|
Урока по литературе в 5 классе «Славянская мифология»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Конспект урока по
литературе
в 5 классе
«Славянская мифология»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Кузьмина Татьяна Георгиевна.
|
г.Троицк
2015 год
Славянская мифология
Цель урока: дать представление о славянских мифах, показать образность, поэтичность славянской мифологии.
Образовательные задачи урока:
- закрепить представления пятиклассников о мифологии;
- познакомить со славянскими мифами;
-сформировать навык работы со справочной литературой, с энциклопедическими словарями;
-научить передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
- развивать умение сопоставлять героев произведения.
Развивающие задачи урока:
- развивать навыки четкого формулирования вопроса;
- развивать ценностное отношение к чтению.
Воспитательные задачи урока:
- воспитывать уважение к народным верованиям и традициям;
- формировать чувство патриотизма.
Основные виды деятельности:
-устные сообщения о мифологических персонажах;
-оформление записей в рабочих тетрадях;
- ответы на вопросы учебника;
-работа со справочной литературой, с энциклопедическими словарями.
Термины: славяне, миф, мифология, энциклопедия.
Планируемые результаты:
- умение анализировать мифы;
- умение находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет;
- умение сопоставлять персонажей славянской и древнегреческой мифологии;
- умение четко формулировать вопрос и кратко отвечать на него.
Структура урока (план):
Организационный момент. Вступительное слово учителя о славянской мифологии и ее своеобразии.
Работа с презентацией, оформление записей в тетрадях.
Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам.
Знакомство с энциклопедическими словарями и справочниками.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Содержание этапов урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, рада вас видеть. Приготовьтесь к увлекательному разговору о культуре и верованиях древних славян. Вы очень хорошо ориентируетесь в древнегреческой мифологии, но известно ли вам что-нибудь о мифах ваших предков - славян? Очень мало, поэтому, надеюсь, тема нашего урока будет для вас очень интересной, запишите в тетради: «Славянская мифология». В отличие от античной мифологии, хорошо известной по художественной литературе и произведениям искусства, тексты мифов славян не дошли до нашего времени, поскольку в ту далекую пору, когда создавались мифы, славяне еще не знали письменности.
-Какие народы относятся к славянским?
Восточные славяне — это белорусы, русские, украинцы; западные — поляки, словаки и чехи; южные — болгары, македонцы, сербы, словенцы, хорваты, боснийцы. Несмотря на разделение славян, их мифологии и поныне сохранили многие общие черты. Так, у всех славян известен миф о поединке бога грозы с его демоническим противником и о победе громовержца; всем славянским традициям знаком древний обычай в конце зимы сжигать чучело — воплощение мрачных злых сил или хоронить мифическое существо вроде Масленицы и Ярилы у русских и белорусов и Германа — у болгар.
Мифологические представления наших предков продолжают жить в народных традициях, праздниках, верованиях и обрядах, а также в песнях, сказках, заговорах и приметах. Древние мифологические персонажи вроде леших, русалок, водяных, домовых и чертей ярко запечатлелись в речи, пословицах и поговорках.
II. Работа с презентацией, оформление записей в тетрадях.
Эпиграф:
И начал княжить Владимир в Киеве один и поставил кумиры на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а голова его серебряная, а усы золотые, и Хорса, Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь.
И приносили жертвы им, называя их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам, и осквернялась кровью земля русская и холм тот.
Повесть временных лет
Ребята, прочитайте внимательно эпиграф. О чем говорится? Все ли понятно? (ответы детей)
Подумайте, пожалуйста, чего вы ждете от сегодняшнего урока?
(после нескольких ответов формулируем на доске, слайде).
– Ребята, я хочу, чтобы вы увидели, как богат и поэтичен был мир наших предков, как они представляли себе устройство жизни на земле. В ходе работы мы будем делать краткие записи в тетрадях.
Опираясь на фрагмент «Повести..», мы понимаем, что князь Владимир начал правит в Киеве, поставил на холме изваяния богов, которые называли «кумирами». Им все поклонялись
- А как относится к этому автор «Повести…»? (ответы учащихся)
Как вы думаете, почему эти боги не пользуются почтением автора «Повести…»? (ответы)
Слово учителя:
Текст написан не современником событий, а человеком иного времени, этот человек – монах, верующий в Иисуса Христа, а пишет он о временах, когда на Руси еще не было принято христианство, поэтому он отрицательно относится к языческим богам. Итак, «Повесть…» свидетельствует, что до крещения Руси, наши предки, также как и древние египтяне, греки, верили, что мир управляется не единым Богом, а многими.
Что же это были за божества? Об одном из них вы наверняка слышали, Перун.
- Как представляли его славяне времен Киевской Руси?
(ответы с опорой на текст эпиграфа)
Боги:
Перун — бог грозы (грома), высший бог в Киевской Руси;
Велес (Волос) — бог домашних животных и богатства;
Дажьбог (Даждьбог) и его отец Стрибог — боги богатства;
Сварог — бог огня.
Стрибог – бог ветра, воздуха.
Семаргл (Симаргл) – бог подземных сил, а по некоторым данным бог войны и сражений.
Мокошь – богиня плодородия, жизни.
Рядом с Мокошью нередко изображались еще более древние славянские богини Рожаницы, изображения этих богинь на ритуальных полотенцах.
Известно, что даже после принятия христианства славяне продолжали поклоняться Рожаницам и еще одному богу – Роду.
Кроме Рода и Рожаниц почитался Ярило – бог Солнца, тепла и света.
Были и другие боги:
Лада, Слава (второе имя Лады), Сварог, Сварожич, Морана, сестра Перуна, Летница, жена Перуна, Доля,Майя (Сева).
Герои:
первые русские князья Рюрик, Синеус и Трувор;
основатели Киева Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь;
князь Владимир Красное Солнышко;
вещий Олег;
-
богатыри Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович;
пахарь-богатырь Микула Селянинович;
купец и гусляр Садко;
поэт-певец Боян;
Еруслан Лазаревич.
Ритуальные персонажи:
Коляда и Авсень (Овсень) — персонажи, связанные с Новым годом (или Рождеством).
Кострома и Ярила (Ярило) — персонажи, воплощающие весну и плодородие.
Купала — главный персонаж праздника летнего солнцестояния.
Масленица — персонаж, воплощающий зиму и смерть.
Морозко.
Лихо — воплощение горя.
Спорыш — воплощение плодородия.
Злые духи: черт; анчутка; водяной; леший; русалка; кикимора; Баба-яга; бесы; Вий; русалки (мавки); овинник (подовинник); домовой; полевик (полевой); упырь (вампир); банник (дух бани)и др..
Чудовища: Змей Горыныч; Змей Тугарин; Соловей-разбойник; Кащей Бессмертный.
-Понравилось знакомство с персонажами славянской мифологии?
- Кто из персонажей славянской мифологии наиболее поразил вас? Запомнился? Почему?
-Дома вы подготовили сообщения о персонажах славянской мифологии, давайте послушаем некоторые из них.
III. Проверка домашнего задания: краткие сообщения о Перуне, Велесе, Даждьбоге, Стрибоге, Купале, Масленице, Костроме и др.
Ребята, выполняем лаконичные записи новых сведений в рабочие тетради.
Формулирование вопросов и кратких ответов на них. Самооценка и взаимооценка ответов, умения задавать вопросы и ясно выражать мысли, отвечая на них.
IV. Беседа по вопросам, направленная на сопоставление персонажей славянской и древнегреческой мифологии:
1. В чем сходство между славянским Перуном и греческим Зевсом, славянским Сварогом (Сварожичем) и греческим Гефестом?
2. В мифологии древних славян Никола (Микола) и Мороз (Морозко, Дед Мороз) часто связываются с жизнью в лесной глуши, с зимой и новогодними праздниками. Какой персонаж западноевропейской мифологии, знакомый всем детям, также связан с Дедом Морозом?
3. Почему в мифах разных народов присутствуют общие темы и образы?
V. Ребята, учебник литературы помогает найти ответы на многие вопросы. А где еще можно найти интересующую вас или необходимую информацию? (Дети высказывают предположения: Интернет, книги, словари, библиотека). Молодцы, сейчас мы и отправимся в библиотеку, где нас ждут энциклопедические словари и справочники, в которых можно найти информацию о мифологических персонажах. Это такие книги, как
-Мифы народов мира / под ред. С. А. Токарева. В 2 т. — М., 1987—1988.
-Мифологический словарь / под ред. Е. М. Мелетинского. — М., 2001.
- Славянская мифология: энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М., 2002.
- Славянская мифология: словарь-справочник. — М., 2004.
Дети работают со словарями и энциклопедиями, отыскивая сведения о персонажах славянской мифологии, трактуемых противоречиво, мало понятных и т.д. Если информация в словарях отсутствует или недостаточна, можно воспользоваться поисковыми системами в Интернете (электронными энциклопедиями «Википедия», «Кругосвет» и др.)
VI. Подведение итогов урока, заключительное слово о близости мифов разных народов по тематике, сюжетам, образам.
- Ребята, мифы и сказания разных народов мира на протяжении многих веков передавались из поколения в поколение, совершенствовались, вбирая в себя коллективный опыт человечества и отражая его представления о миропорядке, нравственности и красоте.
В мифах и сказаниях разных народов часто встречаются схожие сюжеты, образы, ситуации — «бродячие», как определяют их литературоведы. О причине этого явления среди ученых существуют разные мнения: одни объясняют это взаимопроникновением культур и заимствованиями, другие — общностью происхождения и параллельностью развития всех народов мира.
-Сюжеты многих народных сказаний и мифов называют «вечными». Они созвучны любой эпохе, интересны людям разного возраста, социального положения, образования. Каждый находит в них что-то важное для себя. Они удовлетворяют и детскую любознательность, и юношескую жажду романтического и чудесного, и стремление зрелого человека приобщиться к общечеловеческой мудрости.
Лучшие мифы и сказания заключают в себе глубокий философский смысл, хранят историческую память народа, обладают занимательностью сюжета, красотой и поэтичностью образов, то есть являются источником познания, дают пищу для размышлений, будят воображение и дарят эстетическое наслаждение.
Мифы и сказания разных народов ярко отражают национальные особенности, характер, быт и нравы, но главная их суть-стремление к добру и справедливости, общее для всего человечества. Как бы там ни было, но сила эмоционального воздействия мифов на человека бесспорна. Уже многие века мифологические образы влияют на развитие культуры и искусства разных стран, являются одним из источников вдохновения поэтов, художников, композиторов.
VI. Рефлексия.
-Сумела ли я пробудить в вас интерес к мифам наших предков?
-Что понравилось на уроке?
-Что было трудно?
-Ребята, я приготовила для вас изображения солнца, луны и месяца. Как вы думаете, зачем? Правильно, чтобы вы смогли дать оценку уроку и своему эмоциональному состоянию. Вы уже знаете, что многие предметы имеют символический смысл. Что же могут символизировать эти изображения? Молодцы! Солнышко возьмут те, кто получил, как и я, удовольствие от урока; луну - все, кто с интересом, но без особого эмоционального подъема работал на уроке; месяц достанется ученикам, которых тема нашего разговора не увлекла. Прикрепите эти изображения рядом с темой урока в тетради, пусть улыбающееся солнышко напоминает вам об уроке, доставившем радость открытий и радость общения.
VII. Домашнее задание: 1) прочитать вступительную статью «Фольклор»; 2) ответить на вопросы 1—4 учебника.
Индивидуальные задания: подготовить план сообщения «Боги, герои, ритуальные персонажи и злые духи в египетской (или китайской, японской, германской) мифологии» (по выбору учащихся и по образцу работы, выполненной на уроке).
Список информационных источников
1.Мифы народов мира / под ред. С. А. Токарева. В 2 т. — М., 1987—1988.
2.Мифологический словарь / под ред. Е. М. Мелетинского. — М., 2001.
3. Славянская мифология: энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М., 2002.
4. Славянская мифология: словарь-справочник. — М., 2004.
5.Бутромеев В.П. Мифы и легенды древних славян.– М., 2009 .
6.Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. – Н.Новгород, 1995 .
7.Мифы народов мира. Том 1–2. М.,1987 .
8. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Автор-составитель Чертов В. Ф. – М.: Просвещение, 2009.
9.Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы / под редакцией В. Ф. Чертова – М.: Просвещение, 2008.
10. Уроки литературы. Книга для учителя. 5 класс. Пособие для учителей / под редакцией В. Ф. Чертова – М.: Просвещение, 2008.
11. «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Mikhail_Lermontov,_1820-22.jpg
12.Справочник. Словарь. Религия. http://sr.artap.ru/d_greek.htm
|
|
|