|
Выступление на педагогическом совете
Выступление на педагогическом совете
Якунина Н.П. учитель химии
Современный урок химии в рамках ФГОС
Принятие нового ФГОС - признание системно-деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.
В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет:
-воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества;
-переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
-ориентацию на результаты образования ( развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Системно-деятельнотстный подход обеспечивает:
-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию
-проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования
-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся
-построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Системно-деятельностный подход предполагает:
-разнообразие организационных форм и учет индивидуальных возможностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов
-гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: «деятельность – личность», т.е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности.
В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:
-действие связано с принятием цели и принятием решения
-эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия
-сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе .
Основной результат- развитие личности ребенка на основе учебной деятельности
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие
Что важно знать и уметь учителю.
1. Знать принципы деятельностного подхода
2. Уметь реализовывать его на практике
3. Освоить новую систему оценивания - критериальную
4. Освоить принципы организации диалога на уроке
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научиться учиться. Это значит, что при изучении содержания химии важно не формировать готовые факты , не навешивать новые знания, а создавать условия , при которых ученик с помощью своих
одноклассников и учителя разворачивали бы учебный материал, прогнозировали направление его развития , формировали ту учебную задачу, которую им надо решить.
Ребенок должен научиться умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Вместо простой задачи передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетно целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.
Современный урок – это конструирование активного взаимодействия ученика и учителя.
Проектирование урока химии означает:
определение цели как ожидаемых результатов (предметных, метапредметных, личностных), решаемых на данном этапе учебного процесса;
определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, способов взаимодействия учащихся);
прогнозирование возможных действий учеников.
Роль учителя отличается тем, что:
- на первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности;
- учитель должен научить ученика учиться – уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности.
-
Роль учителя в том, что он организатор этого конструирования, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты. Основной формой работы учителя остаётся урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.
Целью современного урока и является создание условия для формирования и воспитания такой личности, способной к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.
-
Педагогическая цель в определённых условиях превращается в педагогическую задачу, при этом задача, воспринятая учеником, выступает мотивом его деятельности. Когда учитель формулирует педагогическую задачу конкретного урока, он идёт обычно от содержания учебного материала. Поэтому очень часто не осознаётся важность работы по постановке целей, а ведь цели и содержание взаимосвязаны.
Педагогическая задача (цель) конкретного урока складывается из:
- познавательной составляющей (предметной, содержательной, ложащейся на поле деятельности);
- воспитательной составляющей, являющейся главной в современном уроке;
- развивающей составляющей (развитие интеллекта и эмоциональной сферы, формирование воли).
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Системно-деятельный подход сегодня реально приходит в образование. В связи с этим большинству из нас предстоит переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит система образования. Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
|
|
|