Главная страница

Анализ воспитания в основной и средней школе П. В. Степанов, И. В. Степанова М.: Просвещение, 2014г. В отличие от других сфер профессиональной деятельности человека в воспитании на сегод


Скачать 487.22 Kb.
Название Анализ воспитания в основной и средней школе П. В. Степанов, И. В. Степанова М.: Просвещение, 2014г. В отличие от других сфер профессиональной деятельности человека в воспитании на сегод
страница 2/3
Дата 05.04.2016
Размер 487.22 Kb.
Тип Документы
1   2   3

Рассмотрение какого бы то ни было стандарта воспитанно­сти, которому должен соответствовать каждый ребёнок, как по­казателя качества воспитания крайне опасно! Вызываемое таким подходом вольное или невольное сравнение воспитанников друг с другом — «один лучше, другой хуже» — недопустимо! В этой связи как показатель качества воспитания лучше рассматривать не степень приближения ребёнка к единому для всех стандарту, а степень его изменения по сравнению с самим собой — каким был, каким стал.


МОДЕЛЬ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ

Модель внутришкольной оценки качества воспитания базиру­ется на нескольких основных принципах. Среди них:

Принцип развивающего характера оценки качества вос­питания. Основное назначение оценки качества воспитания — способствовать развитию воспитания в системе общего образо­вания. Это означает, что результаты оценки качества воспитания должны быть использованы не для поощрения или наказания отдельных педагогов или образовательной организации в целом, а для обнаружения тех проблем, над которыми этим педагогам либо этой образовательной организации предстоит работать дальше, для грамотной постановки целей воспитания, для гра­мотного планирования воспитательной работы, для адекватно­го подбора форм и методов работы с детьми. Оценка качества воспитания призвана помочь школе понять, над чем ей надо работать дальше, что делать со своими учащимися, как улучшать результаты своей деятельности.
Принцип разделённой ответственности за качество воспитания. Школа далеко не единственный и не самый вли­ятельный (в плане воспитания детей) социальный институт, и она, очевидно, вовсе не должна относить на свой счёт всё, что касается качества воспитания. Так, воспитанность школьни­ков — это не обязательно заслуга школы или её вина. Школа несёт за воспитание детей свою немалую, но при этом всего лишь долю ответственности. А потому применительно к оцен­ке качества воспитания школьников имеет смысл говорить о разделённой ответственности за это качество школы и других социальных институтов: семьи, церкви, СМИ, общественных организаций и т. д.

Принцип приоритета внутренней оценки качества вос­питания. В системе оценки качества воспитания приоритет не­обходимо отдать внутренней оценке, т. е. оценке, которая произ­водится самими субъектами школьного воспитания. Процедура же внешней (по отношению к образовательной организации) оценки должна лишь дополнять процедуру самооценки и сти­мулировать развитие последней. Это:

  • позволит значительно снизить уровень фальсификации оценки качества воспитания и повысить её объективность;

  • восстановит утерянное доверие друг к другу представителей разных уровней системы образования;

  • уменьшит действие факторов, демотивирующих педагогов-воспитателей;

  • позволит использовать результаты оценки непосредственно для обеспечения качества воспитания образовательной организацией.

Принцип гуманистической направленности оценки каче­ства воспитания. Оценка качества воспитания должна пред­полагать уважительное, доверительное отношение как к школь­никам, так и к педагогам, осуществляющим воспитательный процесс. Оценка качества воспитания не должна предполагать сравнения детей, педагогов или школ друг с другом, составления каких бы то ни было рейтингов качества воспитания, дистанци­рования администрации общеобразовательных организаций или органов управления образованием от выявленных в ходе оценки проблем и переложения ответственности за эти проблемы на родителей и педагогов.

Принцип ориентации на оценку сущностных сторон вос­питания. Чрезвычайно важно в процессе осуществления оцен­ки качества воспитания сосредоточиться не на формальных его составляющих (документах, обеспечивающих воспитательный процесс в общеобразовательной организации, количестве про­ведённых школой или педагогом воспитывающих мероприятий, конкурсных достижениях учащихся и т.д.), а на сущностных: ценностях, целях, механизмах, формах, способах, результатах воспитания.

Названные подходы и принципы легли в основу предлагае­мой модели внутришкольной оценки качества воспитания. Эта модель даёт нам идеализированное и обобщённое представле­ние об оценке качества воспитания, её целях, направлениях, критериях, показателях и ограничениях. Она призвана в общих чертах дать ответ на вопрос о самом процессе осуществления этой оценки.

Предлагаемая модель разработана в соответствии со Стандар­том и может быть использована во всех общеобразовательных организациях.

Качество воспитания мы понимаем как меру достижения це­лей и решения задач воспитания, определённых в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и обще­ства. Оценить качество воспитания в школе можно по трём ос­новным направлениям:

  1. качество результатов воспитания школьников (как школь­ники воспитаны);

  2. качество воспитательной деятельности педагогов (как пе­дагоги воспитывают);

  3. качество управления воспитательным процессом (как ад­министрация общеобразовательной организации осуществляет управление в сфере воспитания).

Рассмотрим каждое из направлений.

  1. О качестве результатов воспитания школьников мож­но судить по мере достижения школой и другими социальными институтами, влияющими на детей, основных целей воспитания.

Для такой оценки можно использовать критерий их лич­ностного роста, а саму оценку производить по следующим по­казателям:

  • усвоение школьниками основных социально значимых зна­ний (знаний о социально значимых нормах и традициях);

  • развитие социально значимых отношений школьников (по­зитивных отношений к базовым общественным ценностям);

  • приобретение школьниками опыта социально значимого действия.

Оценка качества результатов воспитания школьников про­водится путём сравнения поставленных в каждом классе целей воспитания и реально полученных результатов, фиксируемых педагогическим наблюдением и анкетированием школьников.

  1. О качестве воспитательной деятельности педагогов мож­но судить по мере решения основных задач воспитания, лежащих в компетенции педагогов, работающих непосредственно с детьми.

Для оценки качества воспитательной деятельности педагогов можно использовать критерий грамотности организации воспи­тательной деятельности, а саму оценку производить по следую­щим показателям:

  • соответствие целей воспитательной деятельности педагога актуальным проблемам воспитанности школьников;

  • адекватность форм и содержания воспитательной деятель­ности педагога поставленным целям;

  • использование педагогом воспитательного потенциала учеб­ной и внеучебной (внеурочной) деятельности школьников;

  • формирование педагогом воспитывающих детско-взрослых общностей.

Основной используемый здесь метод — это экспертиза. Ис­точником необходимой для экспертной оценки информации являются результаты анкетирования школьных педагогов, име­ющих классное руководство или внеурочную нагрузку. Эти ре­зультаты должны быть обязательно сверены экспертом с данны­ми его наблюдения за деятельностью педагогов, собеседования с ними, совместного с ними анализа выполнения их планов или программ работы с детьми.

  1. О качестве управления воспитательным процессом мож­но судить по мере решения основных задач воспитания, лежащих в компетенции администрации общеобразовательной организации.

Для оценки качества управления воспитательным процессом можно использовать критерий реализации в сфере воспитания основных управленческих функций: планирования, организа­ции, мотивации и контроля, а саму оценку производить по следующим показателям:

  • планирование воспитательной работы на основе изучения проблем воспитания в общеобразовательной организации с при­влечением различных представителей школьного сообщества;

  • грамотное распределение прав, обязанностей и сферы от­ветственности между педагогами, организующими воспитатель­ный процесс в общеобразовательной организации, а также по­нимание ими своих должностных инструкций;

  • поддержка профессиональной мотивации педагогов-воспитателей со стороны администрации общеобразовательной орга­низации;

  • осуществление грамотного внутришкольного контроля и проблемно ориентированного анализа состояния воспитания в общеобразовательной организации.

Основной используемый метод также экспертиза, а источником необходимой для экспертной оценки информатизации станут результаты анкетирования заместителя директора по воспитательной работе, педагога-организатора, социального педагога, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей ГПД.

№ п/п

Ситуации

Варианты

1

Постановка целей воспитания и планирование воспитательной работы (как на уровне школы, так и на уровне классов) осуществляются на основе изучения проблем воспитанности школьников

Никогда

Иногда

Часто

Всегда

2

Цели воспитания и планы воспитательной работы классных руководителей согласуются с администрацией школы

Чаще всего никак не согласуются

Требования и пожелания администрация предъявляет преимущественно на педсоветах или заседаниях МО

Преимущественно согласуются в процессе проверки планов работы классных руководителей

Преимущественно согласуются в процессе индивидуальных встреч- бесед с классными руководителями

3

В нашей общеобразовательной организации разработаны нормативно-методические документы, регулирующие воспитательный процесс, а именно общешкольный план воспитательной работы, планы воспитательной работы классных руко­водителей; программа духовно-нравственного развития, воспитания обу­чающихся (для общеобра­зовательных организаций, перешедших на новые Стандарты); программы организации внеурочной воспитывающей деятель­ности школьников (для общеобразовательных организаций, перешедших на новые Стандарты)

нет

Затрудняюсь ответить

Разработаны лишь частично

Да

4

В нашей общеобразова­тельной организации принято привлекать к разработке планов и программ воспитания различных представителей школьного сообщества: педагогов, родителей, школьников

Никогда

Иногда

Часто

Всегда

5

Я хорошо знаком со своей должностной инструкцией (заместителя директора по ВР, педагога-организатора, социального педагога, класс­ного руководителя, педа­гога дополнительного обра­зования, воспитателя ГПД)

Нет

Лишь отчасти

Да, но не в полной мере

Да

6

В моей должностной инструкции все пункты описаны максимально конкретно, в ней нет противоречий и неясных мне формулировок, в ней чётко прописано, что я должен и чего не должен делать, каковы мои права и обязанности

Нет

Лишь отчасти

Да, но не в полной мере

Да

7

Администрация нашей общеобразовательной организации обеспечивает полную информированность педагогов о планируемых и происходящих в школе изменениях, связанных с воспитанием, старается согласовывать с ними эти изменения

Никогда

Иногда

Часто

Всегда

8

Администрация нашей общеобразовательной организации старается со­кращать объём и упрощать процедуры оформления документации, которую ведут классные руково­дители, педагоги допол­нительного образования, воспитатели ГПД

Никогда

Иногда

Часто

Всегда

9

Администрация нашей общеобразовательной организации поддерживает обратную связь со своими подчинёнными, уделяет много внимания личному общению с педагогами- воспитателями, старается выслушивать их жалобы, прямые и скрытые прось­бы, предложения, инициа­тивы и т. п.

Никогда

Иногда

Часто

Всегда

10

Администрация нашей общеобразовательной организации отмечает все индивидуальные дости­жения своих педагогов в сфере воспитания детей, стараясь найти способы не только морального, но и материального поощрения педагогов, занимающихся воспитанием школьников

Никогда

Иногда

Часто

Всегда

11

Администрация нашей об­щеобразовательной орга­низации старается демон­стрировать по отношению к педагогам, занимаю­щимся воспитанием детей, свои оптимистические ожидания, авансировать их своим доверием

Никогда

Иногда

Часто

Всегда

12

Администрация нашей общеобразовательной организации поощряет профессиональный рост педагогов, занимающихся воспитанием школьни­ков: поощряя их участие в разного рода профес­сиональных конкурсах, выступления на научно- практических конференциях, публикацию их работ в профильных журналах и сборниках; направляя их на престижные семина­ры или конференции по проблемам воспитания; стимулируя их участие в исследовательской работе по воспитательной пробле­матике и т. п.

Никогда

Иногда

Часто

Всегда

13

Администрация нашей общеобразовательной организации старается со­гласовывать с классными руководителями, педаго­гами дополнительного об­разования, воспитателями ГПД процедуры контроля их деятельности

Никогда

Иногда

Часто

Всегда

14

В нашей общеобразо­вательной организации осуществляется контроль динамики воспитанности школьников

Никогда

Очень редко

Нерегулярно

Регулярно

15

В нашей общеобразо­вательной организации осуществляется контроль динамики развития дет­ских коллективов

Никогда

Очень редко

Нерегулярно

Регулярно

16

В нашей общеобразо­вательной организации осуществляется контроль реализации педагогами воспитательного потенци­ала учебной и внеучебной деятельности школьников

Никогда

Очень редко



Нерегулярно

Регулярно

ИТОГО





Как производится оценка? Оценка осуществляется на ос­нове сопоставления результатов анкетирования и других знаний эксперта об управлении процессом воспитания в общеобразова­тельной организации, полученных в ходе наблюдения, собеседо­вания с педагогами, анализа школьной документации (резуль­таты анкетирования, таким образом, являются лишь вспомога­тельным средством для выставления оценки).

Оценивание производится следующим образом:

  1. Эксперт оценивает ответы каждого педагога на все 16 во­просов анкеты. При этом за выбранный педагогом первый вари­ант ответа может быть поставлен 1 балл, за второй — 2 балла, за третий — 3 балла, за четвёртый — 4 балла.

  2. Эксперт суммирует баллы и выставляет общий оценочный балл по каждой из анкет (ставится в нижней правой ячейке анкеты).

  3. Эксперт суммирует общие баллы по всем анкетам, а по­лученную сумму делит на количество педагогов, принимавших участие в анкетировании, т. е. определяет среднеарифметиче­ский балл для всей общеобразовательной организации. Если суммирование этих баллов даёт:




16—31 балл

Это может свидетельствовать о НЕДОПУСТИ­МОМ качестве воспитательной деятельности педагогов

32—48 баллов

Это может свидетельствовать о ДОПУСТИ­МОМ качестве воспитательной деятельности педагогов

49—64 балла

Это может свидетельствовать об ОПТИМАЛЬ­НОМ качестве воспитательной деятельности педагогов

Чем полезна полученная информация? Полученная инфор­мация позволит обнаружить проблемные аспекты управления воспитательным процессом в общеобразовательной организации, проанализировать эти проблемы и попытаться найти их решение в сотрудничестве администрации и управления образования.

Кто должен осуществлять оценку качества воспита­ния? Оценка качества воспитательной деятельности педагогов может осуществляться как руководителем общеобразовательной организации, так и полномочными представителями его учреди­теля (например, специалистами управления образования).

Как часто можно производить эту оценку? Логично, ес­ли эта оценка будет производиться с той же регулярностью, что и оценка качества воспитания по двум другим направлениям, а именно один раз в два года.

Какие ограничения существуют? Нежелательно использова­ние результатов оценки для составления рейтингов или иных спо­собов сравнения друг с другом общеобразовательных организаций.
1   2   3