|
Елена Викторовна Андриянова, учитель начальных классов мбоу гимназии №1 г. Липецка
Елена Викторовна Андриянова,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №1 г. Липецка
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
« Я знаю: время растяжимо!
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его…»
Р. Рождественский
Новые образовательные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры.
Моя работа в этом направлении началась с обновления и совершенствования образовательного процесса через применение современных педагогических технологий, формирующих УУД. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить и обобщить опыт эффективного использования педагогических технологий деятельностного типа;
- формировать у учащихся ключевые компетенции;
- овладеть приемами работы с использованием ИКТ;
- создать комфортные условия для учащихся, применяя здоровьесберегающие технологии.
Каждый ребенок от рождения наделен определенным потенциалом развития. Этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Маленькому человеку, вступающему в этот мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Надо уметь анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, давать адекватную оценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать. Задача учителя – так выстроить процесс обучения, чтобы он помог раскрыться духовным силам ребенка, развил навыки практических действий, сформировал мыслительную и познавательную деятельность учащихся.
К нам приходят дети с разным уровнем подготовки. Одни и букв еще не знают, а другие уже бегло читают, у большинства наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, испытывающие трудности в общении со сверстниками. Увеличивается количество детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.
Исходя из этого, организацию учебной деятельности строю на основе системно-деятельностного подхода с использованием современных образовательных технологий, развивая у учащихся универсальные учебные действия – УУД.
Основными образовательными технологиями деятельностного типа являются: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания образовательных достижений.
Технология проблемного диалога позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. Учащиеся ставят и решают проблемы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – это открытие и формулирование нового знания.
Слово «диалог» в названии технологии подразумевает, что постановку проблемы и поиск решения учащиеся осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Сначала учитель помогает ученикам поставить учебную проблему, т. е. сформулировать тему или вопрос для исследования, вызывая у учащихся интерес к новому материалу, формируя регулятивные УУД. Затем посредством диалога, учитывая разные мнения, учитель организует поиск решения, «открытие» нового знания, формируя коммуникативные УУД.
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у учащихся затруднение. Это могут быть противоречивые факты, разные точки зрения, столкновение разных мнений учащихся, а также противоречие между житейским представлением ученика и научным фактом.
При побуждающем диалоге возможно появление неточных или неверных формулировок учебной проблемы. Нельзя реагировать на них отрицательной оценкой, нужно побуждать репликами: «Кто думает иначе? Кто еще хочет высказаться?»
Подводящий к теме диалог. Он не требует создания проблемной ситуации, а представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые пошагово приводят учащихся к формулированию темы урока. Все звенья этой цепочки опираются на уже пройденный материал, а последнее (обобщающее) позволит учащимся сформулировать тему урока.
Сообщение темы с мотивирующим приемом. При этом учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес применением «яркого пятна», захватывающего внимание обучающихся: сказка, легенда, случай из жизни, эксперимент и т.д.
Таким образом, технология проблемно – диалогического обучения способствует развитию самостоятельности учащихся, активизирует их творческую и познавательную деятельность, формирует универсальные учебные действия.
Технология продуктивного чтения ориентирована на формирование типа правильной читательской деятельности и включает в себя три этапа работы с текстом.
-
Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Учащиеся определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделяют героев по названию произведения, по имени автора, по ключевым словам, по иллюстрации.
Работа в процессе чтения. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение – слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста и возрастом учащихся. С помощью беседы происходит выявление первичного восприятия текста. Выявляются совпадения первоначальных предположений учащихся с содержанием прочитанного текста. Затем весь текст или отдельные его фрагменты медленно, вдумчиво перечитывается. Проводится анализ текста ( прием комментированного чтения, диалог с автором через текст, беседа по содержанию прочитанного, выделение ключевых слов, постановка уточняющих вопросов к каждой смысловой части текста, выразительное чтение и т.д.)
Работа с текстом после чтения. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Постановка проблемного вопроса к тексту в целом, помогающего понять замысел автора, « спрятанный между строк». Знакомство с писателем. Работа с дополнительными источниками, заглавием, иллюстрациями, со средствами выразительности (эпитеты, метафоры, образные выражения, олицетворения, сравнения). Здесь же рассматривается стиль языка, особенность письма, приемы, формы, жанр произведения. На этом этапе учащиеся могут выполнять задания творческого характера.
Технология продуктивного чтения обеспечивает формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД. А в случае, если анализ текста порождает оценочные суждения – личностные образовательные результаты.
Технология оценивания направлена на развитие контрольно – оценочной самостоятельности учащихся.
Какие же образовательные результаты обеспечивает технология оценивания?
Регулятивные: умение определять, достигнут ли результат деятельности.
Коммуникативные: умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Познавательные: умение логически обосновывать свои выводы.
4. Личностные: толерантное отношение к иным решениям.
Существует семь правил данной технологии: ОЦЕНИВАЕМ
ЧТО? Все действия! Но отметка за решение задачи.
КТО? Ученик + учитель определяют отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную ему отметку.
СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка. Отметка ставится за каждую учебную задачу или группу заданий – задач, показывающих овладение отдельным умением.
ГДЕ? В таблицах образовательных результатов (рабочий журнал учителя, дневник школьника) и в портфолио учащихся.
КОГДА? Текущие – по желанию ученика, т.к. в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку, тематические – обязательны (+ право пересдачи)
КАК? Отметка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности (необходимый, повышенный и максимальный), с переводом в любой тип отметок.
ИТОГовые отметки (за четверть, полугодие) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года, а за блок тем, который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи.
Достижение указанных в стандарте результатов образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса, дают возможность учащимся самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.
« Думать легко, действовать трудно, а превратить
мысль в действие – самая трудная вещь на свете».
И. Гете
Список литературы:
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.Н., Карабанова И.А., Солмина Н.Г. Как практиковать универсальные учебные действия в начальной школе: от действий к мысли, пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
Мельникова Е.А. Урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с детьми. Начальная школа+, 1999, №5 – 8.
Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования УУД. Учительская газета, 2012.
Статья. Чернова И.Ю. Универсальные учебные действия.
http://www.sgls.admsurgut.ru/win/download/1630/
Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей. – СПб., 2001.
|
|
|