Главная страница

Анализ воспитания в основной и средней школе П. В. Степанов, И. В. Степанова М.: Просвещение, 2014г. В отличие от других сфер профессиональной деятельности человека в воспитании на сегод


Скачать 487.22 Kb.
Название Анализ воспитания в основной и средней школе П. В. Степанов, И. В. Степанова М.: Просвещение, 2014г. В отличие от других сфер профессиональной деятельности человека в воспитании на сегод
страница 3/3
Дата 05.04.2016
Размер 487.22 Kb.
Тип Документы
1   2   3

ПРОБЛЕМНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Проведённая вами оценка качества воспитания в общеоб­разовательной организации даст почву для размышлений о его проблемах, достоинствах, перспективах. И эти размышления, собственно, и представляют собой анализ воспитания.

Пожалуй, главная сложность такого анализа — это отсут­ствие во многих российских общеобразовательных организа­циях сколько-нибудь устоявшихся традиций его проведения. Проблемно ориентированный анализ часто подменяется от­чётом о проделанной работе. А в нём обычно перечисляются проведённые за прошедший год воспитательные мероприятия: что провели, как провели, чего не провели и по какой при­чине. К этому добавляются сведения о деятельности кружков, клубов, секций, детских организаций, органов ученического самоуправления и т. п. Ещё приводится статистика творче­ских, спортивных, трудовых и прочих внеучебных достиже­ний учащихся, а также статистика правонарушений школьни­ков и произошедших ЧП. Отмечаются выдающиеся (во всех отношениях) учащиеся. Вершиной такого отчёта считается сообщение результатов различных диагностик, касающихся воспитанности школьников, после чего следуют выводы о необходимости улучшить ..., углубить расширить ..., про­должить формировать ..., обратить особое внимание на ... и усилить контроль за ....

Содержащаяся в таком отчёте информация в большинстве своём отнюдь не бесполезна, но вот только анализом состояния воспитания в общеобразовательной организации это называть не стоит. Отчёт — он и есть отчёт.

Настоящий же анализ предполагает не просто описание по­ложения дел в воспитании, а:

  • во-первых, сопоставление полученных результатов в вос­питании школьников с поставленными в этой области целями;

  • во-вторых, выявление факторов, позитивно или негативно повлиявших на полученные результаты, т. е. поиск причин полу­чения тех или иных результатов;

  • в-третьих, формулирование важнейших проблем в сфере воспитания, которые предстоит решать в будущем.

Мы предлагаем один из возможных вариантов проведения проблемно ориентированного анализа воспитания, результа­ты которого можно будет заносить в представленный ниже бланк.

Бланк проблемно ориентированного анализа школьного воспитания

Проблемно ориентированный анализ состояния воспитания в общеобразовательной организации

Общеобразовательная организация: ...

Дата проведения (не чаще одного раза в два года): ...

Объект

Что анализирова­лось?

Основания

На основании чего осуществлялся анализ?

Выводы

Какие достижения и проблемы бы­ли выявлены в ходе анализа, над чем предстоит работать?

1. Результаты

воспитания

школьников

(заполняется со­вместно замести­телем директора по воспитательной

работе, школь­ным психологом и классными руково­дителями)

Педагогическое наблюдение и анкетирование школьников

5А класс:

5Б класс:

6А класс:

6Б класс:

7А класс:

7Б класс:

8А класс:

8Б класс:

9А класс:

9Б класс:

10 класс:

11 класс:

2. Воспитательная

деятельность

педагогов

(заполняется заме­стителем директо­ра по воспитатель­ной работе)

Наблюдение, ана­лиз планов воспи­тательной работы и/или программ внеурочной дея­тельности, анкети­рование педагогов школы




3. Управление

воспитательным

процессом

(заполняется со­вместно замести­телем директора по воспитательной работе и директо­ром школы).

3.1. Реализация управленческой функции «Планирование процесса воспита­ния»

Результаты наблю­дения и анкетиро­вания педагогов школы




3.2. Реализация

управленческой

функции

«Организация

работы педагогов-

воспитателей»







3.3. Реализация управленческой функции «Под­держка професси­ональной мотива­ции педагогов-воспитателей»







3.4. Реализация управленческой функции «Контроль воспитания»




4. Материально- технические средства как ре­сурс воспитания

(заполняется заме­стителем директо­ра по воспитатель­ной работе)







5. Окружающая школу среда как ресурс воспитания

(заполняется заме­стителем директо­ра по воспитатель­ной работе)







6. Детский кол­лектив как ре­сурс воспитания

(заполняется со­вместно замести­телем директора по воспитательной работе, классными руково­дителями) школьным психологом и





5А класс:


5Б класс:


6А класс:


6Б класс:

7А класс:

7Б класс:

8А класс:

8Б класс:

9А класс:

9Б класс:

10 класс:

11 класс:

7. Уклад школь­ной жизни как ресурс воспитания







КАК РАБОТАТЬ С БЛАНКОМ АНАЛИЗА?

В бланке вы заполняете лишь третью колонку, т. е. старае­тесь сделать выводы о том, какие достижения и проблемы были выявлены в ходе анализа и над чем вам предстоит работать в ближайшее время.

Пункт 1. Выводы относительно результатов воспита­ния школьников.

Каково качество результатов воспитания школьников каждо­го класса и соответствует ли оно тем целям, которые ставили перед собой педагоги?

Какова динамика личностного роста школьников каждого класса (в случае если вы ранее изучали воспитанность по таким же критериям и с использованием тех же методик и у вас есть возможность сделать сравнение)?

Какие прежде существовавшие проблемы воспитанности школьников удалось решить?

Какие прежде существовавшие проблемы воспитанности школьников решить не удалось?

Какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать?

Пункт 2. Выводы относительно воспитательной дея­тельности педагогов.

Испытывают ли педагоги затруднения в определении целей своей воспитательной деятельности? Соответствуют ли цели и результаты их работы приоритетам образовательной организа­ции, характеру собственной профессиональной деятельности, а также проблемам, которые за последние год-два были характер­ными для их учащихся?

Испытывают ли педагоги проблемы с реализацией воспита­тельного потенциала учебной и внеучебной (внеурочной) деятель­ности школьников? Носят ли организуемые ими учебные, трудо­вые, спортивные, творческие, развлекательные дела воспитываю­щий характер? Используют ли они в своей работе эффективные формы воспитывающих занятий с детьми? Соответствуют ли они тем целям и результатам, которых педагоги стремятся достичь?

Стремятся ли педагоги к формированию вокруг себя привле­кательных для учеников детско-взрослых общностей, в которых культивируется благопристойный образ жизни и с членами ко­торых они хотели бы себя отождествлять? Являются ли педагоги для своих учащихся значимыми взрослыми?

Пункт 3. Выводы относительно управления воспита­тельным процессом в общеобразовательной организации.

Применительно к подпункту «Реализация управленческой функции «Планирование процесса воспитания»:

  • каковы проблемы планирования воспитательной работы в общеобразовательной организации;

  • составляются ли общешкольный план воспитательной рабо­ты и планы воспитательной работы классных руководителей на основе результатов изучения воспитанности школьников;

  • согласуются ли планы работы классных руководителей, пе­дагогов дополнительного образования, социальных педагогов, воспитателей ГПД;

  • проводятся ли регулярные собеседования заместителя ди­ректора по воспитательной работе с классными руководителями, педагогами дополнительного образования, воспитателями ГПД по вопросам планирования их работы и реализации планов;

  • привлекаются ли к разработке планов и программ воспи­тания родители, школьники, другие педагоги.

Применительно к подпункту «Реализация управленческой функции «Организация работы педагогов-воспитателей»:

имеют ли педагоги, организующие воспитательный процесс в общеобразовательной организации, чёткое представление о нормативно-методических документах, регулирующих воспита­тельный процесс: об общешкольном плане воспитательной ра­боты; программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся (для общеобразовательных организаций, перешед­ших на новые Стандарты); программах организации внеурочной воспитывающей деятельности школьников (для общеобразова­тельных организаций, перешедших на новые Стандарты) и т. п.;

  • имеют ли педагоги, организующие воспитательный процесс в общеобразовательной организации, чёткое представление о своих должностных инструкциях, правах и обязанностях, сфере своей ответственности;

  • отмечают ли они, что в этих документах нет противоречий, неясных формулировок, чётко прописаны права, обязанности и сфера их ответственности.

Применительно к подпункту «Реализация управленческой функции «Поддержка профессиональной мотивации педаго­гов-воспитателей»:

  • организуется ли в общеобразовательной организации повы­шение квалификации педагогов в сфере воспитания, поощряется ли профессиональный рост педагогов, занимающихся воспитани­ем школьников (есть ли система наставничества для начинающих классных руководителей; существует ли практика проведения об­учающих семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий по проблемам воспитания; поощряется ли участие педагогов в профессиональных конкурсах воспитательной направленности, всероссийских, городских или окружных семинарах, научно- практических конференциях по воспитательной проблематике, публикация их работ в профильных журналах и сборниках);

  • поощряются ли школьные педагоги за свои индивидуаль­ные достижения в сфере воспитания детей, находит ли адми­нистрация способы не только морального, но и материального поощрения педагогов, занимающихся воспитанием школьников;

  • стремится ли школьная администрация к сокращению объ­ёма и упрощению процедур оформления документации, которую ведут классные руководители, педагоги дополнительного образо­вания, социальные педагоги, воспитатели ГПД;

  • отмечают ли педагоги, что администрация общеобразова­тельной организации поддерживает обратную связь с подчинён­ными, уделяет внимание личному общению с педагогами-воспитателями, выслушивает их жалобы, прямые и скрытые просьбы, предложения.

Применительно к подпункту «Реализация управленческой функции «Контроль воспитания»:

  • осуществляется ли в общеобразовательной организации кон­троль динамики воспитанности школьников, развития детских коллективов, качества воспитательной деятельности педагогов;

  • согласуются ли процедуры контроля с классными руково­дителями, педагогами дополнительного образования, воспитате­лями ГПД;

  • есть ли проблемы в осуществлении этого контроля.

  • Пункт 4. Выводы относительно материально-техниче­ских средств как ресурса воспитания.

  • Имеются ли необходимые для организации воспитательного процесса оборудование, аппаратура, игровое, туристское, спор­тивное снаряжение, библиотечно-информационный фонд и т. п. (с учётом реальных возможностей)?

  • Если нет, то какие именно возможности в воспитании детей вы упускаете, не имея нужного вам оборудования?

  • В каких материально-технических средствах особенно нужда­ется образовательная организация?

  • Пункт 5. Выводы относительно окружающей школу сре­ды как ресурса воспитания.

  • Какие средовые ресурсы, т. е. окружающие школу или нахо­дящиеся неподалёку природные (парки, заповедники, леса, го­ры, водоёмы, гнездовья птиц, места обитания диких животных) или культурные (учреждения культуры, спортивные или досу­гово-развлекательные центры, храмы, мемориалы, памятники и т. п.) объекты, используются в процессе воспитания школь­ников? Какой эффект это даёт?

  • Какие из близлежащих средовых объектов не используются? По какой причине и нужно ли это вообще? Что из этого может быть использовано в воспитательном процессе?

  • Пункт 6. Выводы относительно детского коллектива как ресурса воспитания.

  • Какова степень сплочённости коллектива класса, насколь­ко школьники удовлетворены своим коллективом, считают его спаянным, крепким, единым? Иными словами, на какой стадии развития коллектива находится школьный класс? Для ответа на этот вопрос можно использовать предложенные А. Н. Лутошкиным образные описания стадий развития детского коллектива («песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел») и разработанную им же методику из­учения развитости детского коллектива1.

  • Соответствуют ли условия, в которых находится класс, уров­ню развития его как коллектива? Ведь, к примеру, от сформи­рованного из нескольких бывших 9 классов единого 10 класса ожидать высокого уровня развития коллектива явно не стоит. То же, кстати, можно сказать и про объединения учащихся млад­ших классов.

  • Опыт каких классных коллективов и каких классных руково­дителей можно распространять в школе?

  • Какому классу и какому классному руководителю предстоит в дальнейшем оказывать помощь и поддержку в развитии класс­ного коллектива?

  • Пункт 7. Выводы относительно уклада жизни обще­образовательной организации как ресурса воспитания.

  • Культивируется ли в общеобразовательной организации партнерский, уважительный, доброжелательный стиль общения между педагогами и учащимися, так и внутри педагогического и детского сообществ? Какие проблемы еще не решены удалось сделать в последние годы?

  • Какие общешкольные традиции и ритуалы ( вводящие ученика в мир школьной жизни, формирующие чувство школьного патриотизма, причастности к тому, что происходит в образовательной организации) интересны и популярны среди школьников и педагогов? Какие традиции и ритуалы постепенно утрачивают свою значимость для школьников и педагогов? Осуществляется ли коллективная подготовка, проведение анализ общешкольных событий воспитательной направленности? Как часто это делается? Какой процент принимает в этом участие? Какой из элементом КТД удается более всего? Какой менее всего?

  • Ориентирована ли предметно-эстетическая среда образовательной организации (обустройство школьного двора, коридоров, рекреаций; цветовое, световое и декоративное оформление) на воспитание школьников?

  • В завершение проблемно ориентированною анализа состояния воспитания вам предстоит проранжировать для себя явленные проблемы по степени их значимости: что необходимо решать в первую очередь, что во вторую, и что в третью… В итоге пространство ваших дальнейших действий более или менее определено. Пришла очередь принимать решения.
1   2   3