Главная страница

В гостях у гномов


Скачать 71.07 Kb.
Название В гостях у гномов
учитель-логопед
Дата 18.03.2016
Размер 71.07 Kb.
Тип Документы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им. Г. Ф. Атякшева» /дошкольные группы/

Логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях с использованием песочной терапии

«В гостях у гномов»

Выполнила:

учитель-логопед

Мокшина Ольга Игоревна

г. Югорск 2015

Цель. Закрепление правильного произношения звука [р] в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи.

Коррекционно – образовательные.

  1. Формирование навыка определения смысловой основы предложения, упражнение в согласовании слов в предложении.

  2. Уточнение написания буквы Р.

Коррекционно – развивающие.

  1. Развитие умения выделять звук [р] в слогах, словах.

  2. Закрепление умения делить слова на слоги.

  3. Закрепление умения определять место звука [р] в словах.

  4. Развитие мелкой моторики, зрительного внимания, мышления. 

  5. Формирование у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Коррекционно – воспитательные.

  1. Воспитание познавательного интереса к занятиям.

  2. Формирование навыка сотрудничества, умения слушать собеседника.

Оборудование: песочница с песком, игрушки – гномики, предметные картинки со звуком [р], камни красного и голубого цвета, почтовые телеграммы, влажные салфетки.
Ход занятия

  1. Организационный этап

  • Психогимнастика: Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

- Какой сегодня чудесный день! Давай улыбнемся друг другу, гостям. 

Мы спокойны и веселы, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.

- Сегодня мы совершим удивительное путешествие в сказочный город и познакомимся с его жителями. А отправимся мы туда на машине.

  • Артикуляционная гимнастика «Приключение машинки».


Гараж двери открывает

И машина выезжает.

Улыбается машинка –

У нее помыта спинка!

Вот широкая дорога,

Здесь машин проедет много.

Это - узкая дорожка,

Здесь машин совсем немножко.

Мотор как сердце у машинки:

Стучит — поедем без заминки.

Все колеса закрутились.

По дорожке покатились.

Каменистый путь не прост.

Не жалей – ка ты колес!

В горку только поднялись –

И скорее мчимся вниз.

Пусть машинка отдохнет.

Нас лошадка подвезет!

На дороге грязь, как каша.

Не буксуй, машинка наша!

Не заводится мотор.

Почини его, шофер!

Нужно нам капот открыть

И машинку починить

Поработаем насосом —

Подкачаем все колеса!

Кисточкой машину красим –

Будет всех она прекрасней.

Радостно мотор шумит —

В сказку путь теперь лежит!


  1. Основной этап

  • Автоматизация звука [Р].




  1. Выделение звука [р] из слов.

- В некотором царстве, в одном волшебном городе текла река (логопед проводит по песку рукой). - На берегу реки жили братья-гномики (ставятся игрушки гномики).

Жили эти гномики 
В чудесном домике 
В доме том была труба, 
Дым из неё валил всегда.
Было и окно, 
Нарисуй, какое оно (ребенок на песке рисует дом, трубу, дым, окно).

Жили гномы, не грустили, 
Друг за другом бегали, 

Прыгали, скакали, 
Весело играли (ребенок выполняет пальчиковую гимнастику по тексту)
- Очень они любили делать «Секретики» друг для друга.

Давай поможем братьям отыскать эти «Секретики».


- Ты секретик ищи, из песка откопай, 
что нарисовано, называй (ребенок отыскивает в песке картинки, в названии которых есть звук «р» и называет их). 
- Какой общий звук слышится в этих словах? (-Звук [р]).

Звук [р] любимый звук наших гномиков.


  1. Характеристика звука [р] с опорой на таблицу:

Для того чтобы красиво зарычать надо вспомнить, где должен находится язычок.

Широкий кончик языка

Вверх, в нёбо упирается.

Посередине языка

Воздух пробирается.

Р получится певучий

Твёрдый, звонкий и могучий!

Язычок наш задрожит, никуда не убежит.


  1. Упражнение на развитие фонематического слуха «Звуковая мозаика».

- В домике у гномиков хранились самоцветы, они их часто доставали и в «Звуковую мозаику» играли. Поиграем?

- Если услышишь в слоге звук (р), красный камушек клади, не услышишь – синий.

Ра, во, ру,

мо, ры, за,

ро, ны, рэ.

- Если в слове услышишь звук (р), то красный камушек клади, не услышишь – синий.

Тучка, ручка, лук,

Руки, козы, рамы

Коса, радуга, самоцветы.


  1. Изолированное произнесение звука [р]. Упражнение «Собери самоцветы»

Молодцы! А теперь обратно красные камушки клади и звук Р произноси.


  1. Автоматизация звука [р] в слогах.

Есть у гномиков игра – ра – ра – ра.

- Я начну, а вы закончите рифмовку слоговой песенкой.

Поиграем мы в игру? – ру, ру, ру.

Дружи со спортом, детвора – ра-ра-ра.

Совет дадим для детворы – ры-ры-ры.

Зарядку делайте с утра – ра-ра-ра.

Прыгайте, как кенгуру – ру-ру-ру.

Здоровы будьте и бодры – ры-ры-ры!


  1. Автоматизация звука [р] в словах.

  • Игра «Подарки».

- Гномики очень подарки любили и часто подарки друг другу дарили: Я тебе подарю грушу. Я за грушу подарю тебе розу. Они предлагают и вам поиграть с ними.

  • Игра «Разложи подарки по коробкам».

- Подарки все перепутались. Давайте их разложим по коробкам. В первую положим подарки, где звук [р] в начале слова, во вторую коробку, где звук в середине слова, и в третью, где звук в конце слова.

Динамическая пауза

Сделаем во дворике – поскользить по поверхности песка
Из песочка домики
Все, что только захотим – создать отпечатки кулачков
Из песка мы смастерим.
Хочешь, будет колобок – выполняется круговое движение, рисование на песке.
А быть может теремок – рисуем отдельным пальцем крышу дома
Можно сделать белый гриб – рисуем двумя пальцами гриб
А быть может разных рыб – поскользить ребром ладони по песку.
Рыбки весело резвятся – постучать каждым пальцем по песку
В чистой тепленькой воде
То сожмутся, разожмутся – сжать пальцы в кулак
То зароются в песке. – «зарыться» всей ладонью в песок

  1. Определение количества слогов в словах. Игра «Рассели животных в вольеры»


Есть у гномиков вольер.

Там живёт рогатый зверь.

Он живет здесь не один

Поросенок рядом с ним.

Есть корова и барсук,

Полосатый бурундук…

Но случилась, вдруг, беда

Разбежались кто-куда…
-Давайте поможем гномикам вернуть животных в вольеры. Для этого нам нужно хлопками определить количество слогов в названии животного. Сколько слогов, в таком вольере живет животное.


  1. Автоматизация звука[р] в предложениях.

Игра «Почта»
-Наши гномики очень веселые. 
Любят гномики все узнавать,
В открытках друг - другу об этом писать.
Но гномики так спешили, 
Что много ошибок они допустили. 
Давай гномикам  поможем исправить ошибки:

- В открытке написано «Дровами рубят топор». А как правильно сказать? Забор красит Рому. Рыба поймала рыбака. Мусор убирает Рому. Сад растёт в розах. Арбуз купил Артёма. Куры кормят Марусю. Шарф надел Егора. (ребенок исправляет предложения).


  1. Связь звука и буквы.

Напомните, какой звук мы сегодня чаще других произносили во время нашего путешествия?

Звук [р] обозначается буквой Р.

-Давайте, украсим букву Р (самоцветами, цветочками или раскрасим цветными карандашами).


  1. Итог занятия

-  Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. 
- Что понравилось больше всего во время нашего путешествия?

- Что было сложным?

Рефлексия «Ромашка»

На доске расположены гномики. Я предлагаю подарить гномам ромашку. Веселую подарим в том случае – если вы считаете, что сделали всё отлично и у вас хорошее настроение; грустную подарим в том случае – если вы считаете, что вы не справились с заданием, или вам было трудно и у вас грустное настроение.