КОНСПЕКТ
урока развития речи
в 3 классе
специальной коррекционной школы VIII вида
тема: «Бурый медведь»
разработала:
учитель-логопед МБС(К)ОУ
школы № 44 г.Брянска
Зубченко Е.В.
Цель: Уточнение и расширение представлений детей о буром медведе.
Задачи:
1. Отработка умения составлять связное высказывание описательного и повествовательного типов на основе анализа особенностей диких животных. Расширение, уточнение и активизация словаря.
2. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в развитии зрительного запоминания.
3. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
Компьютер, видиопроэктор, экран; магнитофон; кассета с записью медвежьего рёва, звуков леса; сигнальные карточки по числу детей.
1. Орг. момент.
- Начнём урок развития речи с гимнастики: "и – у – а ", "язычок – маляр".
- Повторите за мной чистоговорку и подберите подходящее слово ко второй её части:
ра- ра - ра - начинается ….. (игра)
жа – жа – жа - есть иголки у … (ежа)
су – су – су - серый волк живёт в … (лесу)
- А кто ещё живёт в лесу? (волк, барсук, косуля, медведь, лось, кабан, бобры,белка, тетерев…)
2. Повторение пройденного.
Фонограмма звуков леса.
- Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу.
Но прежде вспомним, как должны вести себя люди, что бы не навредить лесу и его обитателям? ( -нельзя выбрасывать мусор, ломать ветки и рвать цветы, шуметь, разорять муравейники , ловить бабочек, нужно быть осторожными с огнём…)
- Молодцы! Отправляемся в путь! Но в лесу нам могут повстречаться разные животные: и добрые, и злые. Что бы подготовиться к встрече с ними, выполним задания.
1. На экране появляются рисунки:
Волк, лось, белка, корова, заяц, лиса, ёж.
- Какое животное лишнее? Почему?
(корова – домашнее животное, а остальные – дикие)
- Проверим. На экране: волк, лось, белка, заяц, лиса, ёж
2. – Запомните, в каком порядке стоят животные. Первый – волк, второй – лось, третья – белка, и т.д. Сейчас кто-то из них поменяется местами. На экране: волк, лиса, белка, заяц, лось, ёж.
- Что изменилось? Проверим. На экране: лиса и волк меняются местами.
3. - Прочитайте шёпотом загадку: На экране: Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,а нитки ни одной.
- Вслух загадку прочитает … Кто это? На экране: картинка ( ёж)
- Почему ежа назвали "недотрога"? ( до него нельзя дотронуться т. к. он колючий ).
- А ещё, ребята, "недотрогой" называют обидчивого, капризного человека.
До него тоже нельзя дотронуться ни рукой, ни сказать ему лишнего слова. Он сразу обижается, отказывается играть с вами. А в нашем классе есть недотроги? На экране появляется картинка - ёж.
- Итак, на прошлом уроке мы говорили о еже. Проверим, сможете ли вы узнать ежа по описанию. (раздаю сигнальные карточки)
Покажите карточку зелёной стороной, когда услышите правильную фразу о еже и красной, когда фраза не правильная.
- Ёж живёт в лесу.
- Тело ежа покрыто мягкой шерстью. ( Не правильно, - Тело ежа покрыто иголками.)
- Он любит насекомых, грибы, желуди.
- У него есть два крыла. ( Не правильно, - У ежа четыре лапки.)
- Если он свернётся в клубок, нет ни головы, ни ног.
- Кто хочет рассказать о еже?
( Ёж живёт в лесу. Его тело покрыто иголками. При опасности ёж свёртывается в колючий комочек и до него нельзя дотронуться. Ёж питается насекомыми, грибами, яблоками.)
Физ. мин.
3. Объяснение нового.
а) вводная беседа, сообщение новой темы.
Включаю запись медвежьего рёва.
- Кто так рычит? ( если ученики не догадываются, предлагаю отгадать загадку)
Он всю зиму сладко спал, лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь. Этот зверь большой… (медведь)
- Вот мы и повстречались с очень опасным животным – медведем. На экране картинка - медведь.Сегодня мы будем говорить о буром медведе. Тема нашего урока – «Бурый медведь». Медведя знают все.
А что значит бурый?
- Сегодня на уроке вы узнаете об этом. А ещё нам нужно запомнить какие у него тело, лапы, морда, шерсть, чем он питается, где живёт. Вы готовы?
б) рассказ учителя.
Медведь - хозяин леса. Это очень крупное (что значит крупное -большое), сильное животное.
В высоту он может достигать 2 – 3 метров. Одним ударом лапы он может сломать спину лосю.У медведя вытянутая морда, маленькие глаза, маленькие уши, короткий хвост.
- Какого цвета мех у медведя? (коричневый)
- Правильно, но на самом деле он бурый, т.е. коричневый в смеси с красным цветом. Теперь вы понимаете, почему мы говорим о буром медведе?Это значит, что мы говорим о коричневом медведе.
- А ещё какого цвета бывают медведи? (белые) - картинка
- А белого медведя можно встретить в нашем Брянском лесу? (нет)
- Белые медведи живут в снегах, а бурые живут в лесах.
- Они похожи? Чем? ( у них похоже тело, т.д.)
- Чем они отличаются? (цветом) - Что медведь делает зимой? (Зимой медведь спит.)
- Где, в чём спит зимой медведь? (берлога)
Берлога - вывешиваю определение на доску. картинка
Берлогу медведь находит заранее и обустраивает её,укладывая травой и листьями. Берлогой может стать большая яма под корнями деревьев, свалившиеся в кучудеревья, небольшие пещерки в скалах. Вход в берлогу медведь заваливает ветками и землёй. Зимой у медведицы в берлоге появляется потомство.
- Как называют детей медведя? (медвежата)
- Медвежата рождаются очень маленькими и до весны подрастают, питаясь всю зиму молоком матери.
Медведицы нежные матери – три года они неразлучны со своими детёнышами: растят, воспитывают и обучают их.Три зимы медвежата спят в одной берлоге с матерью.И лишь потом расстаются.
- Чем питаются медведи?
Весной они предпочитают молодую хвою и траву. Летом и осенью – ягоды, фрукты, корешки. Любит мишка насекомых, мелких мышей, рыбу, птичьи яйца – всё, что можно добыть без усилий.
Медведь – хищник, потому что может охотиться на коз, овец, и даже на лосей. Но случается это очень редко, в основном весной, когда мало растительного корма. Медведь – большой лакомка. Мёд любит так, что даже имя своё получил из – за мёда. На экране: мед – ведь – ведает, т.е. знает, где мёд.
4. Закрепление.
а) обобщающая беседа:
- К какой группе животных относится медведь? Почему?
- Какого цвета шерсть у медведя?
- Какое у медведя тело, морда?
- Чем питается медведь?
- Как зимует медведь?
- Когда у медведя появляется потомство?
- Медведь хищник?
Физ. мин.
- Садитесь, посмотрите на экран. Я подобрала слова – действия.
На экране: спит
лакомится (мёдом)
медведь сосёт (лапу)
едет
грызёт (корешки)
- Что лишнее? Что не делает медведь? (едет)
- Проверим.
- Дополните предложения любыми из этих действий:
Зимой медведь ….. и …….
Летом медведь … и ……..
- Итак, мы много узнали о медведе. Попробуем рассказать о нём, используя слова – помощники.
На экране:
Где живёт лес, берлога
Морда вытянутая
Глаза маленькие
Мех бурый, густой
Хвост короткий
- Составьте полный рассказ о медведе.
(Медведь живёт в лесу. Это дикое животное. У медведя вытянутая морда, маленькие глаза. Тело медведя покрыто бурым, густым мехом. У медведя короткий хвост. Зимой медведь спит и сосет лапу. Летом грызёт корешки и лакомится мёдом.)
- Медведю понравилось, и он предлагает вам задание. Составьте голову медведя из геометрических фигур.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
- О ком мы говорили на уроке?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Где живет медведь? ( в лесу )
-
|