Этапы урока (время)
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
Формы оценивания
|
Личностные:
|
Регулятивные:
|
Коммуникативные:
|
Познавательные:
|
|
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)
Цель:
-
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
|
I. Организационный момент
Проверка домашнего задания.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим с вами изучать интересный раздел в русском языке «Лексика»
- Вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?
Однозначные и многозначные слова.
Что было задано на дом? Проверка упр. 334.
Первой группе – найти в толковом словаре примеры многозначных слов.
Второй - найти примеры из русских народных сказок со словом «красный» (красивый, парадный).
Повторение. Найдите многозначные слова в данных текстах.
1.За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
(Г. Бойко)
2.Вот шофер какой чудак:
Он поесть не мог никак.
Потому что спозаранку
Он крутил – вертел баранку.
А зачем крутил – вертел? –
Лучше взял бы да и съел!...
(А. Шибаев)
3.Со столба кричит он: «Есть
Вспыхнул свет в окошке!»
А на столб ему залезть
Помогли две кошки.
(Е. Руженцев)
|
Самостоятельное определение первичного уровня собственных знаний.
Актуализация имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации
Работа в группе
Коллективная работа
|
Самоопределение.
Готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации.
|
Формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию.
|
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
Анализ объектов с целью выделения признаков
|
Словесная функция
учителя.
|
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)
Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
|
Вступительное слово учителя
Ребята! Вчера я познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем. Мы стали общаться и после разговора я сказала ему, что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки. И он светится от счастья. Но, к сожалению, этот человек не понял меня!
А вы, сможете описать его?
Объясните значения слов, которые помогли описать друга?
Мягкий характер - хороший характер
Острый ум - быстро понимающий. Острый как нож
Золотые руки - все умеет делать.
Светится от счастья - очень рад
Он не смог понять значения слов, потому что это были слова с переносным значением.
Итак, тема сегодняшнего урока «Прямые и переносные значения слов». Запишите ее в тетради.
На доске написаны следующие словосочетания:
Седая голова - седая зима.
-Ребята, какой корень у этих слов.
- А какое значение у этих слов?
Седой - побелевший от старости
На основе сходства (зима – тоже белая)
-А как вы думаете, какое слово появилось первым.
- Правильно, потому что второе «Седая зима» появилось на основе сходства по цвету.
Мы с вами сейчас столкнулись с явлением русского языка - прямым и переносным значением.
А теперь обратимся к учебнику на странице 140 .
Прочитаем, что выделено жирным шрифтом!
Такой прием в русском языке называется метафорой.
-В саду горит костер рябины красной!
-Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо.(4)
Следующий абзац.
А это прием называется олицетворением.
-Попробуйте сами привести примеры.
Разгулялась вьюга
Ветер уснул.
Эти средства мы будем подробнее разбирать на уроках литературы и уроках развития речи.
В толковых словарях в словаре указывается не только прямое, но и переносное значение.
Приведите примеры из толкового словаря.
|
Самостоятельное «добывание» знаний,
активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.
Работа со словом
Знакомство с новым понятием
«прямое и переносное значение слова»
Воспринимают информацию, отвечают на вопросы. Выполняют задания.
Работа с учебным материалом
Знакомство с выразительными средствами языка
«метафора. олицетворение»
Выполнить синтаксический разбор
Работа с толковым словарём
|
Формирование картины мира; формирование позитивной самооценки.
|
Планирование.
Прогнозирование.
Планирование своих действий; адекватное восприятие оценки учителя; оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
|
Постановка вопросов.
Сотрудничество в поиске и выборе информации.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
|
Самостоятельное формулирование цели темы. Формулирование проблемы.
|
Самооценка.
|
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.
|
Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.
- А теперь потренируемся.
И выполним упражнение. 338.
Читаем задание .
1 ряд
2ряд
3 ряд
Дать прямое значение слову.
Черная (работа , ________).
Ледяной (взгляд,________).
Острый (ум,_________).
Допишите примеры, чтобы значение было прямым.
- Запишите в два столбика словосочетания.
Прямое значение
|
Переносное значение
|
-Чистые помыслы - без утайки, искренние
-Чистые руки-
-Быстрая река-река, которая быстро движется
-Быстрый ум - быстро соображает.
-Холодные руки - от холода
-Холодное сердце - равнодушное
Почему вы так распределили?
|
Организация диалога, проблемно-поисковой деятельности.
Групповая работа
Выборочный диктант
|
Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности
|
Контроль.
Оценка.
Коррекция.
|
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений
действия
|
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
|
Самооценка.
Взаимооценка.
|
Динамическая пауза (2 мин.)
Цель: сменить вид деятельности.
|
Артикуляционная разминка.
У елки иголки колки.
|
Учащиеся проговаривают предложение
|
Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
|
|
|
|
Словесная функция учителя и ученика.
Самопроверка.
|
4.Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)
Цель:
мотивировать учащихся к деятельности;
координировать деятельность учащихся;
выполнения заданий
|
Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания.
Текст заранее распечатан.
Закат
Когда с утра до вечера сеял дождь, березка(2) сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар- птица. Запутавшись в ветвях, солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное(2) поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной каждая серебряная(2) нитка паутины…
- Прочитать.
- О чем текст?
- Озаглавьте текст . Закат
- Определите основную тему текста. Красота захода солнца.
- Объяснить орфограммы.
- Найдите слова, употребленные в переносном значении.
Художники бывают разные. Одни художники рисуют кистью. А другие – словом. А слово в переносном значении помогает художнику сделать эту картину яркой и образной. В каждом художественном произведении мы встретим такие средства.
|
Диалог с классом, организация проблемно-поисковой деятельности.
Анализ текста
Выполнить морфемный разбор
Лексическая работа
Уметь на слух воспринимать информацию
|
Самоопределение -самооценка личности; формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.
|
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного - осуществление итогового и пошагового контроля по результату; адекватное восприятие оценки учителя
|
Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;. практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.
|
Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией.
|
Взаимооценка.
Самопроверка.
|
7.Рефлексия. (5 мин.)
Цель:
|
Организует рефлексию.
Подведём итоги.
Слово учителя:
Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок!
- Что нового мы узнали сегодня?
- Сегодня с вами мы познакомились с понятием прямого и переносного значения.
- Как образуются слова с переносным значением?
(На основе сходства)
- Где используются слова с переносным значением?
(В художественных текстах)
- Закончите предложения:
Сегодня я узнал, что…
Теперь я знаю, как…
Я хотел бы узнать…
Выставление оценок.
|
Актуализация знаний.
Суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.
|
Смыслообразование - формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.
|
Осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
|
Умение выражать свои мысли.
Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
|
Рефлексия - структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование.
|
Самооценка.
Самопроверка.
|
|
Домашнее задание:
1)Придумать 5 предложений с переносным значением.
3) Собирание материалов к проекту «Лексика. Культура речи».
- Урок окончен. До свидания.
|
Записывают задание.
|
|
|
|
|
|