|
Уроки французского уроки жизни (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)
Тема: Уроки французского – уроки жизни (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»).
Цель: в результате анализа произведения донести до уч-ся мысль о том, что человек сам формирует свою личность, воспитывать в учениках чувства доброты, милосердия, совести, порядочности, достоинства.
Эпиграф: «Чтоб жить вечно, надо рваться, путаться, биться,
ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать
и опять бросать, и вечно бороться и метаться.
А спокойствие – душевная подлость».
Л. Н. Толстой
Ход урока.
Оргмомент, тема, цель.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы поговорим о том, что делает человека Человеком с большой буквы, сильной личностью, неотъемлемой частью которой является: доброта, милосердие, совесть.
Начать разговор я хочу словами Валентина Распутина: «Жить по совести – это значит быть личностью духовной, поступки которой соотносились бы с вечным, передающимся из поколения в поколение представлением о назначении человека».
Жить по совести… В реальной жизни мы видим, что не всегда это получается. Как же жить и что делать по совести? Наверное, прежде всего мы должны знать те координаты. По которым должно происходить движение жизни.
В наше время произошло смещение нравственных понятий.
Нынешнее поколение молодых людей часто забывает о таких нравственных качествах, как милосердие. Доброта, честность, достоинство… Им придется все меньше и меньше значение. А ведь эти понятия очень древние. И лишить человека хотя бы одного из них – значит лишить составной части его организма.
Человек рождается со способностью откликаться на чужую беду. Скорее всего – это чувство врожденное, данное нам матерью – природой вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет, отмирает.
В стихотворении «Памятник», глее так выношено каждое слово, А.С. Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Как не трактовать последнюю строчку в любом случае она есть прямой призыв к милосердию.
К нему надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал пожирать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавал взамен и ничем не жертвуя.
В современной литературе появилось много произведений, тревожащих ум, душу, сердце человека.
Одно из них – произведение В. Распутина «Уроки французского». Это рассказ о доброте и милосердии. Наш урок мы посвящаем ему.
Действие происходит через 3 года после окончания ВОВ, в 1948 году, в далекой сибирской деревне.
Беседа по вопросам.
Особенности того времени, в которых жил герой? Найдите в тексте.
Как вы думаете, каким бы должен вырасти этот мальчик в таких условиях, если бы он учился плохо?
Есть ли в тексте примеры таких детей? Много ли их? Большие?
-
Как вы считаете, у мальчика сильные черты характера от природы, выработало трудное время или он сам воспитывал в себе их?
Давайте приведем примеры, когда герой вырабатывал сильный характер. а) Игра в деньги на молоко. Необходимость или азарт? Если необходимость – это сила, если азарт – это слабость.
б) Не сказал хозяйке, что ее дети съели картошку. Нужна ли для этого сила характера?
в) История с посылкой. Представьте себя на его месте; Что вы голодны: и, конечно, при виде продуктов мальчик начинает их есть, но потом: стоп? Откуда в деревне возьмутся макароны? Он относит посылку учительнице.
г) Чай у Лидии Михайловны (О достоинстве, с которым он себя вел).
Как вы считаете, каким человеком станет герой?
А теперь поговорим об учительнице Лидии Михайловне. а) Как вы считаете сильный она человек? Добрый?
б) Может ли сильная личность быть доброй? Жестокой? в) Вывод: «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем состороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи…» (В. Распутин).
Какой самый главный урок получил герой от учительницы?
Общие черты наших героев: совесть, честность, порядочность, достоинство, милосердие, доброта. Это обязательные черты сильной личности.
-
А теперь ответьте на такой вопрос, анонимно: кого в нашем классе вы считаете сильной личностью и почему? (Раздаю листочки, даю 3-3 минуты времени) Затем наугад достаю несколько и зачитываю.
-
Главный герой нашего рассказа, преодолев все трудности жизни, которые выпали на его долю, стал известным писателем. Это автор рассказа В. Распутин. (Презентация ученика о писателе).
Анонс. На стеллаже представлена выставка книг В. Распутина. Обзор по ней сделает наш библиотекарь.
На дом: Мини – сочинение:
В чем смысл эпиграфа к этой теме (высказывание Л.Н. Толстого)?
|
|
|