|
Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека
тема: Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.
Задачи:
1.Расширить знания о строении и функциях вирусов.
2. Сформировать представления о способах проявления вирусной инфекции.
3. Создать условия для понимания механизмов воздействия различных вирусов на живой организм.
4. Изучить социальный и правовой аспект деятельности государства по защите населения от вирусных заболеваний.
Тип урока: комбинированный.
Методы, используемые на уроке: репродуктивные, частично-поисковые, эвристические, проблемные.
Оборудование; две аптечки, компьютер, интерактивная доска, сборники Уголовного и Административного права.
Эпиграф
Какие чудеса открылись бы человеку,
будь его глаза способны разглядеть
очертания и движения мельчайших
частиц в крови и других жидкостях
организмов столь же отчётливо, как
очертания и движения самих живых
существ.
Дж. Локк
(слайд2)
Вступительное слово учителя (биолог). Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. О чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (О вирусах)
Вирусы – широко распространенные в природе неклеточные формы жизни. Они очень устойчивы к влиянию среды и являются возбудителями многих инфекционных заболеваний (слайд 3).
Вирусология — раздел биологии, изучающий вирусы (от латинского слова virus — яд). Впервые существование вируса (как нового типа возбудителя болезней) доказал в 1892 году русский учёный Д. И. Ивановский. (слайд 4)
В настоящее время в ……..
Компью́терный ви́рус — разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которой является способность к размножению (саморепликация). В дополнение к этому вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные, подконтрольные пользователю, от имени которого была запущена заражённая программа, а также повредить или даже уничтожить операционную систему со всеми файлами в целом. (слайд 5,6,7)
Как вы считаете, эта тема актуальна? Имеет ли она отношение к каждому из вас? Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово “вирус”? (Ответы учащихся)
Какие заболевания, вызываемые вирусами вы знаете?
( Учащиеся составляют список заболеваний в рабочих тетрадях, один на интерактивной доске. После выполнения на интерактивной доске появляется список вирусных заболеваний) (слайд 8).
Посмотрите, что я принес сегодня на урок (учитель показывает две аптечки с медицинскими препаратами). Это медицинские препараты против бактерий, которые также вызывают различные заболевания. А вот всего четыре препарата, которые мне предложили в аптеке против вирусов (вернее для профилактики вирусных заболеваний).
Почему же так мало противовирусных препаратов? Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа? Какой проблемный вопрос можно поставить? (Ответы учащихся).
Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке? (ответы учащихся)
I. Первичное осознание.
Вопрос: Чтобы узнать, как устроен вирус, на него необходимо посмотреть. Как вы думаете, почему я не предлагаю вам для этого световой микроскоп? (Ответы учащихся)
Комментарий учителя. Действительно, увидеть вирусы можно только с помощью электронного микроскопа. Сегодня науке известно около полутора тысяч вирусов. Но они настолько малы, что, по словам одного из ученых, коллекция, собранная из всех известных вирусов, “поместилась бы в коробочке размером с маковое зернышко”! давайте, для того чтобы узнать, как устроены вирусы, отправимся с вами в виртуальную вирусную лабораторию.
В ваших лабораториях есть образцы некоторых вирусов. Рассмотрите их. (слайд 9,10)
Вирусологи имеют дело с опасными инфекциями. Их работа требует исключительной аккуратности и оперативности. Поэтому, чтобы рассмотреть, как устроены вирусы, вам дается 5 минут. (Работа учащихся в парах).
Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Вопрос. Так просто не устроен ни один живой организм. Какой вывод по этой части работы можно сделать? Чем отличаются вирусы по строению от клеток растений, животных, грибов и бактерий?
Закончите утверждение.
Вопрос. Как вирусологи решают задачу борьбы с вирусными заболеваниями? (работа в парах, ответы учащихся) (слайд 11)
Вопрос. В чём заключается стратегия вирусолога при создании противовирусных препаратов? ( работа в парах, ответы учащихся) (слайд 12)
Вопрос. Всегда ли, с момента появления вируса, за ним закрепился образ смертельного врага всего живого?
Нет. Вирусы внесли неоценимый вклад в биологическую эволюцию как человека, так животных и растений. Вредные, убивающие вирусы сыграли важную роль в естественном отборе, а безобидные явились создателями новых генов и, как следствие, способствовали изменению всего живого на генетическом уровне. (слайд 13)
Сегодня, я не могу не сказать еще об одном вирусе, который известен человечеству уже более 20 лет. Но ученые до сих пор не нашли лекарств против этого вируса. Что это за вирус? (Вирус иммунодефицита человека). (слайд 14)
Что поражает в организме человека вирус иммунодефицита? (слайд 15) (ответы учащихся)
Что каждому из вас необходимо знать, для того чтобы обезопасить себя от ВИЧ инфекции? Какие вы знаете пути передачи ВИЧ инфекции? (Ответы учащихся)
II. Социальные последствия вирусных заболеваний (обществоведение).
Вступительное слово учителя.
Вы познакомились с вирусами и узнали, какие болезни они вызывают и как опасны для человека. Во второй части урока мы с вами должны рассмотреть, каковы социальные последствия вирусных инфекций и как общество пытается себя обезопасить. Думаю, что в следствие вашего возраста эта часть урока особенно важна для вас. И так, начинаем нашу работу.
Задание 1.
Составление кластера «Последствия вирусных инфекций для человека».
Обсуждение кластера и определение наиболее опасных заболеваний современности (слайд 16)
Обучающиеся называют наиболее опасные заболевания, порождаемые вирусами: венерические болезни и СПИД.
Презентация о СПИДе (прилагается), подготовлена ученицей 11 класса
Задание 2.
Мозговой штурм.
В результате мозгового штурма по вопросу: Как общество защищает себя от вирусных инфекций? класс выходит на правовой аспект данной проблемы. Классу раздаются сборники Уголовного и Административного права. Группа получает задание прочитать и прокомментировать статью 121 и 122 УК РФ и статью 6.1 Административного кодекса РФ.
В результате обсуждения статей учащиеся приходят к выводу, что заболевания, порождаемые вирусами настолько опасны для человека, что общество использует силу государства, чтобы защитить себя.
Заключительное слово учителя.
И так, мы с вами прекрасно представляем опасность вирусных инфекций. В качестве закрепления вам нужно составить синквейн «Вирусы». Пример самого удачного синквейна (слайд 17)
Комментарий учителя (биолог).
Опасных и очень опасных ситуаций не так уж и много. Но, тем не менее, эта страшная болезнь поражает все больше и больше людей. В 16 лет трудно поверить в то, что тебе может угрожать смертельная болезнь. Часто молодым людям кажется, что болеют и умирают одни старики. Но с ВИЧ-инфекцией все обстоит по-другому. СПИД – одна из серьезнейших проблем, с которой сегодня приходится сталкиваться твоим сверстникам во всем мире. Скоро вы отправитесь в самостоятельную жизнь. У вас появятся новые друзья, знакомые, которые будут влиять на решения, которые вы будете принимать. Но в конечном итоге в любой ситуации на кого ложится ответственность за свою жизнь, за здоровье? (На самого человека). Я желаю вам здоровья.
Заключительный этап.
Выводы (слайд 16)
1. Вирус - это внутриклеточный паразит на молекулярного - генетическом уровне, способный эволюционировать и эффективно приспосабливаться к изменяющимся условиям.
2. Вирусные заболевания остроинфекционные и могут вызывать массовую гибель людей.
3. Разработка эффективных противовирусных средств защиты требует знания молекулярной структуры вируса, активного участия государства в разработке соответствующих программ и формировании общественного сознания по бережному отношению к своему здоровью.
Предлагаю домашнее задание
Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?
|
|
|