|
ПРОБЛЕМНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Проведённая вами оценка качества воспитания в общеобразовательной организации даст почву для размышлений о его проблемах, достоинствах, перспективах. И эти размышления, собственно, и представляют собой анализ воспитания.
Пожалуй, главная сложность такого анализа — это отсутствие во многих российских общеобразовательных организациях сколько-нибудь устоявшихся традиций его проведения. Проблемно ориентированный анализ часто подменяется отчётом о проделанной работе. А в нём обычно перечисляются проведённые за прошедший год воспитательные мероприятия: что провели, как провели, чего не провели и по какой причине. К этому добавляются сведения о деятельности кружков, клубов, секций, детских организаций, органов ученического самоуправления и т. п. Ещё приводится статистика творческих, спортивных, трудовых и прочих внеучебных достижений учащихся, а также статистика правонарушений школьников и произошедших ЧП. Отмечаются выдающиеся (во всех отношениях) учащиеся. Вершиной такого отчёта считается сообщение результатов различных диагностик, касающихся воспитанности школьников, после чего следуют выводы о необходимости улучшить ..., углубить расширить ..., продолжить формировать ..., обратить особое внимание на ... и усилить контроль за ....
Содержащаяся в таком отчёте информация в большинстве своём отнюдь не бесполезна, но вот только анализом состояния воспитания в общеобразовательной организации это называть не стоит. Отчёт — он и есть отчёт.
Настоящий же анализ предполагает не просто описание положения дел в воспитании, а:
во-первых, сопоставление полученных результатов в воспитании школьников с поставленными в этой области целями;
-
во-вторых, выявление факторов, позитивно или негативно повлиявших на полученные результаты, т. е. поиск причин получения тех или иных результатов;
в-третьих, формулирование важнейших проблем в сфере воспитания, которые предстоит решать в будущем.
Мы предлагаем один из возможных вариантов проведения проблемно ориентированного анализа воспитания, результаты которого можно будет заносить в представленный ниже бланк.
Бланк проблемно ориентированного анализа школьного воспитания
Проблемно ориентированный анализ состояния воспитания в общеобразовательной организации
Общеобразовательная организация: ...
Дата проведения (не чаще одного раза в два года): ...
|
Объект
Что анализировалось?
|
Основания
На основании чего осуществлялся анализ?
|
Выводы
Какие достижения и проблемы были выявлены в ходе анализа, над чем предстоит работать?
|
1. Результаты
воспитания
школьников
(заполняется совместно заместителем директора по воспитательной
работе, школьным психологом и классными руководителями)
|
Педагогическое наблюдение и анкетирование школьников
|
5А класс:
|
5Б класс:
|
6А класс:
|
6Б класс:
|
7А класс:
|
7Б класс:
|
8А класс:
|
8Б класс:
|
9А класс:
|
9Б класс:
|
10 класс:
|
11 класс:
|
2. Воспитательная
деятельность
педагогов
(заполняется заместителем директора по воспитательной работе)
|
Наблюдение, анализ планов воспитательной работы и/или программ внеурочной деятельности, анкетирование педагогов школы
|
|
3. Управление
воспитательным
процессом
(заполняется совместно заместителем директора по воспитательной работе и директором школы).
3.1. Реализация управленческой функции «Планирование процесса воспитания»
|
Результаты наблюдения и анкетирования педагогов школы
|
|
3.2. Реализация
управленческой
функции
«Организация
работы педагогов-
воспитателей»
|
|
|
3.3. Реализация управленческой функции «Поддержка профессиональной мотивации педагогов-воспитателей»
|
|
|
3.4. Реализация управленческой функции «Контроль воспитания»
|
|
4. Материально- технические средства как ресурс воспитания
(заполняется заместителем директора по воспитательной работе)
|
|
|
5. Окружающая школу среда как ресурс воспитания
(заполняется заместителем директора по воспитательной работе)
|
|
|
6. Детский коллектив как ресурс воспитания
(заполняется совместно заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями) школьным психологом и
|
|
5А класс:
|
5Б класс:
|
6А класс:
|
6Б класс:
|
7А класс:
|
7Б класс:
|
8А класс:
|
8Б класс:
|
9А класс:
|
9Б класс:
|
10 класс:
|
11 класс:
|
7. Уклад школьной жизни как ресурс воспитания
|
|
|
КАК РАБОТАТЬ С БЛАНКОМ АНАЛИЗА?
В бланке вы заполняете лишь третью колонку, т. е. стараетесь сделать выводы о том, какие достижения и проблемы были выявлены в ходе анализа и над чем вам предстоит работать в ближайшее время.
Пункт 1. Выводы относительно результатов воспитания школьников.
Каково качество результатов воспитания школьников каждого класса и соответствует ли оно тем целям, которые ставили перед собой педагоги?
Какова динамика личностного роста школьников каждого класса (в случае если вы ранее изучали воспитанность по таким же критериям и с использованием тех же методик и у вас есть возможность сделать сравнение)?
Какие прежде существовавшие проблемы воспитанности школьников удалось решить?
Какие прежде существовавшие проблемы воспитанности школьников решить не удалось?
Какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать?
Пункт 2. Выводы относительно воспитательной деятельности педагогов.
Испытывают ли педагоги затруднения в определении целей своей воспитательной деятельности? Соответствуют ли цели и результаты их работы приоритетам образовательной организации, характеру собственной профессиональной деятельности, а также проблемам, которые за последние год-два были характерными для их учащихся?
Испытывают ли педагоги проблемы с реализацией воспитательного потенциала учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности школьников? Носят ли организуемые ими учебные, трудовые, спортивные, творческие, развлекательные дела воспитывающий характер? Используют ли они в своей работе эффективные формы воспитывающих занятий с детьми? Соответствуют ли они тем целям и результатам, которых педагоги стремятся достичь?
Стремятся ли педагоги к формированию вокруг себя привлекательных для учеников детско-взрослых общностей, в которых культивируется благопристойный образ жизни и с членами которых они хотели бы себя отождествлять? Являются ли педагоги для своих учащихся значимыми взрослыми?
Пункт 3. Выводы относительно управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации.
Применительно к подпункту «Реализация управленческой функции «Планирование процесса воспитания»:
каковы проблемы планирования воспитательной работы в общеобразовательной организации;
составляются ли общешкольный план воспитательной работы и планы воспитательной работы классных руководителей на основе результатов изучения воспитанности школьников;
согласуются ли планы работы классных руководителей, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, воспитателей ГПД;
-
проводятся ли регулярные собеседования заместителя директора по воспитательной работе с классными руководителями, педагогами дополнительного образования, воспитателями ГПД по вопросам планирования их работы и реализации планов;
привлекаются ли к разработке планов и программ воспитания родители, школьники, другие педагоги.
Применительно к подпункту «Реализация управленческой функции «Организация работы педагогов-воспитателей»:
имеют ли педагоги, организующие воспитательный процесс в общеобразовательной организации, чёткое представление о нормативно-методических документах, регулирующих воспитательный процесс: об общешкольном плане воспитательной работы; программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся (для общеобразовательных организаций, перешедших на новые Стандарты); программах организации внеурочной воспитывающей деятельности школьников (для общеобразовательных организаций, перешедших на новые Стандарты) и т. п.;
-
имеют ли педагоги, организующие воспитательный процесс в общеобразовательной организации, чёткое представление о своих должностных инструкциях, правах и обязанностях, сфере своей ответственности;
отмечают ли они, что в этих документах нет противоречий, неясных формулировок, чётко прописаны права, обязанности и сфера их ответственности.
Применительно к подпункту «Реализация управленческой функции «Поддержка профессиональной мотивации педагогов-воспитателей»:
-
организуется ли в общеобразовательной организации повышение квалификации педагогов в сфере воспитания, поощряется ли профессиональный рост педагогов, занимающихся воспитанием школьников (есть ли система наставничества для начинающих классных руководителей; существует ли практика проведения обучающих семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий по проблемам воспитания; поощряется ли участие педагогов в профессиональных конкурсах воспитательной направленности, всероссийских, городских или окружных семинарах, научно- практических конференциях по воспитательной проблематике, публикация их работ в профильных журналах и сборниках);
поощряются ли школьные педагоги за свои индивидуальные достижения в сфере воспитания детей, находит ли администрация способы не только морального, но и материального поощрения педагогов, занимающихся воспитанием школьников;
-
стремится ли школьная администрация к сокращению объёма и упрощению процедур оформления документации, которую ведут классные руководители, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, воспитатели ГПД;
отмечают ли педагоги, что администрация общеобразовательной организации поддерживает обратную связь с подчинёнными, уделяет внимание личному общению с педагогами-воспитателями, выслушивает их жалобы, прямые и скрытые просьбы, предложения.
Применительно к подпункту «Реализация управленческой функции «Контроль воспитания»:
осуществляется ли в общеобразовательной организации контроль динамики воспитанности школьников, развития детских коллективов, качества воспитательной деятельности педагогов;
согласуются ли процедуры контроля с классными руководителями, педагогами дополнительного образования, воспитателями ГПД;
есть ли проблемы в осуществлении этого контроля.
Пункт 4. Выводы относительно материально-технических средств как ресурса воспитания.
Имеются ли необходимые для организации воспитательного процесса оборудование, аппаратура, игровое, туристское, спортивное снаряжение, библиотечно-информационный фонд и т. п. (с учётом реальных возможностей)?
-
Если нет, то какие именно возможности в воспитании детей вы упускаете, не имея нужного вам оборудования?
В каких материально-технических средствах особенно нуждается образовательная организация?
Пункт 5. Выводы относительно окружающей школу среды как ресурса воспитания.
Какие средовые ресурсы, т. е. окружающие школу или находящиеся неподалёку природные (парки, заповедники, леса, горы, водоёмы, гнездовья птиц, места обитания диких животных) или культурные (учреждения культуры, спортивные или досугово-развлекательные центры, храмы, мемориалы, памятники и т. п.) объекты, используются в процессе воспитания школьников? Какой эффект это даёт?
Какие из близлежащих средовых объектов не используются? По какой причине и нужно ли это вообще? Что из этого может быть использовано в воспитательном процессе?
Пункт 6. Выводы относительно детского коллектива как ресурса воспитания.
Какова степень сплочённости коллектива класса, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, считают его спаянным, крепким, единым? Иными словами, на какой стадии развития коллектива находится школьный класс? Для ответа на этот вопрос можно использовать предложенные А. Н. Лутошкиным образные описания стадий развития детского коллектива («песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел») и разработанную им же методику изучения развитости детского коллектива1.
Соответствуют ли условия, в которых находится класс, уровню развития его как коллектива? Ведь, к примеру, от сформированного из нескольких бывших 9 классов единого 10 класса ожидать высокого уровня развития коллектива явно не стоит. То же, кстати, можно сказать и про объединения учащихся младших классов.
Опыт каких классных коллективов и каких классных руководителей можно распространять в школе?
Какому классу и какому классному руководителю предстоит в дальнейшем оказывать помощь и поддержку в развитии классного коллектива?
Пункт 7. Выводы относительно уклада жизни общеобразовательной организации как ресурса воспитания.
Культивируется ли в общеобразовательной организации партнерский, уважительный, доброжелательный стиль общения между педагогами и учащимися, так и внутри педагогического и детского сообществ? Какие проблемы еще не решены удалось сделать в последние годы?
-
Какие общешкольные традиции и ритуалы ( вводящие ученика в мир школьной жизни, формирующие чувство школьного патриотизма, причастности к тому, что происходит в образовательной организации) интересны и популярны среди школьников и педагогов? Какие традиции и ритуалы постепенно утрачивают свою значимость для школьников и педагогов? Осуществляется ли коллективная подготовка, проведение анализ общешкольных событий воспитательной направленности? Как часто это делается? Какой процент принимает в этом участие? Какой из элементом КТД удается более всего? Какой менее всего?
Ориентирована ли предметно-эстетическая среда образовательной организации (обустройство школьного двора, коридоров, рекреаций; цветовое, световое и декоративное оформление) на воспитание школьников?
В завершение проблемно ориентированною анализа состояния воспитания вам предстоит проранжировать для себя явленные проблемы по степени их значимости: что необходимо решать в первую очередь, что во вторую, и что в третью… В итоге пространство ваших дальнейших действий более или менее определено. Пришла очередь принимать решения.
|
|
|