Главная страница

Анализ воспитания в основной и средней школе П. В. Степанов, И. В. Степанова М.: Просвещение, 2014г. В отличие от других сфер профессиональной деятельности человека в воспитании на сегод


Скачать 487.22 Kb.
Название Анализ воспитания в основной и средней школе П. В. Степанов, И. В. Степанова М.: Просвещение, 2014г. В отличие от других сфер профессиональной деятельности человека в воспитании на сегод
страница 1/3
Дата 05.04.2016
Размер 487.22 Kb.
Тип Документы
  1   2   3


Краткий обзор книги «Оценка качества

и анализ воспитания в основной и средней школе»

П.В. Степанов, И.В. Степанова М.: Просвещение, 2014г.

В отличие от других сфер профессиональной деятельности человека в воспитании на сегодняшний день отсутствует науч­но обоснованный и действенный механизм оценки его качества. Это серьёзно затрудняет инновационные процессы в области воспитания, препятствует повышению эффективности воспита­тельной деятельности общеобразовательных организаций, меша­ет продуктивному поиску и решению острых проблем воспита­ния и социализации подрастающего поколения.

Причина такого положения заключается в недостаточно глу­боком осмыслении специфики процесса и результата воспита­ния, а следовательно, в неверном выборе подходов к оценке их качества.

Во-первых, процесс воспитания принципиально незавершаем, а его результаты не являются конечными, их нельзя оценить сиюминутно, так как достоверно неизвестно, через какой про­межуток времени те или иные оказываемые на ребёнка влияния отразятся на нём.

Во-вторых, авторство результатов воспитания носит неоче­видный и разделённый характер, так как невозможно достовер­но утверждать, в какой мере сформировавшиеся у школьника те или иные личностные качества стали результатом влияния того или иного субъекта его воспитания или социализации, а в какой — результатом его собственных усилий, его саморазвития.

В-третьих, заданная обществом гуманистическая направлен­ность воспитания налагает на процесс оценки качества воспита­ния определённые этические ограничения, связанные с недопу­стимостью сравнения воспитанников друг с другом или с неким стандартом, эталоном воспитанности.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ И НОВЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Новые федеральные государственные образовательные стан­дарты общего образования (далее — Стандарты) много вни­мания уделяют воспитанию: его целям, условиям, создава­емым в школе для осуществления воспитательной работы, программному обеспечению воспитательного процесса и т. п. А что в Стандартах говорится об оценке качества воспитания? Этой проблеме в Стандартах и в сопутству­ющих им документах уделяется должное внимание. Остановим­ся на двух важнейших аспектах этой проблемы.

Первый аспект. Стандарты устанавливают требования к ре­зультатам воспитания и их оценке. Как известно, все результаты освоения школьниками основной образовательной программы, предлагаемой общеобразовательной организацией, разделены в Стандартах на личностные, метапредметные и предметные. Среди них именно личностные результаты и являются результатами вос­питания. Стандарты недвусмысленно указывают на то, что эта оценка должна среди прочего «ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся»1.

Второй аспект. Стандарты говорят о границах применения оценки качества воспитания. В частности, оценку качества вос­питания ни в коем случае нельзя использовать как итоговую оценку освоения школьниками основной образовательной про­граммы.

Таким образом, оценка качества воспитанности школьни­ков ни в коем случае не может рассматриваться как итоговая оценка самих школьников. Это лишь оценка результатов дея­тельности школы, семьи и других социальных институтов, от­ветственных за эту воспитанность. Мониторинг воспитанности школьников — это средство профессионального самоанализа и самооценки педагогов данной общеобразовательной организа­ции, используемое ими для обнаружения проблем и определе­ния перспектив собственной профессиональной деятельности.
ВОСПИТАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ОЦЕНИВАНИЯ
Воспитание — одно из самых распространённых понятий в на­шем профессиональном языке. Воспита­ние есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий2.

Чтобы лучше понять всё это, отвлечёмся ненадолго от воспи­тания и обратимся к такому популярному сегодня виду спорта, как кёрлинг. Суть этой игры в следующем: играют на ледяной площадке; к отмеченной на ней цели («дому») один из игроков команды запускает камень. Получив от игрока энергию для дви­жения и общий его вектор, камень скользит по льду самостоя­тельно и может как достичь цели, так и остановиться в стороне от неё, дальше её или перед ней. Первый игрок уже не в силах повлиять на камень. Но двое других игроков команды могут не­много (именно немного) скорректировать его путь. Специаль­ными щёточками они обрабатывают перед скользящим камнем лёд, создавая тем самым необходимые (благоприятные) условия для его оптимального движения. Что делают эти игроки своими щёточками? Управляют движением камня! Могут ли они кар­динально изменить его траекторию, остановить или повернуть вспять? Нет! А вот скорректировать — могут!

А теперь посмотрим на эту игру как на образ воспитания. Движение камня здесь — процесс развития ребёнка. Игрок, придавший камню энергию и общий вектор движения, образно воплощает в себе родителей ребёнка, подаривших ему жизнь, предков, чьи гены он унаследовал, этнос, чей веками складыва­ющийся менталитет он будет нести в себе на протяжении всей жизни (а кто-то скажет, что этот Великий Игрок — сам Бог). Цель здесь намечается обществом, это тот образ личности, кото­рый признаётся сообразным культуре данного общества. Игроки же со щёточками в руках — это и есть те, кто в меру своих воз­можностей и умений создают благоприятные условия для раз­вития личности ребёнка, — семья, педагоги, другие взрослые.

Воспитательный процесс как процесс создания и функционирования детско-взрослой общности, в которой происходит становление индивидуаль­ной картины мира ребёнка.

Начнём с того, что детско-взрослая общность (а под общно­стью мы понимаем объединение людей на основе переживаемо­го ими чувства принадлежности друг к другу) — это не один из факторов воспитания, влияющих на него наряду с другими та­кими же факторами, не средство воспитания, используемое пе­дагогами вместе с другими такими же средствами, и не одна из воспитывающих сред, существующих наряду с другими такими же средами. Детско-взрослая общностьэто источник всякого личностного развития ребёнка, происходящего как в процессе воспитания, так и в процессе его стихийной социализации и саморазвития. Детско-взрослая общность играет ключевую роль во всех трёх процессах: саморазвитие, социализация, воспита­ние ребёнка могут осуществляться только в общностях, которые тот образует со значимыми для него взрослыми людьми.

Говоря о ключевой роли детско-взрослой общности в вос­питании, важно отметить: чем большее количество подобных общностей будет объединять педагога и ребёнка, тем эф­фективнее будет сам процесс воспитания.

Можно выделить следующие типы воспитывающих детско-взрослых общностей:

я ты общность — диадная общность, объединяющая только взрослого и ребёнка. Такой тип общности могут об­разовать, например, ученик и любимый учитель, спортсмен и тренер, отец и сын и др.;

  • общность группа — общностью такого типа может стать, например, кружок, который посещает школьник, ту­ристская группа, с которой он идёт в поход, школьный класс.

  • общность через посредника — общность, в которую ре­бёнок входит только через посредничество взрослого. К тако­му типу общностей можно, например, отнести крупные соци­альные объединения (этносы, нации, конфессии),

  • общность в воображении — общность, которую ребёнок образует лишь в своём воображении, например с героями по­любившихся книг, прочитанных ребёнком по совету взрослого, с историческими деятелями, которые привлекли его внимание на проведённых учителем уроках, и т. п.1.

К целям воспитания можно отнести:

  • усвоение ребёнком социально значимых знаний (знаний основных норм и традиций того общества, в котором он жи­вёт), это цели первого уровня;

  • развитие его социально значимых отношений (позитивных отношений к тем объектам и явлениям окружающего мира, ко­торые признаны ценностями в этом обществе), это цели второго уровня;

  • приобретение им опыта социально значимого действия — это цели третьего уровня.

Однако этим цели воспитания не исчерпываются.

От целей воспитания следует отличать его задачи. Если воспи­тание — это управление процессом развития личности через соз­дание благоприятных условий, то логично сделать вывод: целью воспитания является развитие личности ребёнка (расширение его социально значимых знаний, отношений, действий, видов деятель­ности), а задачами — создание благоприятных для этого условий.

Наиболее важные из таких условий создаются в процессе совместной деятельности педагога и школьников.

Во многом реализация воспитательного потенциала совмест­ной деятельности педагогов и школьников зависит от форм де­ятельности. Дело в том, что различные уровни воспитательных целей, которые мы упоминали выше, могут быть достигнуты только в рамках соответствующих им форм: чем выше уровень достигаемой цели, тем сложнее будут эти формы.

Таблица 1

Воспитательный потенциал некоторых форм совместной

деятельности детей и взрослых


Создают благопри­ятные условия для усвоения школь­никами социально значимых знаний

Создают благопри­ятные условия для развития социаль­но значимых отно­шений школьников

Создают благо­приятные условия для приобретения школьниками опыта социально значи­мых действий

Лекции и рассказы Развлекательные игры Викторины, конкурсы, соревнования

Беседы

Дискуссии

Дебаты

Ролевые и дело­вые игры

КТД

Социальные про­екты

Социально-моделирующие игры

Праздники

Театрализации

Культпоходы в кино, театр, кон­цертный зал, на выставку и т. п.

Познавательные и развлекательные экскурсии

Слёты, сборы

Исследователь­ские проекты Школьные кино­клубы, школьные самодеятельные театры

Поисковые,

природоохранные,

фольклорные

экспедиции

Социально ориентированные трудовые, экологические, гражданско-патри­отические, волонтёрские и другие акции

Итак, подведём итог нашим попыткам понять такой слож­ный феномен, каким является воспитание:

  • воспитание осуществляется только в общностях, которые образует ребёнок со значимым для него взрослым;

  • воспитание осуществляется только в процессе совместных действий детей и взрослых;

  • воспитание осуществляется как интернализация ребёнком картины мира взрослого, общность с которым он переживает;

  • воспитание осуществляется для того, чтобы ребёнок смог овладеть знаниями основных социальных норм, развить в себе позитивные отношения к базовым общественным ценностям, приобрести опыт самостоятельного социально значимого дей­ствия;

  • вклад воспитателя в личностное развитие ребёнка не­очевиден: невозможно достоверно утверждать, в какой мере те или иные личностные качества ребёнка стали результатом влияния того или иного субъекта его воспитания или соци­ализации, а в какой — результатом его собственных усилий, его саморазвития;

  • результаты воспитания носят отсроченный характер, их нельзя определить сиюминутно, так как не всегда известно, че­рез какой промежуток времени те или иные оказываемые на ребёнка влияния отразятся на нём.



ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ

Пожалуй, самая острая проблема оценки качества воспита­ния — это проблема её фальсификации. Как правило, такая проблема возникает там, где оценка качества воспитания ис­пользуется для сравнения, принуждения и наказания педагогов. Всё это приводит к превращению оценки качества школьного воспитания в своеобразную игру, в которой одна сторона — пе­дагоги — пытается показать себя начальству с лучшей стороны (иногда приукрашивая результаты тех или иных опросов, анкет, тестов, готовя детей к «правильному» их заполнению, а то и идя на прямой подлог), а другая сторона — эксперты — стремится уличить первую в некомпетентности (придумывая всё более изо­щрённые методы диагностики и оценки воспитания).

И если стремиться всерьёз решать проблему фальсификации в оценке качества воспитания, то всем, от кого эта оценка за­висит (и в первую очередь специалистам, имеющим властные полномочия), необходимо строго выдерживать данную позицию, а именно:

  • не сравнивать педагогов друг с другом;

  • не сравнивать общеобразовательные организации друг с другом;

  • не составлять никаких рейтингов, связанных с качеством воспитания;

  • не поощрять и не наказывать по итогам оценки качества воспитания;

  • не отстраняться от выявленных в ходе оценки проблем;

  • не перекладывать вину за эти проблемы на работающих с детьми педагогов;

  • осуществлять оценку качества воспитания как совместную рефлексию проблемных аспектов воспитания всеми ответствен­ными за него субъектами на разных уровнях системы образова­ния (педагогами, администрацией общеобразовательных органи­заций, методистами, специалистами управлений образованием).

Кроме того, крайне важно согласовывать в коллективах об­щеобразовательных организаций цели, предмет, периодичность, методы оценки, а также кодекс поведения всех участников это­го процесса после получения его результатов. И согласовывать по-настоящему, а не формально, соблюдая некий ритуал такого согласования.
РАСПРОСТРАНЁННЫЕ ОШИБКИ В ВЫБОРЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ

По каким критериям и показателям оценивать качество воспитания? Ответов на этот вопрос можно получить великое множество. Какие же ошибки допускаются в определении критериев и показателей качества воспитания? Проанализируем наиболее распространённые из них.

ПОГОНЯ ЗА КОЛИЧЕСТВОМ

Традиционно распространённым в педагогической среде яв­ляется такое мнение: качество воспитания в общеобразователь­ной организации оценивается хорошо, если в ней, например:

  • проводится большое количество общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

  • часто и регулярно происходят заседания педагогических со­ветов по проблемам воспитания;

  • существует широкая сеть кружков, секций, клубов, обще­ственных объединений;

  • имеется большой выбор разнообразного оборудования, сна­ряжения, инвентаря и т. п. для осуществления воспитательного процесса.

Однако означает ли всё это, что такая школа действительно хорошо воспитывает?

Погоня за количеством дел попросту распыляет усилия педагогов, не по­зволяя им и их воспитанникам сосредоточиться на серьёзной подготовке, проведении и анализе этих дел. Наконец, согласитесь, не странно ли качество определять ко­личеством?
БЕССМЫСЛЕННАЯ ОЦЕНКА ПЛАНОВ

Оценка выполнения плана позволяет узнать лишь количество проведённых дел: классных часов, благотворитель­ных акций, бесед, встреч с интересными людьми, походов в теа­тры, экскурсий и т. д. Но вот были ли все эти дела действитель­но воспитывающими, этого ни из планов, ни из прилагаемых к нему сценариев никак не узнать. Оценивая же сам план вос­питательной работы, можно сделать вывод лишь об одном — об искусстве его авторов составлять такие планы: грамотно форму­лировать цели, изящно выводить из них задачи, красиво рас­пределять все запланированные мероприятия по многочислен­ным ячейкам единой таблицы плана-сетки... И более ничего.

УЧИТЫВАТЬ ЛИ ДОСТИЖЕНИЯ?

Среди многих педагогов сегодня распространено представле­ние, согласно которому показателем качества воспитательного процесса в общеобразовательной организации будто бы являет­ся высокая активность школьников в общественной жизни, их хорошие выступления на всевозможных творческих конкурсах, выставках, фестивалях, викторинах, олимпиадах, соревнованиях и т. п. Результаты воспитания подсчитываются здесь не по лич­ностным изменениям в школьнике, а по заслуженным грамотам, полученным призам или занятым местам.

Этот подход к оценке качества воспитания плох уже потому, что здесь существует реальная опасность подмены эффективно­сти деятельности педагогов её эффектностью, а это не одно и то же. Более того, само участие детей в подобных конкурсах иногда может иметь весьма сомнительную воспитательную ценность.

ПОПЫТКА ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ

Вполне логично считать основным показателем качества вос­питания достижение педагогом той цели, которую он поставил перед собой. Однако и здесь мы встречаемся с проблемой. Дело в том, что эта цель может быть сформулирована педагогом не­

конкретно. И, следовательно, сделать вывод о её достижении не представляется возможным.

Вот, например, как узнать, достигли ли педагоги такой це­ли, как «воспитание всесторонне и гармонично развитой лич­ности»? Чтобы сделать такой вывод, надо, по крайней мере, знать, во-первых, сколько сторон у личности; во-вторых, какие это стороны; в-третьих, по каким признакам можно судить о том, что развиты именно все стороны, и притом гармонично. Вопросы без ответов...

Названная цель на самом деле и не цель вовсе. Это скорее воспитательный идеал, мечта, манифест. А попытка оценить до­стижение такого идеала сродни известной попытке объять не­объятное.

ОПАСНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ

Сегодня, к сожалению, очень модным стал такой подход: по­казателем качества осуществляемого в образовательной органи­зации воспитания считается демонстрируемый большинством учащихся высокий уровень воспитанности (для оценки различ­ных уровней воспитанности школьников специалисты разрабо­тали соответствующие диагностические методики). Критические замечания в адрес данного подхода обусловлены не столько проблемой объективности (или необъективности) данного по­казателя, сколько проблемой этического характера.

Что, если ребёнок никогда не сможет достичь того уровня воспитанности, который педагоги устанавливают как стандарт­ный и желательный для всех? Не сможет не по своей вине, а, к примеру, в силу сложных семейных обстоятельств или осо­бенностей своего физического и интеллектуального развития. Он что — априори невоспитанный? Не слишком ли жестокий приговор? Имеет ли кто-то моральное право оценивать детей с совершенно разной личной судьбой и разной социальной ситу­ацией развития в соответствии с единым стандартом, сравнивая их друг с другом?
  1   2   3