Главная страница

Виды декоративно-прикладного искусства. Лоскутное шитьё. 5 класс. Цели


Скачать 74.94 Kb.
Название Виды декоративно-прикладного искусства. Лоскутное шитьё. 5 класс. Цели
Дата 02.03.2016
Размер 74.94 Kb.
Тип Документы

Тема: Виды декоративно-прикладного искусства.

Лоскутное шитьё.

5 класс.

ЦЕЛИ:

ХОД УРОКА:

Оргмомент.

Вводная беседа.

Занятия на уроках технологии постепенно должны привести вас в страну Мастерилию, и вы станете настоящими мастерами на все руки. Добраться до этой страны непросто. Как и всякого путешественника вас ожидают трудности и неожиданные открытия, вы увидите и узнаете что-то новое. В дороге вам помогут смекалка, настойчивость, любознательность и желание научиться тому, что ты ещё не умеешь. Народные мудрости по этому поводу гласят[слайд 2]:

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Труд человека кормит, а лень – портит.

  • Всякое уменье трудом даётся.

  • Была бы охота – заладится всякая работа.

  • Без дела жить – только небо коптить.

И сегодня мы с вами отправляемся в Тряпландию.

Изучение нового материала.

В Тряпландии живут мастера, умеющие делать из ткани всё – одежду, бельё, обувь, книжные переплёты, парашюты, паруса яхт, игрушки и многое другое.

Искусство изготовления ткани возникло тысячи лет назад. Из тростника и травы первобытные люди плели обувь, сети, корзины, подстилки. Со временем они научились прясть – вырабатывать из волокон растений и шерсти животных нити. Всё это делалось вручную или при помощи нехитрых приспособлений, времени занимало много. Поэтому ткани очень ценились и все кусочки и остатки хранились, а когда их скапливалось достаточное количество, то можно было приступать к рукоделию.

Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества. Мастерицы разных народов выполняли всевозможные полезные для дома вещи: коврики, шторки, покрывала, сумки, одеяла и так далее. Кусочки ткани так искусно подбирались по цвету, соединялись в гармоничные композиции, что эти изделия становились настоящими произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наши дома и быт уютными и красивыми.

В лоскутных изделиях можно использовать различные виды тканей, главное, что их надо подобрать так, чтобы ткани были одной плотности (толщины). В настенных ковриках, панно, аппликациях, игрушках используются кроме ткани и другие материалы: тесьма, ленты, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы и прочее. Нередко приходится ориентироваться на старые вещи, главное, чтобы они не были очень ветхие и быстро не порвались.

Изделие из лоскутков должно быть выполнено в гармоничной цветовой гамме: тёмные ткани будут хорошо сочетаться со светлыми, крупный рисунок с мелким, хорошо, когда набивные рисунки чередуются с однотонными.

Чтобы получились аккуратные и красивые изделия вам потребуются следующие предметы: различные куски ткани, ножницы, иголки и нитки, швейная машина, утюг и гладильная доска. Для того, чтобы правильно выкроить детали, вы будете пользоваться картонными трафаретами с внутренней пустотой. Обводить надо трафарет и с наружи и внутри, так как внешняя линия нужна для вырезания, а внутренняя – для выполнения шва.

Умелые рукодельницы выполняют сложные изделия, а мы начнём с простых. Но хочется напомнить вам ещё две народные мудрости[слайд 3]:

  • Бережёная вещь два века живёт.

  • Семь раз отмерь – один раз отрежь.

В процессе работы вы будете использовать ножницы, иголку, нитки, карандаш либо мыло, лекала, может быть резак и утюг[слайд 4], а значит нужно вспомнить технику безопасности[слайд 5].

Труд – дело очень важное,

Порой небезопасное.

Правила должны вы знать,

Безопасность соблюдать.

При выполнении ручных работ:

  1. хранить иголки в специально отведенном месте – подушечке, игольнице;

  2. шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец;

  3. ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе;

  4. передавать ножницы кольцами вперёд.

При работе с утюгом:

  1. перед началом работы необходимо проверить целостность шнура;

  2. включать и выключать утюг нужно сухими руками, одной рукой придерживая корпус розетки, а другой – держа вилку;

  3. ставить утюг на подставку;

  4. следить за тем, чтобы подошва горячего утюга не касалась шнура;

  5. правильно устанавливать температурный режим (в соответствии с видом ткани);

  6. после окончания работы следует поставить утюг на подставку и выключить.

Прежде, чем приступить к практической работе, сделаем небольшую дыхательную гимнастику, разминку для глаз, шеи и рук.

И. п. – сидя, откинувшись на спинку стула, наклониться вперёд к крышке стола – вдох. Повторить 5-6 раз.

И. п. – сидя, руки на поясе, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

Упражнение для глаз. Сильно зажмурить глаза, затем открыть их. Повторить 10-12 раз.

Практическая работа[слайды 6-8 ].

  1. На отглаженной ткани обвести нужное количество деталей, на тёмной ткани рисуем мылом, а на светлой – карандашом на изнаночной стороне. Делаем экономную раскладку, учитывая направление долевой нити (по основе)[слайд 6 ].

  2. Раскрой ткани [слайд 6 ].

  3. Начинаем сборку деталей в полосы по три штуки. При сшивании кладём лицевую сторону к лицевой [слайд 7 ].

  4. Отглаживаем полосы и сшиваем их между собой. Получаем квадрат 3 на 3 штуки[слайд 7].

  5. Отглаживаем квадрат и выкраиваем из более плотной ткани нижнюю деталь нашего изделия [слайд 7].

  6. Складываем заготовки лицевой стороной друг к другу и прошиваем три стороны [слайд8].

  7. Выворачиваем, отглаживаем[слайд 8].

  8. Делаем петлю, прикладываем её на нужное место и зашиваем сторону прихватки [слайд 8].

Во время выполнения практической работы детям предлагаются следующие загадки:

Тонкая Ненила

Всех одела-нарядила.

На самой бедняжке

Даже нет рубашки. (Игла)

Я одинокая старуха,

Я бегаю по полотну,

И нитку длинную из уха

Я за собой тяну, тяну. (Иголка с ниткой)

Маленькая головка на пальце сидит,

Сотнями глаз во все стороны глядит. (Напёрсток)

Смотрите, мы раскрыли пасть,

В неё бумагу будем класть:

Бумага в нашей пасти

Разделится на части. (Ножницы)

По поляне цветной пляшет тонконожка.

Из-под туфельки стальной выползает стёжка. (Швейная машина)

В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывёт пароход

То взад, то вперёд,

А за ним такая гладь:

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Подведение итогов.

  1. Разгадывание кроссворда[слайд9].

  1. Предметы, которые относятся к фурнитуре.

  2. Так называют единственное и неповторимое изделие.

  3. Приспособление для затачивания карандашей.

  4. Ряд повторяющихся стежков.

  5. Режущий инструмент.

  6. Предмет для рисования и обводки.

  7. То, без чего не обойтись в шитье.











4Ш




6К













О

5 Н

А

7Т

1П

2Э

3Ч

В

О

Р

К

У

К

И




Ж

А

А

Г

С

Н




Н

Н

Н

О

К

К




И

Д

Ь

В

Л

А




Ц

А




И

Ю







Ы

ш




Ц

З
















Ы

И



















В


















  1. Обсуждение работ.

  2. Выставление оценок.

  3. Уборка рабочего места.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Воеводина Е.Д., Суслина В.Ю. Технология. 5-11классы: предметные недели в школе. - Волгоград: Учитель, 2008.

    2. Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. 5-8 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

    3. Карачевцева Л.Д., Власенко О.П., Технология. 5-9 классы: дополнительные и занимательные материалы. - Волгоград: Учитель, 2009.