Главная страница

Урока развития речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида тема: «Бурый медведь» разработала: учитель-логопед мбс(К)оу школы №44 г. Брянска Зубченко Е. В. Цель


Скачать 58.24 Kb.
Название Урока развития речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида тема: «Бурый медведь» разработала: учитель-логопед мбс(К)оу школы №44 г. Брянска Зубченко Е. В. Цель
Зубченко Е.В
Дата 05.04.2016
Размер 58.24 Kb.
Тип Урок

КОНСПЕКТ
урока развития речи

в 3 классе

специальной коррекционной школы VIII вида

тема: «Бурый медведь»

разработала:

учитель-логопед МБС(К)ОУ

школы № 44 г.Брянска

Зубченко Е.В.

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о буром медведе.

Задачи:

1. Отработка умения составлять связное высказывание описательного и повествовательного типов на основе анализа особенностей диких животных. Расширение, уточнение и активизация словаря.

2. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в развитии зрительного запоминания.

3. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Компьютер, видиопроэктор, экран; магнитофон; кассета с записью медвежьего рёва, звуков леса; сигнальные карточки по числу детей.

1. Орг. момент.

- Начнём урок развития речи с гимнастики: "и – у – а ", "язычок – маляр".

- Повторите за мной чистоговорку и подберите подходящее слово ко второй её части:

ра- ра - ра - начинается ….. (игра)

жа – жа – жа - есть иголки у … (ежа)

су – су – су - серый волк живёт в … (лесу)

- А кто ещё живёт в лесу? (волк, барсук, косуля, медведь, лось, кабан, бобры,белка, тетерев…)

2. Повторение пройденного.

Фонограмма звуков леса.

- Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу.

Но прежде вспомним, как должны вести себя люди, что бы не навредить лесу и его обитателям? ( -нельзя выбрасывать мусор, ломать ветки и рвать цветы, шуметь, разорять муравейники , ловить бабочек, нужно быть осторожными с огнём…)

- Молодцы! Отправляемся в путь! Но в лесу нам могут повстречаться разные животные: и добрые, и злые. Что бы подготовиться к встрече с ними, выполним задания.

1. На экране появляются рисунки:

Волк, лось, белка, корова, заяц, лиса, ёж.

- Какое животное лишнее? Почему?

(корова – домашнее животное, а остальные – дикие)

- Проверим. На экране: волк, лось, белка, заяц, лиса, ёж

2. – Запомните, в каком порядке стоят животные. Первый – волк, второй – лось, третья – белка, и т.д. Сейчас кто-то из них поменяется местами. На экране: волк, лиса, белка, заяц, лось, ёж.

- Что изменилось? Проверим. На экране: лиса и волк меняются местами.

3. - Прочитайте шёпотом загадку: На экране: Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,а нитки ни одной.

- Вслух загадку прочитает … Кто это? На экране: картинка ( ёж)

- Почему ежа назвали "недотрога"? ( до него нельзя дотронуться т. к. он колючий ).

- А ещё, ребята, "недотрогой" называют обидчивого, капризного человека.

До него тоже нельзя дотронуться ни рукой, ни сказать ему лишнего слова. Он сразу обижается, отказывается играть с вами. А в нашем классе есть недотроги? На экране появляется картинка - ёж.

- Итак, на прошлом уроке мы говорили о еже. Проверим, сможете ли вы узнать ежа по описанию. (раздаю сигнальные карточки)

Покажите карточку зелёной стороной, когда услышите правильную фразу о еже и красной, когда фраза не правильная.

- Ёж живёт в лесу.

- Тело ежа покрыто мягкой шерстью. ( Не правильно, - Тело ежа покрыто иголками.)

- Он любит насекомых, грибы, желуди.

- У него есть два крыла. ( Не правильно, - У ежа четыре лапки.)

- Если он свернётся в клубок, нет ни головы, ни ног.

- Кто хочет рассказать о еже?

( Ёж живёт в лесу. Его тело покрыто иголками. При опасности ёж свёртывается в колючий комочек и до него нельзя дотронуться. Ёж питается насекомыми, грибами, яблоками.)

Физ. мин.

3. Объяснение нового.

а) вводная беседа, сообщение новой темы.

Включаю запись медвежьего рёва.

- Кто так рычит? ( если ученики не догадываются, предлагаю отгадать загадку)

Он всю зиму сладко спал, лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь. Этот зверь большой… (медведь)

- Вот мы и повстречались с очень опасным животным – медведем. На экране картинка - медведь.Сегодня мы будем говорить о буром медведе. Тема нашего урока – «Бурый медведь». Медведя знают все.

А что значит бурый?

- Сегодня на уроке вы узнаете об этом. А ещё нам нужно запомнить какие у него тело, лапы, морда, шерсть, чем он питается, где живёт. Вы готовы?

б) рассказ учителя.

Медведь - хозяин леса. Это очень крупное (что значит крупное -большое), сильное животное.

В высоту он может достигать 2 – 3 метров. Одним ударом лапы он может сломать спину лосю.У медведя вытянутая морда, маленькие глаза, маленькие уши, короткий хвост.

- Какого цвета мех у медведя? (коричневый)

- Правильно, но на самом деле он бурый, т.е. коричневый в смеси с красным цветом. Теперь вы понимаете, почему мы говорим о буром медведе?Это значит, что мы говорим о коричневом медведе.

- А ещё какого цвета бывают медведи? (белые) - картинка

- А белого медведя можно встретить в нашем Брянском лесу? (нет)

- Белые медведи живут в снегах, а бурые живут в лесах.

- Они похожи? Чем? ( у них похоже тело, т.д.)

- Чем они отличаются? (цветом) - Что медведь делает зимой? (Зимой медведь спит.)

- Где, в чём спит зимой медведь? (берлога)

Берлога - вывешиваю определение на доску. картинка

Берлогу медведь находит заранее и обустраивает её,укладывая травой и листьями. Берлогой может стать большая яма под корнями деревьев, свалившиеся в кучудеревья, небольшие пещерки в скалах. Вход в берлогу медведь заваливает ветками и землёй. Зимой у медведицы в берлоге появляется потомство.

- Как называют детей медведя? (медвежата)

- Медвежата рождаются очень маленькими и до весны подрастают, питаясь всю зиму молоком матери.

Медведицы нежные матери – три года они неразлучны со своими детёнышами: растят, воспитывают и обучают их.Три зимы медвежата спят в одной берлоге с матерью.И лишь потом расстаются.

- Чем питаются медведи?

Весной они предпочитают молодую хвою и траву. Летом и осенью – ягоды, фрукты, корешки. Любит мишка насекомых, мелких мышей, рыбу, птичьи яйца – всё, что можно добыть без усилий.

Медведь – хищник, потому что может охотиться на коз, овец, и даже на лосей. Но случается это очень редко, в основном весной, когда мало растительного корма. Медведь – большой лакомка. Мёд любит так, что даже имя своё получил из – за мёда. На экране: мед – ведь – ведает, т.е. знает, где мёд.

4. Закрепление.

а) обобщающая беседа:

- К какой группе животных относится медведь? Почему?

- Какого цвета шерсть у медведя?

- Какое у медведя тело, морда?

- Чем питается медведь?

- Как зимует медведь?

- Когда у медведя появляется потомство?

- Медведь хищник?

Физ. мин.

- Садитесь, посмотрите на экран. Я подобрала слова – действия.

На экране: спит

лакомится (мёдом)

медведь сосёт (лапу)

едет

грызёт (корешки)

- Что лишнее? Что не делает медведь? (едет)

- Проверим.

- Дополните предложения любыми из этих действий:

Зимой медведь ….. и …….

Летом медведь … и ……..

- Итак, мы много узнали о медведе. Попробуем рассказать о нём, используя слова – помощники.

На экране:

Где живёт лес, берлога

Морда вытянутая

Глаза маленькие

Мех бурый, густой

Хвост короткий

- Составьте полный рассказ о медведе.

(Медведь живёт в лесу. Это дикое животное. У медведя вытянутая морда, маленькие глаза. Тело медведя покрыто бурым, густым мехом. У медведя короткий хвост. Зимой медведь спит и сосет лапу. Летом грызёт корешки и лакомится мёдом.)

- Медведю понравилось, и он предлагает вам задание. Составьте голову медведя из геометрических фигур.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- О ком мы говорили на уроке?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Где живет медведь? ( в лесу )

-