|
Влияние компьютерных технологий на эмоциональное состояние учащихся с интеллектуальной недостаточностью, в условиях занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Педагог-психолог Довженко Г. А
Влияние компьютерных технологий на эмоциональное состояние учащихся с интеллектуальной недостаточностью, в условиях занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Педагог-психолог Довженко Г.А.
Ребенок с рождения имеет возможность воспринимать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир, в этом ему помогают органы чувств, при помощи которых он активно получает информацию об окружающем его мире.
В процессе взаимодействия с внешним миром школьник, выступая активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя. Целостное представление о себе может сформироваться у ребёнка лишь в том случае, если он научиться воспринимать информацию из окружающего мира, прислушиваться к собственным ощущениям.
Учеными (Власова Т.А., Певзнер М.С. и д.р.) отмечено, что у детей с интеллектуальной недостаточностью наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.
Незрелость эмоций и чувств такой категории детей обусловлена в первую очередь особенностями развития его чувств, потребностей, мотивов и интеллекта.
Именно поэтому при работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность необходимо уделять большое внимание развитию сенсорной сферы, умению воспринимать и качественно преобразовывать информацию, поступающую ко всем органам чувств.
В Нововаршавской школе-интернате VIII вида отдельным предметом в начальных классах два раза в неделю проводятся занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, основной целью которых является развитие различных видов восприятия, через активизацию анализаторов, а также развитие внимания, мышления и памяти.
В психолого-педагогической литературе (Гиппенрейтер Ю.Б., Слободяник Н.П. и д.р.) отмечается роль эмоционального отношения к предмету в процессе познания. Это позволяет проявляться феномену деятельности и нивелировать перегрузку учащихся. Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о которых в своё Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней. Таким образом, одним из главных условий развития является положительная эмоциональная атмосфера, эмоциональный тонус занятий, поэтому на занятиях «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» большое внимание уделяется созданию эмоционального настроя на работу.
Эффективнее формирование положительного эмоционального фона занятия возможно при использовании компьютерной техники и специализированных программ. Нами было проведено исследование, целью которого было определение влияния использования компьютерной техники и специализированных программ на эмоциональное состояние учащихся, имеющих легкую степень интеллектуальной недостаточности в условиях занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» .
В исследовании принимали участие ученики 4-х классов Нововаршавской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида, в течение третьей четверти с ними проводились занятия с использованием и без компьютерной техники и специализированных программ. Структура и упражнения для обеих групп сохранялись традиционные для занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», во время упражнений с использованием компьютерной техники изменялся только способ подачи материала.
Диагностика эмоционального состояния проводились при помощи методики «Цветовой тест отношений» (ЦТО), разработанной Е.Ф. Бажиным и A.M. Эткиндом (1985) и по методике «Эмоционально-цветовой аналогии» в модификации к условиям нашей работы.
Из рисунка 1 можно увидеть эмоциональное состояние учащихся 4-х классов непосредственно на занятиях «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». На обычных занятиях без использования компьютерной техники число учащихся имеющих положительное отношение к занятию не изменяется в течение всего урока (56%), процент учащихся имеющих нейтральное отношение к уроку вначале занятия выше (12%), а к концу занятия он уменьшается(8%). Уменьшение числа учеников с нейтральным отношением к концу занятия происходит из-за изменения процента учащихся имеющих отрицательное отношение(32%-36%). На занятиях с использованием компьютерных программ процент учеников имеющих положительное отношение к уроку вначале занятия выше остальных показателей (64%), а к концу занятия он значительно уменьшается (52%). Число учащихся с нейтральным отношением к занятию не изменяется в течение всего занятия (8%), к концу занятия возрастает процент учеников имеющих отрицательное отношение(28%-40%).
Полученные результаты дают возможность сделать вывод о том, что у учащихся преобладает стабильно положительное эмоциональное отношение к занятиям, как без компьютерной техники, так и с использованием её, но из-за ряда причин, происходящих непосредственно на уроке, наблюдается увеличение числа учащихся имеющих отрицательное отношение к занятиям.
На рисунке 2 можно видеть эмоциональное отношение учащихся 4-х классов к занятиям «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» не находясь в условиях занятия. На обычных занятиях без использования компьютерной техники число учащихся имеющих положительное отношение к занятию не изменяется в течение урока(61,2%), а к концу занятия уменьшается(44,4%). Процент учащихся имеющих нейтральное отношение к уроку вначале и на занятии не изменяется (5,5%), а к концу занятия он увеличивается(27,8%). Увеличение числа учеников с нейтральным отношением к концу занятия происходит за счет изменения процента учащихся имеющих отрицательное(33,3%-27,8%) и положительное отношение(61,2%-44,4%).
На занятиях с использованием компьютерных программ процент учеников имеющих положительное отношение в начале и на занятии выше остальных показателей (73,3%), а к концу занятия он незначительно уменьшается (66,8%). Число учащихся с нейтральным отношением с середины занятия увеличивается(5,5%-11%) и не изменяется в течение до конца урока (11%). Процент учеников имеющих отрицательное отношение в течение занятия значительно не изменяется (16,7%-22,2%).
Полученные результаты дают возможность увидеть, что у учащихся преобладает стабильно положительное эмоциональное отношение к занятиям, как без компьютерной техники, так и с использованием её, даже когда они находятся не на занятиях «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Однако процент учеников в классе имеющих положительное отношение к занятиям с использованием компьютерной техники значительно выше остальных показателей.
Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что на занятиях «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», а также вне них у учащихся преобладает стабильно положительное эмоциональное состояние. Тем не менее, необходимо нормировано использовать компьютерные технологии, так как может произойти пресыщение данным видом деятельности, а это может привести к снижению эмоционального фона у части учащихся и снижению эффективности занятия.
Используемая литература:
Бабкина Н.В. «Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения» // «Дефектология» 2003 г. №6, 46-50 с.
Власова Т.А., Певзнер М.С. «О детях с отклонениями в развитии» - М.. «Просвещение» 1973 г.
Выготский Л.С. «Основы дефектологии» - СПб., «Лань», 2003 г.
Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?»- М.: «ЧеРо», 2002.
Данилина Т.А. «В мире детских эмоций» »- М.: Айрис-пресс, 2004.
Забрамная С.Д. «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей» М.: Просвещение: Владос, 1995.
Карякин И.И. «Вопросы становления у школьников интереса к учебному предмету в условиях дидактических компьютерных сред» М., 2004 г.
Коротков А. М. Формирование у школьников умений обучатся в дидактических компьютерных средах: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1996.
Никишина Н.Б. «Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов» - М.: Гуманит.изд.центрВЛАДОС, 2003. 128с.
Певзнер М.С. «Дети с отклонениями в развитии» - М.. «Просвещение», 1966 г.
Родионов В.А., Ступницкая М.А. «Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе» - Ярославль: Академия развития, 2002, 160с.
Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста» - М.: Полигрф сервис, 1998 г., 226 с.
Слободяник Н.П. «Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы»- М.: Айрис-пресс, 2004.
|
|
|