|
Великий круговорот жизни
Тема: Великий круговорот жизни
Цели: Познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота; показать движение энергии в круговороте веществ в природе; формировать уважительное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, диск со слайдами, карточки для практической работы.
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие гостей, положительный настрой на урок.
Введение в тему урока.
Сегодня на урок нам необходимы знания не только прошлого урока, но и знания, предыдущих уроков. Повторим некоторые понятия с помощью кроссворда.
(Детям раздаются кроссворды. Учитель читает определение, дети заполняют кроссворд)
Взаимопроверка и сверка со слайдом. (Слайд №1)
Работа оценивается.
Первое звено в цепи питания. (Растения)
Второе звено в цепи питания. (Животные)
Без этих животных стало бы тесно. (Хищники)
Он необходим всем живым организмам, а очищают его растения. (Воздух)
Что необходимо растению для производства питательных веществ из углекислого газа и воды? (Солнце)
Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, кто я такая? (Вода)
Что образуется из перегноя под действием бактерий? (Соли)
Верхний плодородный слой земли? (Почва)
Не растения и не животные? (Грибы)
Под действием кого получается перегной? (Бактерии)
- Прочитайте ключевое слово. (Круговорот)
В толковом словаре русского языка слово это означает «беспрерывное движение».
- С каким круговоротом мы уже знакомы?
- Расскажите коротко о круговороте воды в природе.
(Дети рассказывают о круговороте воды в природе, используя рисунок на слайде) (Слайд №2)
- Как вы думаете, ребята, почему в доме бывает порядок? (Потому, что его никто не нарушает и потому, что его все время поддерживают)
- А благодаря чему поддерживается порядок в природе? (Проблема)
На этот вопрос постараемся найти ответ сегодня на уроке.
Сообщение темы урока, постановка цели. (Слайд №3)
Сегодня мы познакомимся с великим круговоротом жизни.
Запись темы урока в тетрадь.
Изучение нового материала
(Рассказ учителя с элементами беседы) (Слайд №4)
«Жизнь на Земле существует потому, что на Земле существует жизнь». Не будь на Земле живых существ, планете была бы уготовлена участь ядовитой парилки, как на Венере (Слайд №5), или остывшего пустынного тела, как на Марсе(Слайд №6). Новые и новые поколения организмов сменяли друг друга. Они пользовались тем, что создали предшественники, и в свою очередь преобразовывали Землю для потомков.(Слайд №4)
- Вспомните, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда осматривали саванну?
(Дети инсценируют отрывок из мультфильма «Король Лев»)
Король Лев: Все, что ты видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии. Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьев до несущихся антилоп.
Симба: Но ведь мы едим антилоп!
Король Лев: Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем ее едят. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!
Работа по схеме на слайде (Слайд №7)(Ответы ребят дополняются учителем)
Ученые-экологи в основу круговорота жизни определили три группы организмов (дети читают): организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители.
- Как вы понимаете слово «производители»?
- О каком производстве идет речь?
(Дети рассказывают о производстве питательных веществ растениями, параллельно заполняется схема на слайде)
Организмы – производители – это растения, так как только они способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества.
- Кто же такие потребители?
Организмы потребители – это животные, так как они потребляют вещества, которые производят растения.
- Кто же являются разрушителями?
Организмами-разрушителями являются грибы и бактерии. Они разрушают остатки мертвых животных и растений. Остатки благодаря им перегнивают, а затем перегной разлагается, и образуются соли, которые используют другие растения.
Как видите, ребята, представители разных царств живой природы участвуют в круговороте жизни, и у каждого своя роль. Каждое из этих звеньев необходимо.
- А что еще играет огромную роль в круговороте? (Почва)
Главная часть почвы – это перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда животные умирают, то остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной, и т.д. так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И этот круг разорвется, если исчезнет почва.
Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди. Вот почему замечательный русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.
Вывод: все живые существа и почва – участники единого круговорота жизни на Земле.
Закрепление
Работа по учебнику стр.124.
(Рассматривание схемы в картинках, рассказ ученика по схеме)
Физкультминутка
Практическая работа (Слайд №8)
Работа в паре
Детям раздаются картинки представителей разных царств. Распределить их в три группы и составить круговорот жизни, используя некоторые рисунки.
Итог урока
Вернемся к мультфильму. Почему лев Муфаса говорил «о хрупком равновесии» и о том, что нужно «уважать все живые существа»?
Домашняя работа (Слайд №9)
Причитать текст по учебнику стр.123-126, ответить на вопросы 1-4
Придумать и изобразить свою схему круговорота жизни на Земле
|
|
|