|
В гостях у гномов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей им. Г. Ф. Атякшева» /дошкольные группы/
Логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях с использованием песочной терапии
«В гостях у гномов»
Выполнила:
учитель-логопед
Мокшина Ольга Игоревна
г. Югорск 2015
Цель. Закрепление правильного произношения звука [р] в словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи.
Коррекционно – образовательные.
Формирование навыка определения смысловой основы предложения, упражнение в согласовании слов в предложении.
Уточнение написания буквы Р.
Коррекционно – развивающие.
Развитие умения выделять звук [р] в слогах, словах.
Закрепление умения делить слова на слоги.
Закрепление умения определять место звука [р] в словах.
Развитие мелкой моторики, зрительного внимания, мышления.
-
Формирование у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
Коррекционно – воспитательные.
Воспитание познавательного интереса к занятиям.
Формирование навыка сотрудничества, умения слушать собеседника.
Оборудование: песочница с песком, игрушки – гномики, предметные картинки со звуком [р], камни красного и голубого цвета, почтовые телеграммы, влажные салфетки.
Ход занятия
Организационный этап
Психогимнастика: Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
- Какой сегодня чудесный день! Давай улыбнемся друг другу, гостям.
Мы спокойны и веселы, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.
- Сегодня мы совершим удивительное путешествие в сказочный город и познакомимся с его жителями. А отправимся мы туда на машине.
Артикуляционная гимнастика «Приключение машинки».
Гараж двери открывает
И машина выезжает.
Улыбается машинка –
У нее помыта спинка!
Вот широкая дорога,
Здесь машин проедет много.
Это - узкая дорожка,
Здесь машин совсем немножко.
Мотор как сердце у машинки:
Стучит — поедем без заминки.
Все колеса закрутились.
По дорожке покатились.
Каменистый путь не прост.
Не жалей – ка ты колес!
В горку только поднялись –
И скорее мчимся вниз.
Пусть машинка отдохнет.
Нас лошадка подвезет!
На дороге грязь, как каша.
Не буксуй, машинка наша!
Не заводится мотор.
Почини его, шофер!
Нужно нам капот открыть
И машинку починить
Поработаем насосом —
Подкачаем все колеса!
Кисточкой машину красим –
Будет всех она прекрасней.
Радостно мотор шумит —
В сказку путь теперь лежит!
Основной этап
Выделение звука [р] из слов.
- В некотором царстве, в одном волшебном городе текла река (логопед проводит по песку рукой). - На берегу реки жили братья-гномики (ставятся игрушки гномики).
Жили эти гномики
В чудесном домике
В доме том была труба,
Дым из неё валил всегда.
Было и окно,
Нарисуй, какое оно (ребенок на песке рисует дом, трубу, дым, окно).
Жили гномы, не грустили,
Друг за другом бегали,
Прыгали, скакали,
Весело играли (ребенок выполняет пальчиковую гимнастику по тексту)
- Очень они любили делать «Секретики» друг для друга.
Давай поможем братьям отыскать эти «Секретики».
- Ты секретик ищи, из песка откопай,
что нарисовано, называй (ребенок отыскивает в песке картинки, в названии которых есть звук «р» и называет их).
- Какой общий звук слышится в этих словах? (-Звук [р]).
Звук [р] любимый звук наших гномиков.
Характеристика звука [р] с опорой на таблицу:
Для того чтобы красиво зарычать надо вспомнить, где должен находится язычок.
Широкий кончик языка
Вверх, в нёбо упирается.
Посередине языка
Воздух пробирается.
Р получится певучий
Твёрдый, звонкий и могучий!
Язычок наш задрожит, никуда не убежит.
Упражнение на развитие фонематического слуха «Звуковая мозаика».
- В домике у гномиков хранились самоцветы, они их часто доставали и в «Звуковую мозаику» играли. Поиграем?
- Если услышишь в слоге звук (р), красный камушек клади, не услышишь – синий.
Ра, во, ру,
мо, ры, за,
ро, ны, рэ.
- Если в слове услышишь звук (р), то красный камушек клади, не услышишь – синий.
Тучка, ручка, лук,
Руки, козы, рамы
Коса, радуга, самоцветы.
Изолированное произнесение звука [р]. Упражнение «Собери самоцветы»
Молодцы! А теперь обратно красные камушки клади и звук Р произноси.
Автоматизация звука [р] в слогах.
Есть у гномиков игра – ра – ра – ра.
- Я начну, а вы закончите рифмовку слоговой песенкой.
Поиграем мы в игру? – ру, ру, ру.
Дружи со спортом, детвора – ра-ра-ра.
Совет дадим для детворы – ры-ры-ры.
Зарядку делайте с утра – ра-ра-ра.
Прыгайте, как кенгуру – ру-ру-ру.
Здоровы будьте и бодры – ры-ры-ры!
Автоматизация звука [р] в словах.
- Гномики очень подарки любили и часто подарки друг другу дарили: Я тебе подарю грушу. Я за грушу подарю тебе розу. Они предлагают и вам поиграть с ними.
Игра «Разложи подарки по коробкам».
- Подарки все перепутались. Давайте их разложим по коробкам. В первую положим подарки, где звук [р] в начале слова, во вторую коробку, где звук в середине слова, и в третью, где звук в конце слова.
Динамическая пауза
Сделаем во дворике – поскользить по поверхности песка
Из песочка домики
Все, что только захотим – создать отпечатки кулачков
Из песка мы смастерим.
Хочешь, будет колобок – выполняется круговое движение, рисование на песке.
А быть может теремок – рисуем отдельным пальцем крышу дома
Можно сделать белый гриб – рисуем двумя пальцами гриб
А быть может разных рыб – поскользить ребром ладони по песку.
Рыбки весело резвятся – постучать каждым пальцем по песку
В чистой тепленькой воде
То сожмутся, разожмутся – сжать пальцы в кулак
То зароются в песке. – «зарыться» всей ладонью в песок
Определение количества слогов в словах. Игра «Рассели животных в вольеры»
Есть у гномиков вольер.
Там живёт рогатый зверь.
Он живет здесь не один
Поросенок рядом с ним.
Есть корова и барсук,
Полосатый бурундук…
Но случилась, вдруг, беда
Разбежались кто-куда…
-Давайте поможем гномикам вернуть животных в вольеры. Для этого нам нужно хлопками определить количество слогов в названии животного. Сколько слогов, в таком вольере живет животное.
Автоматизация звука[р] в предложениях.
Игра «Почта»
-Наши гномики очень веселые.
Любят гномики все узнавать,
В открытках друг - другу об этом писать.
Но гномики так спешили,
Что много ошибок они допустили.
Давай гномикам поможем исправить ошибки:
- В открытке написано «Дровами рубят топор». А как правильно сказать? Забор красит Рому. Рыба поймала рыбака. Мусор убирает Рому. Сад растёт в розах. Арбуз купил Артёма. Куры кормят Марусю. Шарф надел Егора. (ребенок исправляет предложения).
Связь звука и буквы.
Напомните, какой звук мы сегодня чаще других произносили во время нашего путешествия?
Звук [р] обозначается буквой Р.
-Давайте, украсим букву Р (самоцветами, цветочками или раскрасим цветными карандашами).
Итог занятия
- Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие.
- Что понравилось больше всего во время нашего путешествия?
- Что было сложным?
Рефлексия «Ромашка»
На доске расположены гномики. Я предлагаю подарить гномам ромашку. Веселую подарим в том случае – если вы считаете, что сделали всё отлично и у вас хорошее настроение; грустную подарим в том случае – если вы считаете, что вы не справились с заданием, или вам было трудно и у вас грустное настроение.
|
|
|