|
Рассмотрение какого бы то ни было стандарта воспитанности, которому должен соответствовать каждый ребёнок, как показателя качества воспитания крайне опасно! Вызываемое таким подходом вольное или невольное сравнение воспитанников друг с другом — «один лучше, другой хуже» — недопустимо! В этой связи как показатель качества воспитания лучше рассматривать не степень приближения ребёнка к единому для всех стандарту, а степень его изменения по сравнению с самим собой — каким был, каким стал.
МОДЕЛЬ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ
Модель внутришкольной оценки качества воспитания базируется на нескольких основных принципах. Среди них:
Принцип развивающего характера оценки качества воспитания. Основное назначение оценки качества воспитания — способствовать развитию воспитания в системе общего образования. Это означает, что результаты оценки качества воспитания должны быть использованы не для поощрения или наказания отдельных педагогов или образовательной организации в целом, а для обнаружения тех проблем, над которыми этим педагогам либо этой образовательной организации предстоит работать дальше, для грамотной постановки целей воспитания, для грамотного планирования воспитательной работы, для адекватного подбора форм и методов работы с детьми. Оценка качества воспитания призвана помочь школе понять, над чем ей надо работать дальше, что делать со своими учащимися, как улучшать результаты своей деятельности.
Принцип разделённой ответственности за качество воспитания. Школа далеко не единственный и не самый влиятельный (в плане воспитания детей) социальный институт, и она, очевидно, вовсе не должна относить на свой счёт всё, что касается качества воспитания. Так, воспитанность школьников — это не обязательно заслуга школы или её вина. Школа несёт за воспитание детей свою немалую, но при этом всего лишь долю ответственности. А потому применительно к оценке качества воспитания школьников имеет смысл говорить о разделённой ответственности за это качество школы и других социальных институтов: семьи, церкви, СМИ, общественных организаций и т. д.
Принцип приоритета внутренней оценки качества воспитания. В системе оценки качества воспитания приоритет необходимо отдать внутренней оценке, т. е. оценке, которая производится самими субъектами школьного воспитания. Процедура же внешней (по отношению к образовательной организации) оценки должна лишь дополнять процедуру самооценки и стимулировать развитие последней. Это:
позволит значительно снизить уровень фальсификации оценки качества воспитания и повысить её объективность;
восстановит утерянное доверие друг к другу представителей разных уровней системы образования;
уменьшит действие факторов, демотивирующих педагогов-воспитателей;
позволит использовать результаты оценки непосредственно для обеспечения качества воспитания образовательной организацией.
Принцип гуманистической направленности оценки качества воспитания. Оценка качества воспитания должна предполагать уважительное, доверительное отношение как к школьникам, так и к педагогам, осуществляющим воспитательный процесс. Оценка качества воспитания не должна предполагать сравнения детей, педагогов или школ друг с другом, составления каких бы то ни было рейтингов качества воспитания, дистанцирования администрации общеобразовательных организаций или органов управления образованием от выявленных в ходе оценки проблем и переложения ответственности за эти проблемы на родителей и педагогов.
Принцип ориентации на оценку сущностных сторон воспитания. Чрезвычайно важно в процессе осуществления оценки качества воспитания сосредоточиться не на формальных его составляющих (документах, обеспечивающих воспитательный процесс в общеобразовательной организации, количестве проведённых школой или педагогом воспитывающих мероприятий, конкурсных достижениях учащихся и т.д.), а на сущностных: ценностях, целях, механизмах, формах, способах, результатах воспитания.
Названные подходы и принципы легли в основу предлагаемой модели внутришкольной оценки качества воспитания. Эта модель даёт нам идеализированное и обобщённое представление об оценке качества воспитания, её целях, направлениях, критериях, показателях и ограничениях. Она призвана в общих чертах дать ответ на вопрос о самом процессе осуществления этой оценки.
Предлагаемая модель разработана в соответствии со Стандартом и может быть использована во всех общеобразовательных организациях.
Качество воспитания мы понимаем как меру достижения целей и решения задач воспитания, определённых в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и общества. Оценить качество воспитания в школе можно по трём основным направлениям:
качество результатов воспитания школьников (как школьники воспитаны);
качество воспитательной деятельности педагогов (как педагоги воспитывают);
качество управления воспитательным процессом (как администрация общеобразовательной организации осуществляет управление в сфере воспитания).
Рассмотрим каждое из направлений.
О качестве результатов воспитания школьников можно судить по мере достижения школой и другими социальными институтами, влияющими на детей, основных целей воспитания.
Для такой оценки можно использовать критерий их личностного роста, а саму оценку производить по следующим показателям:
усвоение школьниками основных социально значимых знаний (знаний о социально значимых нормах и традициях);
развитие социально значимых отношений школьников (позитивных отношений к базовым общественным ценностям);
приобретение школьниками опыта социально значимого действия.
Оценка качества результатов воспитания школьников проводится путём сравнения поставленных в каждом классе целей воспитания и реально полученных результатов, фиксируемых педагогическим наблюдением и анкетированием школьников.
О качестве воспитательной деятельности педагогов можно судить по мере решения основных задач воспитания, лежащих в компетенции педагогов, работающих непосредственно с детьми.
Для оценки качества воспитательной деятельности педагогов можно использовать критерий грамотности организации воспитательной деятельности, а саму оценку производить по следующим показателям:
-
соответствие целей воспитательной деятельности педагога актуальным проблемам воспитанности школьников;
адекватность форм и содержания воспитательной деятельности педагога поставленным целям;
использование педагогом воспитательного потенциала учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности школьников;
формирование педагогом воспитывающих детско-взрослых общностей.
Основной используемый здесь метод — это экспертиза. Источником необходимой для экспертной оценки информации являются результаты анкетирования школьных педагогов, имеющих классное руководство или внеурочную нагрузку. Эти результаты должны быть обязательно сверены экспертом с данными его наблюдения за деятельностью педагогов, собеседования с ними, совместного с ними анализа выполнения их планов или программ работы с детьми.
О качестве управления воспитательным процессом можно судить по мере решения основных задач воспитания, лежащих в компетенции администрации общеобразовательной организации.
Для оценки качества управления воспитательным процессом можно использовать критерий реализации в сфере воспитания основных управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля, а саму оценку производить по следующим показателям:
планирование воспитательной работы на основе изучения проблем воспитания в общеобразовательной организации с привлечением различных представителей школьного сообщества;
-
грамотное распределение прав, обязанностей и сферы ответственности между педагогами, организующими воспитательный процесс в общеобразовательной организации, а также понимание ими своих должностных инструкций;
поддержка профессиональной мотивации педагогов-воспитателей со стороны администрации общеобразовательной организации;
осуществление грамотного внутришкольного контроля и проблемно ориентированного анализа состояния воспитания в общеобразовательной организации.
Основной используемый метод также экспертиза, а источником необходимой для экспертной оценки информатизации станут результаты анкетирования заместителя директора по воспитательной работе, педагога-организатора, социального педагога, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей ГПД.
№ п/п
|
Ситуации
|
Варианты
|
1
|
Постановка целей воспитания и планирование воспитательной работы (как на уровне школы, так и на уровне классов) осуществляются на основе изучения проблем воспитанности школьников
|
Никогда
|
Иногда
|
Часто
|
Всегда
|
2
|
Цели воспитания и планы воспитательной работы классных руководителей согласуются с администрацией школы
|
Чаще всего никак не согласуются
|
Требования и пожелания администрация предъявляет преимущественно на педсоветах или заседаниях МО
|
Преимущественно согласуются в процессе проверки планов работы классных руководителей
|
Преимущественно согласуются в процессе индивидуальных встреч- бесед с классными руководителями
|
3
|
В нашей общеобразовательной организации разработаны нормативно-методические документы, регулирующие воспитательный процесс, а именно общешкольный план воспитательной работы, планы воспитательной работы классных руководителей; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся (для общеобразовательных организаций, перешедших на новые Стандарты); программы организации внеурочной воспитывающей деятельности школьников (для общеобразовательных организаций, перешедших на новые Стандарты)
|
нет
|
Затрудняюсь ответить
|
Разработаны лишь частично
|
Да
|
4
|
В нашей общеобразовательной организации принято привлекать к разработке планов и программ воспитания различных представителей школьного сообщества: педагогов, родителей, школьников
|
Никогда
|
Иногда
|
Часто
|
Всегда
|
5
|
Я хорошо знаком со своей должностной инструкцией (заместителя директора по ВР, педагога-организатора, социального педагога, классного руководителя, педагога дополнительного образования, воспитателя ГПД)
|
Нет
|
Лишь отчасти
|
Да, но не в полной мере
|
Да
|
6
|
В моей должностной инструкции все пункты описаны максимально конкретно, в ней нет противоречий и неясных мне формулировок, в ней чётко прописано, что я должен и чего не должен делать, каковы мои права и обязанности
|
Нет
|
Лишь отчасти
|
Да, но не в полной мере
|
Да
|
7
|
Администрация нашей общеобразовательной организации обеспечивает полную информированность педагогов о планируемых и происходящих в школе изменениях, связанных с воспитанием, старается согласовывать с ними эти изменения
|
Никогда
|
Иногда
|
Часто
|
Всегда
|
8
|
Администрация нашей общеобразовательной организации старается сокращать объём и упрощать процедуры оформления документации, которую ведут классные руководители, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД
|
Никогда
|
Иногда
|
Часто
|
Всегда
|
9
|
Администрация нашей общеобразовательной организации поддерживает обратную связь со своими подчинёнными, уделяет много внимания личному общению с педагогами- воспитателями, старается выслушивать их жалобы, прямые и скрытые просьбы, предложения, инициативы и т. п.
|
Никогда
|
Иногда
|
Часто
|
Всегда
|
10
|
Администрация нашей общеобразовательной организации отмечает все индивидуальные достижения своих педагогов в сфере воспитания детей, стараясь найти способы не только морального, но и материального поощрения педагогов, занимающихся воспитанием школьников
|
Никогда
|
Иногда
|
Часто
|
Всегда
|
11
|
Администрация нашей общеобразовательной организации старается демонстрировать по отношению к педагогам, занимающимся воспитанием детей, свои оптимистические ожидания, авансировать их своим доверием
|
Никогда
|
Иногда
|
Часто
|
Всегда
|
12
|
Администрация нашей общеобразовательной организации поощряет профессиональный рост педагогов, занимающихся воспитанием школьников: поощряя их участие в разного рода профессиональных конкурсах, выступления на научно- практических конференциях, публикацию их работ в профильных журналах и сборниках; направляя их на престижные семинары или конференции по проблемам воспитания; стимулируя их участие в исследовательской работе по воспитательной проблематике и т. п.
|
Никогда
|
Иногда
|
Часто
|
Всегда
|
13
|
Администрация нашей общеобразовательной организации старается согласовывать с классными руководителями, педагогами дополнительного образования, воспитателями ГПД процедуры контроля их деятельности
|
Никогда
|
Иногда
|
Часто
|
Всегда
|
14
|
В нашей общеобразовательной организации осуществляется контроль динамики воспитанности школьников
|
Никогда
|
Очень редко
|
Нерегулярно
|
Регулярно
|
15
|
В нашей общеобразовательной организации осуществляется контроль динамики развития детских коллективов
|
Никогда
|
Очень редко
|
Нерегулярно
|
Регулярно
|
16
|
В нашей общеобразовательной организации осуществляется контроль реализации педагогами воспитательного потенциала учебной и внеучебной деятельности школьников
|
Никогда
|
Очень редко
|
Нерегулярно
|
Регулярно
|
ИТОГО
|
|
Как производится оценка? Оценка осуществляется на основе сопоставления результатов анкетирования и других знаний эксперта об управлении процессом воспитания в общеобразовательной организации, полученных в ходе наблюдения, собеседования с педагогами, анализа школьной документации (результаты анкетирования, таким образом, являются лишь вспомогательным средством для выставления оценки).
Оценивание производится следующим образом:
Эксперт оценивает ответы каждого педагога на все 16 вопросов анкеты. При этом за выбранный педагогом первый вариант ответа может быть поставлен 1 балл, за второй — 2 балла, за третий — 3 балла, за четвёртый — 4 балла.
Эксперт суммирует баллы и выставляет общий оценочный балл по каждой из анкет (ставится в нижней правой ячейке анкеты).
Эксперт суммирует общие баллы по всем анкетам, а полученную сумму делит на количество педагогов, принимавших участие в анкетировании, т. е. определяет среднеарифметический балл для всей общеобразовательной организации. Если суммирование этих баллов даёт:
16—31 балл
|
Это может свидетельствовать о НЕДОПУСТИМОМ качестве воспитательной деятельности педагогов
|
32—48 баллов
|
Это может свидетельствовать о ДОПУСТИМОМ качестве воспитательной деятельности педагогов
|
49—64 балла
|
Это может свидетельствовать об ОПТИМАЛЬНОМ качестве воспитательной деятельности педагогов
|
Чем полезна полученная информация? Полученная информация позволит обнаружить проблемные аспекты управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации, проанализировать эти проблемы и попытаться найти их решение в сотрудничестве администрации и управления образования.
Кто должен осуществлять оценку качества воспитания? Оценка качества воспитательной деятельности педагогов может осуществляться как руководителем общеобразовательной организации, так и полномочными представителями его учредителя (например, специалистами управления образования).
Как часто можно производить эту оценку? Логично, если эта оценка будет производиться с той же регулярностью, что и оценка качества воспитания по двум другим направлениям, а именно один раз в два года.
Какие ограничения существуют? Нежелательно использование результатов оценки для составления рейтингов или иных способов сравнения друг с другом общеобразовательных организаций.
|
|
|