техни­ческого обеспечения образовательного процесса (реко­мендации по оснащению учебного процесса); планируе­мые результаты обучения математике в 5-6 классах (по 1 разделам «Арифметика», «Числовые и буквенные выра­жения. Уравнения», «Геометрические фигуры. Измере­ние геометрических величин», «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи» по двум блокам: «Учащийся научится» и «Учащийся получит возможность научиться».

Программы по учебным предметам в составе образовательной программы школы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку могут не задавать последовательности изучения материала и распреде­ления его по классам или годам обучения (фактически они играют ту же роль, что и примерные программы по ГОС-2004). Программы по учебным предметам являются основой при подготовке рабочих программ учителя по предметам, входящим в учебный план образовательного учреждения. Также программы по учебным пред­метам могут быть документом-ориентиром при состав­лении программ интегрированных учебных предметов.
Рабочие программы учителя по учебным предметам

Рабочая программа учителя - это документ, опреде­ляющий содержание, объем, порядок изучения какой-ли­бо учебной дисциплины, в соответствии с которым учи­тель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам, внеу­рочной деятельности. Именно рабочие программы опре­деляют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в соответствии с образовательной програм­мой, направленной на реализацию федерального госу­дарственного образовательного стандарта общего обра­зования с учетом особенностей образовательной полити­ки общеобразовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся, авторского замысла педагога.

Как и программы по учебным предметам в составе об­разовательной программы школы, рабочие программы вы­полняют три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.

Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, планируемых результатах, со­держании, последовательности изучения материала, а также путях достижения планируемых результатов ос­воения образовательной программы учащимися сред­ствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусма­тривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

'!' * Функции программы определяют следующие тре­бования к ней:

  • наличие признаков нормативного документа;

  • учет основных положений образовательной про­граммы общеобразовательного учреждения;

  • системность и целостность содержания образова­ния;

  • последовательность расположения и взаимос­вязь всех элементов содержания курса;

  • учет логических взаимосвязей с другими предме­тами учебного плана школы;

  • конкретность и однозначность представления элементов содержания образования;

  • определение планируемых результатов реализации программы.

Рабочие программы составляются по:

  • обязательным предметам учебного плана;

  • предметам, дополнительно введенным в учебный план за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса в соответствии с особенностями школы и ее образовательной политики ' (миссия, цели, задачи и др.);

  • элективным, факультативным курсам; предметным кружкам, кружкам, объединениям,

секциям дополнительного образования;

  • занятиям внеурочной деятельности.

Нормативной и содержательной основой для со­ставления рабочих программ является основная образо­вательная программа общего образования (начального, основного, среднего). Рабочие программы по обязатель­ным учебным предметам, входящим в учебный план школы, составляются на основе программ по учебным предметам, являющихся структурным элементом обра­зовательной программы школы.

К рабочим программам по учебным предметам, вхо­дящим в учебный план школы (его обязательную часть), относятся:



Авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК).

Авторская программа - это документ, созданный на основе федеральных государственных образовательных стандартов, имеющий авторскую концепцию построе­ния содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) для достижения планируемых результатов с использованием предложенного данным автором (груп­пой авторов) учебника.

Для авторской программы характерны оригиналь­ная концепция и построение содержания. Как было по­казано выше, авторские программы могут составлять основу программы по учебному предмету, следователь­но, разрабатывая рабочую программу, учитель также может использовать авторский вариант программы при условии, что применяется учебник данного автора.

К таким программам учитель составляет только краткую пояснительную записку и календарно-темати- ческое планирование, отражающее особенности обра­зовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, классе. Естественно, у учителя и админи­страции должен иметься опубликованный вариант ав­торской программы.

Программы, составленные учителем или кол­лективом учителей.

В этом случае для разработки рабочей программы учителя берут за основу:

  • основную образовательную программу основного (начального, среднего) общего образования данного ОУ;

  • программу по данному учебному предмету;

  • реализуемый учебник из федерального перечня и входящий в список учебников, утвержденных для ис­пользования в данной школе.

В данном случае программы по учебным предметам, входящие в структуру образовательной программы шко­лы, являются обязательным документом ориентиром, задающим границы корректировки рабочих программ.

Составитель рабочей программы может самостояно расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки с учетом целевого раздела образовательной программы школы, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в программе по учебному предмету; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов общеобразовательного учреждения; конкрети­зировать планируемые результаты освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля достижения планируе­мых результатов. Эти возможности закреплены в статье 47, «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реа­лизации» нового закона «Об образовании в РФ».

Рабочие программы по учебным предметам, со­ставляемые ежегодно для конкретного класса, долж­ны иметь структуру, соответствующую требованиям ФГОС. Структура рабочей программы является фор­мой представления учебного курса предмета, дисци­плины (модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методическо­го материала, и включает в себя следующие элементы:

- титульный лист; :

- пояснительная записка;

- основное содержание;

- планируемые результаты изучения программы;

- календарно-тематическое планирование;

- учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Титульный лист рабочей программы должен содер­жать:
Титульный лист рабочей программы должен содержать:

  • наименование общеобразовательной организации;

  • название курса, для изучения которого написана |программа;

  • указание параллели, класса, в котором изучается курс;

  • фамилию, имя, отчество учителя - составителя рабочей программы;

  • гриф утверждения программы;

  • год составления программы.

Назначение пояснительной записки в структуре рабочей программы состоит в том, чтобы конкретизи­ровать цели, задачи, планируемые результаты изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми) на учебный год, дать пред­ставление о способах развертывания учебного матери­ала, в общих чертах показать методическую систему до­стижения планируемых результатов, описать средства их достижения.

Если учитель использует в качестве рабочей програм­мы опубликованную авторскую программу, то в поясни­тельной записке достаточно привести сведения об ав­торской программе с указанием наименования, автора и года издания и кратко обосновать причины ее выбора, ее соответствие основной образовательной программе шко­лы и особенности реализации в конкретном классе. В этом случае пояснительная записка является очень краткой.

Основное содержание программы. Этот раздел включают в рабочую программу, если:

  • в программе по учебному предмету, входящей в образовательную программу школы, не выделяется со­держание по годам обучения (представлены только со­держательные разделы, подлежащие изучению на всей ступени, например, 5-9 классы);

  • программа по учебному предмету в составе об­разовательной программы школы составлена с учетом возможности использования разных учебников, отличающихся по содержанию, следовательно, в рабочей про­грамме необходимо выделить содержание на данный учебный год с учетом используемого учебника;

- в программу обоснованно внесены значительные изменения, дополнения в соответствии с особенностя­ми класса, с учетом потребностей и запросов обучаю­щихся, их родителей.

В этой части рабочей программы приводится крат­кое содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем курса и перечня дидактических элементов в рамках каждой темы. По каждому разделу (общей теме) указывается количество учебных часов, выделяемых на ее освоение.

Учитель, разрабатывая рабочую программу, может определять новый порядок изучения материала; вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц; дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Изменения, произведенные в содер­жании рабочей программы по сравнению с программой по учебному предмету и/или авторской программой по пред­мету, должны быть обоснованными, логически вытекать из заявленных в пояснительной записке целей и задач.

Если произведенные изменения не затрагивают су­щественным образом структуру программы по учебно­му предмету или авторской программы, порядок подачи учебного материала и т.д., то в этом разделе можно только указать разделы, темы, дидактические элементы, дополнительно введенные в программу.

Если учитель использует в качестве рабочей про­граммы авторскую программу без изменений, то этот раздел может отсутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская про­грамма с выделенным по годам обучения содержанием)..

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса формулируются на основе требова­ний к результатам освоения основной образовательной программы общего (начального, основного, среднего) образования школы. Планируемые результаты по ка­ждому содержательному разделу программы должны быть представлены в двух блоках: «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться».

Программы по ряду предметов дают характеристику планируемых результатов на момент окончания опреде­ленного уровня образования (начальное, основное, сред­нее общее образование) без детализации по годам обу­чения. Некоторые из требований, естественные для вы­пускника 9-го класса, едва ли можно предъявлять к уче­нику, закончившему 5-й класс. Об этом обстоятельстве необходимо помнить при составлении раздела «Плани­руемые результаты изучения учебного предмета».

Если учитель использует в качестве рабочей програм­мы авторскую программу, в которой выделены планируемые результаты по годам обучения, то этот раздел может от­сутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа с этим разделом).

Календарно-тематическое планирование являет­ся одним из самых важных компонентов рабочей про­граммы, так как позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым учебным графиком работы школы.

Календарно-тематическое планирование разраба­тывается на учебный год. Планирование по полугодиям или четвертям (триместрам) нецелесообразно, так как не позволяет спланировать, обеспечить и проконтроли­ровать прохождение обучающимися рабочей програм­мы в полном объеме.

Календарно-тематический план должен содержать информацию о разделах и темах программы с указани­ем объема отводимых на их реализацию учебных ча­сов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающи­мися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Примерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года. В каждом отчетном периоде (четверть, семестр, полугодие) календарно-тематический план рабочей програм­мы должен быть соотнесен с классным журналом и от­итом учителя о прохождении программного материала, случае их расхождения учитель обосновывает и вносит вменения в календарно-тематический план, обеспечи­вая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов. Следует также обратить внимание, что календар- но-тематическое планирование, как правило, отличает­ся от предложенного в авторской программе примерно­го планирования, так как учитель имеет свою авторскую позицию о распределении учебного материала в рамках содержательного раздела, о порядке изучения раздела, о распределении учебных часов внутри раздела и т.д.

Приведем примерную форму календарно-тематического планирования.


|1:.№ "уроков

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (па уровне учеб­ных действии) по теме

Плановые сроки про­хождения темы

Фактические сроки(и/или коррекция)

'Название изучаемой темы № 1 (всего часов на ее изучение, количество часов в неделю по учебному плану)

1

Тема урока




02.09- 15.09




.' 2






Перечень учебно-методического и материаль­но-технического обеспечения образовательного про­цесса, являющийся компонентом рабочей программы, содержит в себе справочную информацию о выходных данных авторских программ, учебника, авторского учебно-методического комплекта и дополнительной


21
1   2