Главная страница

Анализ урока учителя Предмет Класс Дата Тема


Название Анализ урока учителя Предмет Класс Дата Тема
страница 9/9
Дата 12.02.2016
Размер 1.1 Mb.
Тип Урок
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Общие результаты урока





Выставление оценок

Учитель

Проверяющий

«5»

«4»

«3»

«2»

Завы-
шены


Зани-

жены

В дневник

1.

Законченность урока и ощутимость результатов







2.

Работа на классной доске







3.

Осуществление поставленных целей урока







4.

Выполнение плана урока







5.

Уровень усвоения знаний и способов деятельности учащихся







6.

Оценка деятельности учителя







7.

Оценка деятельности учащихся







8.

Общая оценка результатов и эффективности урока







9.

Рекомендации по улучшению качества урока








Требования к деятельности учащихся



Требования

Запись хода урока

Оценка

1.

Внимание учащихся







в начале







в середине







в конце







2.

Активность учащихся при опросе







при проверке пройденного







при изложении нового материала







при закреплении







3.

Интерес к теме







4.

Прочность знаний







умений







навыков







5.

Самостоятельность суждений







6.

Отношение к учителю







7.

Культура труда







8.

Речь







9.

Вопросы к учителю







10.

Самоконтроль







11.

Дисциплина







готовность к уроку







во время проверки пройденнго







во время самостоятельной работы







во время изучения нового материала







во время дачи домашнего задания







реакция на звонок







План беседы с учителем после урока

I. Анализ урока учителем после его проведения

Первый этап

1. Каковы первые впечатления.

2. Какая общая оценка урока.

3. Какое настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое).

4. Доволен (недоволен) собой.

5. Все ли задуманное выполнено, или многое не успели.

6. Доволен ли ребятами, или они не понравились по своему отношению к учению.

7. Какова дисциплина на уроке.

Второй этап

1. Характеристика класса.

2. Место разбираемого урока в системе уроков темы.

3. Формулировка образовательных, воспитательных, развивающих целей урока. Достигнуты ли на уроке поставленные цели.

4. Формировался ли познавательный интерес учащихся.

5. Достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений и навыков учащихся.

6. Соблюдались ли на уроке требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и учащихся, рациональность приемов деятельности учащихся и др.).

7. Как работали учащиеся на уроке: активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.

8. Удалось ли установить контакт с учащимися, благоприятен ли психологический микроклимат, не было ли безразличных учащихся.

9. Довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока.

10. Что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке.

II. Анализ урока проверяющим

1. Анализ целей урока:

– оценка правильности и обоснованности постановки целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса;

– постановка и доведение целей урока до учащихся;

– степень достижения целей урока.

2. Анализ структуры и организации урока:

– соответствие структуры урока его целям;

продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока;

– целесообразность распределения времени урока между ними;

– рациональность выбора форм обучения;

– наличие плана урока и организация его выполнения учителем;

– оборудование урока;

– рациональная организация труда учителя и учащихся.

3. Анализ содержания урока:

– соответствие содержания урока требованиям государственных программ;

– полнота, достоверность изложения;

– научный уровень излагаемого материала;

– степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока;

– политехническая направленность урока, его связь с жизнью, трудовым воспитанием и профориентацией;

– реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов;

– подведение учащихся к восприятию новых знаний;

выделение главной идеи нового материала;

– формирование новых понятий;

– актуализация опорных знаний;

– организация самостоятельной работы учащихся;

– характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса;

– инструктаж и помощь учителя;

– степень усвоения нового материала (эффективность);

– связь нового с ранее изученным;

– повторение (организация, формы, приемы, объем).

4. Анализ методики проведения урока:

– обоснованность и правильность отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствие содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса;

– разнообразие приемов и методов, применяемых учителем;

– эмоциональность подачи материала;

– эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и ТСО;

– оценка методической вооруженности и педагогической техники учителя.

5. Анализ работы и поведения учащихся на уроке:

– общая оценка работы класса;

– внимание и прилежание;

– интерес к предмету;

– активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока;

– формирование общедоступных умений и навыков;

– выполнение единых требований;

– индивидуальная работа со слабыми учениками;

– степень овладения практическими навыками;

– характер и виды проверка знаний учащихся учителем;

– накопляемость, объективность выставленных оценок их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер.

6. Анализ домашнего задания, полученного учащимися.

– цель, объем;

– соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом;

– характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность;

– комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию.

7. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

8. Оценка самоанализа, сделанного учителем в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим; заключение по самоанализу.

9. Общая оценка степени достижений учебной и воспитательной целей урока:

– общая мотивированная оценка результатов урока (оптимальность обучающих действий учителя; качество знаний, умений и навыков учащихся; тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности);

– аргументированная характеристика достоинств урока.

10. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.

11. Недостатки урока:

– диагностика причин и тенденций в их развитии;

– предложения по их устранению.

12. Научная обоснованность вывода и оценок:

– опора на достижения психолого-педагогической науки и передовой педагогический опыт;

конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.

13. Общие выводы и предложения.

14. Рекомендации учителю по самообразованию на основании выводов и предложений.

15. Заключительное слово учителя.

Диагностическая карта урока
Дата ________ Класс ______ Предмет _______________________

Фамилия и инициалы учителя______________________________

Тема урока______________________________________________

Форма урока____________________________________________

Цели урока______________________________________________

Цели посещения.

Наблюдения:

____________________________________________________________

Замечания:

____________________________________________________________

Рекомендации:

____________________________________________________________
Число присутствующих учащихся ______ Количество устных ответов ___

Количество добровольных ответов ____________

Количество письменно опрошенных ____________

Время вербальной активности учителя ____________ ученика _________
Динамика изменения тонуса учащихся




























выс

























сред

























низ

























0 5 10 15 20 25 30 35 40
Формы работы: ____________________ Формы контроля: ____________________

Нормативно-правовая база научно-методической работы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении;

3. Приказ Министерства просвещения СССР № 99 от 30.05.85;

4. Приказ Министерства образования РФ № 90-М от 16.08.94;

5. Инструктивно-методическое письмо МО и ПО РФ от 09.03.2004 № 03-51-48 ин/42-03;

6. Инструктивно-методические письма, регламентирующие преподавания тех или иных предметов;

7. Материалы комитета по образованию Совета Европы.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» деятельность методических объединений относится к компетенции образовательного учреждения, которое осуществляет «содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений».

Организацию школьной методической службы регулирует Приказ Министерства образования РФ № 90-М от 16.08.94, определяющий содержательную сферу методической работы в различных областях деятельности: Письмо Министерства образования Российской Федерации от 3 марта 1995 г. №16-М «О формировании средств на установление доплат и надбавок работникам учреждений образования».

Научно-методическая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, другими образовательными и научными учреждениями и организациями, ассоциациями, занимающимися повышением квалификации и профессиональной переподготовкой педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, аттестационными службами.

Научное руководство научно-методической службой осуществляет ИПК РО и Центр современного воспитания педагогического университета.

Научно-методическая работа строится в соответствии с концепциями целостного, личностно-развивающего подходов.

Финансирование деятельности научно-методической службы может осуществляться за счет муниципальных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.

Размер надбавки стимулирующего характера может составлять 20-25% от ставки заработной платы.

Цель: повышение профессиональной компетентности учителя как условие успешной работы в личностно-развивающей парадигме

Принципы работы:

– гуманизации;

– гуманитаризации;

– культуросообразности;

– природоспособности;

– личностной ориентации;

– фундаментальности;

– усиления методологической составляющей содержания образования;

– непрерывного научно-методического сопровождения всех процессов в школе;

– интеграции;

– диалога;

– критического мышления;

– проблемности;

– концептуальности;

– рефлексии (совместное целепологание проектирование, преобразование содержания знаний);

– стимулирования научно-исследовательской деятельности педагогов;

– взволнованного интереса педагога;

– управления успехом.

Функции НМС

Анализ

Целеполагание

Планирование

Организация

Регулирование

Контроль

Инновационная, научно-исследовательская
и ОЭ деятельность педагогов.


Инновационный процесс характеризуется:

– логикой;

– этапностью;

– специфическим содержанием;

– управлением.

Новация – новое (метод, технология, методика, программа и т. д.)

Инновация – процесс освоения нового.

Основные нововведения в сфере образования:

– в области финансирования и управления образовательно-воспитательным учреждением;

– в структуре системы воспитания и образования или в отдельных ее частях;

– в содержании образования, (в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам);

– в организации школ и преподавания;

– в отношениях учитель – учащийся;

– в образовательных технологиях, в учебном оборудовании и методах обучения и развития;

– в строительстве помещений.

Типы нововведений:

  • обновление содержание образования;

  • изменение технологий управления;

  • совершенствование юридических и финансово-правовых основ функционирования и развития образовательного учреждения.

  • введение новых методик, технологий, методов, форм, приемов, педагогических средств;

  • организация учебно-воспитательного процесса;

  • совершенствование юридических и финансово-правовых основ функционирования и развития образовательного учреждения.

  • организация учебно-воспитательного процесса;

  • введение новых методик, технологий, методов, форм, приемов, педагогических средств;

  • совершенствование юридических и финансово-правовых основ функционирования и развития образовательного учреждения.

Нововведения, согласно различным классификациям, в том числе представленными М.М. Поташниковым можно разделить на:

Частные (локальные), не связанные между собой. Например, вводится предмет, ранее не преподававшийся: «Экономика», «Художественный труд» и т.д.

Модульные (комплекс частных нововведений, связанных между собой). Например, осваивается новая программа и разработанная под нее технология УВ процесса, появляются новые функции по курированию этого предмета у завуча.

Системные (охватывающие все части деятельности школы).

Системные нововведения (по Поташнику) (охватывает все части деятельности школы).

Модульные (комплексы нововведений: новая программа и УМК).

Локальные (новый предмет система оценивания).

Педагогическая инновация

  1. Целенаправленные изменения, вносящиеся в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей компонентов и самой образовательной системы.

Классификация

По видам деятельности – педагогические;

управленческие.

По характеру вносимых изменений – радикальные (новые принципы);

комбинаторные (сочетание элементов

по-новому);

модифицирующие (совершенствующие и

дополнительно существующие образцы

и формы).

По масштабу – локальные (отдельные участки, измененные

независимо друг от друга);

модульные (взаимосвязанная группа),

системные (полная реконструкция системы

как целая).

По масштабу использования – единичные;

диффузные.

  1. Процесс освоения новых средств методов, методик, технологий, программ.

  2. Поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление.

Инновационные характеристики управления образованием – диагностика, выявления проблемных полей, построение концепции, преобразование, проектирование, программирование деятельности, моделирование, коррекция модели, адаптация ее и тиражирование результатов.


План работы научно-методического совета


Дата

Содержание работы

август

Планирование на новый учебный год:

– методической работы;

– направление исследовательской деятельности;

– рассмотрение и утверждение планов работы предметных МО

сентябрь

1. Рассмотрение и утверждение новых (скорректированных программ).

2. Определение направлений спецкурсов (привлечение специалистов ВУЗов).

3. Отчёт и анализ о профильной практике учащихся.

4. Определение направлений поисково-исследовательской по предметам

октябрь

Определение стратегических задач на обновление Программы развития школы.

Концепция модернизации образования.

Концепция профильного обучения школьников

ноябрь

1. Рассмотрение вопросов в соответствии с комплексно-целевыми программами.

2. Об участии учащихся в конкурсах различного уровня (олимпиадах)

январь

1. Определение профильных направлений к омплектования 8-х классов (промежуточный анализ).

2. Отчёт и анализ руководителей предметных МО о заявленных творческих и исследовательских работах учащихся.

3. Планирование мероприятия: Дни наук

февраль

1. Анализ работы за 1 полугодие.

2. Комплектование комиссий по набору в 8-е классы

март

1. Комплексно-целевая программа «Самоаттестация школы»:

– возможная корректировка;

– утверждение;

– определение приоритетов для предметных МО.

2. «О результатах исследования по проблеме:

«Профессионализм учителя».

3. Подготовка к ученической научно-практической конференции (составление программы)

май

1. Об итогах ученической научно-практической конференции.

2. Утверждение профильной практики.

3. Проблемы предметных МО:

– анализ учебного года;

– формулирование задач на следующий учебный год
1   2   3   4   5   6   7   8   9