|
Виды декоративно-прикладного искусства. Лоскутное шитьё. 5 класс. Цели
Тема: Виды декоративно-прикладного искусства.
Лоскутное шитьё.
5 класс.
ЦЕЛИ:
ХОД УРОКА:
Оргмомент.
Вводная беседа.
Занятия на уроках технологии постепенно должны привести вас в страну Мастерилию, и вы станете настоящими мастерами на все руки. Добраться до этой страны непросто. Как и всякого путешественника вас ожидают трудности и неожиданные открытия, вы увидите и узнаете что-то новое. В дороге вам помогут смекалка, настойчивость, любознательность и желание научиться тому, что ты ещё не умеешь. Народные мудрости по этому поводу гласят[слайд 2]:
Жизнь дана на добрые дела.
Труд человека кормит, а лень – портит.
Всякое уменье трудом даётся.
Была бы охота – заладится всякая работа.
Без дела жить – только небо коптить.
И сегодня мы с вами отправляемся в Тряпландию.
Изучение нового материала.
В Тряпландии живут мастера, умеющие делать из ткани всё – одежду, бельё, обувь, книжные переплёты, парашюты, паруса яхт, игрушки и многое другое.
Искусство изготовления ткани возникло тысячи лет назад. Из тростника и травы первобытные люди плели обувь, сети, корзины, подстилки. Со временем они научились прясть – вырабатывать из волокон растений и шерсти животных нити. Всё это делалось вручную или при помощи нехитрых приспособлений, времени занимало много. Поэтому ткани очень ценились и все кусочки и остатки хранились, а когда их скапливалось достаточное количество, то можно было приступать к рукоделию.
Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества. Мастерицы разных народов выполняли всевозможные полезные для дома вещи: коврики, шторки, покрывала, сумки, одеяла и так далее. Кусочки ткани так искусно подбирались по цвету, соединялись в гармоничные композиции, что эти изделия становились настоящими произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наши дома и быт уютными и красивыми.
В лоскутных изделиях можно использовать различные виды тканей, главное, что их надо подобрать так, чтобы ткани были одной плотности (толщины). В настенных ковриках, панно, аппликациях, игрушках используются кроме ткани и другие материалы: тесьма, ленты, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы и прочее. Нередко приходится ориентироваться на старые вещи, главное, чтобы они не были очень ветхие и быстро не порвались.
Изделие из лоскутков должно быть выполнено в гармоничной цветовой гамме: тёмные ткани будут хорошо сочетаться со светлыми, крупный рисунок с мелким, хорошо, когда набивные рисунки чередуются с однотонными.
Чтобы получились аккуратные и красивые изделия вам потребуются следующие предметы: различные куски ткани, ножницы, иголки и нитки, швейная машина, утюг и гладильная доска. Для того, чтобы правильно выкроить детали, вы будете пользоваться картонными трафаретами с внутренней пустотой. Обводить надо трафарет и с наружи и внутри, так как внешняя линия нужна для вырезания, а внутренняя – для выполнения шва.
Умелые рукодельницы выполняют сложные изделия, а мы начнём с простых. Но хочется напомнить вам ещё две народные мудрости[слайд 3]:
Бережёная вещь два века живёт.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
В процессе работы вы будете использовать ножницы, иголку, нитки, карандаш либо мыло, лекала, может быть резак и утюг[слайд 4], а значит нужно вспомнить технику безопасности[слайд 5].
Труд – дело очень важное,
Порой небезопасное.
Правила должны вы знать,
Безопасность соблюдать.
При выполнении ручных работ:
хранить иголки в специально отведенном месте – подушечке, игольнице;
-
шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец;
ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе;
передавать ножницы кольцами вперёд.
При работе с утюгом:
перед началом работы необходимо проверить целостность шнура;
включать и выключать утюг нужно сухими руками, одной рукой придерживая корпус розетки, а другой – держа вилку;
ставить утюг на подставку;
-
следить за тем, чтобы подошва горячего утюга не касалась шнура;
правильно устанавливать температурный режим (в соответствии с видом ткани);
после окончания работы следует поставить утюг на подставку и выключить.
Прежде, чем приступить к практической работе, сделаем небольшую дыхательную гимнастику, разминку для глаз, шеи и рук.
И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула, наклониться вперёд к крышке стола – вдох. Повторить 5-6 раз.
И. п. – сидя, руки на поясе, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
Упражнение для глаз. Сильно зажмурить глаза, затем открыть их. Повторить 10-12 раз.
Практическая работа[слайды 6-8 ].
На отглаженной ткани обвести нужное количество деталей, на тёмной ткани рисуем мылом, а на светлой – карандашом на изнаночной стороне. Делаем экономную раскладку, учитывая направление долевой нити (по основе)[слайд 6 ].
Раскрой ткани [слайд 6 ].
Начинаем сборку деталей в полосы по три штуки. При сшивании кладём лицевую сторону к лицевой [слайд 7 ].
Отглаживаем полосы и сшиваем их между собой. Получаем квадрат 3 на 3 штуки[слайд 7].
Отглаживаем квадрат и выкраиваем из более плотной ткани нижнюю деталь нашего изделия [слайд 7].
Складываем заготовки лицевой стороной друг к другу и прошиваем три стороны [слайд8].
Выворачиваем, отглаживаем[слайд 8].
Делаем петлю, прикладываем её на нужное место и зашиваем сторону прихватки [слайд 8].
Во время выполнения практической работы детям предлагаются следующие загадки:
Тонкая Ненила
Всех одела-нарядила.
На самой бедняжке
Даже нет рубашки. (Игла)
Я одинокая старуха,
Я бегаю по полотну,
И нитку длинную из уха
Я за собой тяну, тяну. (Иголка с ниткой)
Маленькая головка на пальце сидит,
Сотнями глаз во все стороны глядит. (Напёрсток)
Смотрите, мы раскрыли пасть,
В неё бумагу будем класть:
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (Ножницы)
По поляне цветной пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной выползает стёжка. (Швейная машина)
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То взад, то вперёд,
А за ним такая гладь:
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Подведение итогов.
Разгадывание кроссворда[слайд9].
Предметы, которые относятся к фурнитуре.
Так называют единственное и неповторимое изделие.
Приспособление для затачивания карандашей.
Ряд повторяющихся стежков.
Режущий инструмент.
Предмет для рисования и обводки.
То, без чего не обойтись в шитье.
|
|
|
4Ш
|
|
6К
|
|
|
|
|
О
|
5 Н
|
А
|
7Т
|
1П
|
2Э
|
3Ч
|
В
|
О
|
Р
|
К
|
У
|
К
|
И
|
|
Ж
|
А
|
А
|
Г
|
С
|
Н
|
|
Н
|
Н
|
Н
|
О
|
К
|
К
|
|
И
|
Д
|
Ь
|
В
|
Л
|
А
|
|
Ц
|
А
|
|
И
|
Ю
|
|
|
Ы
|
ш
|
|
Ц
|
З
|
|
|
|
|
|
Ы
|
И
|
|
|
|
|
|
|
В
|
|
|
|
|
|
Обсуждение работ.
Выставление оценок.
Уборка рабочего места.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Воеводина Е.Д., Суслина В.Ю. Технология. 5-11классы: предметные недели в школе. - Волгоград: Учитель, 2008.
Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. 5-8 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.
Карачевцева Л.Д., Власенко О.П., Технология. 5-9 классы: дополнительные и занимательные материалы. - Волгоград: Учитель, 2009.
|
|
|