Главная страница

Урока. Отдел Моховидные. «Тайны маленьких растений»


Скачать 137.67 Kb.
Название Урока. Отдел Моховидные. «Тайны маленьких растений»
Дата 15.03.2016
Размер 137.67 Kb.
Тип Урок


Тема урока. Отдел Моховидные. «Тайны маленьких растений»

Дидактическая цель. Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверки уровня усвоения учебного материала средствами ИКТ

Ведущая идея. Использование мультимедийных ресурсов на уроке биологии с целью изучения, осознания и осмысления новой информации.

Задачи.

Обучающие. Создать условия для усвоения основных знаний о мхах, как об одном из отделов растений царства Растений; раскрыть взаимосвязь между особенностями строения и жизнедеятельности мхов и их происхождением, распространением и значением в природе и жизни человека.

Развивающие. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, предлагать свои гипотезы, делать выводы и обобщения. Развивать личностные качества учащихся: самостоятельность, аналитическое мышление, наблюдательность при выполнении лабораторной работы и работы с учебником.

Воспитательные. Воспитывать ответственное отношение к природе; формировать устойчивый интерес к приобретению знаний.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Форма урока. Урок-практикум.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: таблицы: Мох-сфагнум, кукушкин лен, гербарные экземпляры мха, химический стакан, пинцет, вода, микроскоп, предметные стекла, покровные стекла, коллекция торфа и продукты его переработки. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Учебник для учащихся 6 класса.- М.: Вентана-Граф, 2008; Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007; Электронное издание 1С: Школа. Экология 10-11 к. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007


Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

Организационный момент

 

Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учителя и ученика.

Приветствуют учителя

Актуализация знаний

 


Сегодня мы приступаем к изучению нового отдела растений. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок предположите, о ком или о чем пойдет речь.

Итак, подсказка первая – это одни из самых первых групп растений, произрастающих на суше.

Подсказка вторая – эти растения по количеству видов занимают второе место после цветковых

Подсказка третья– это многолетние и в основном низкорослые растения, "лилипуты" растительного мира. Высота их чаще всего не превышает 30 см.

Четвертая подсказка – играют большую роль в формировании и жизни болот, из них образуется торф.

Итак, речь действительно пойдет сегодня о мхах, точнее о моховидных. Это удивительные растений. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

Предлагает сформулировать тему урока ученикам.

Спасибо, за ваши варианты формулировки темы. Но я предлагаю назвать урок так:

«Тайны маленьких растений»


Просматривают слайд 1

в презентации урока

Обсуждают в парах.

На доске появляется тема урока.

Слайд №2  


Мотивация и целеполагание урока


Звучат стихи в презентации

Предлагает учащимся:

Попробуйте сформулировать вопросы.

Что бы вы хотели узнать об этих растениях? Над этими вопросами мы будем работать на нашем сегодняшнем уроке.

Какова цель нашего урока?

Цель урока – «Изучить особенности строения, жизнедеятельности моховидных и значение мхов в природе и жизни человека».

Просматривают в презентации слайд № 3. Слушают стихи.

Формулируют вопросы.

Записывают их

в рабочий лист.

Озвучивают свои вопросы

Формулируют цель урока

Слайд № 4

Изучение нового материала.


Может быть, кто-то из вас обратил внимание на то, что я использую два термина «моховидные» и «мхи». Это не синонимы одного понятия. Моховидными называют целый отдел растений, который включает растения класса листостебельных, или настоящие мхи, и класса Печеночники. Представитель этого класса – маршанция.

Просмотрите небольшой фрагмент об этом растении и ответьте на вопрос.

  • На какие растения похожи эти моховидные?




Просмотр слайда № 5 с фрагментом

«Маршанция»


БЛОК №1

  • Почему Моховидные считают первыми наземными растений?

Заслушивает гипотезы учеников.

Попробуем разгадать эту первую тайну.

Для этого надо изучить строение настоящих мхов.

Познакомимся с листостебельными мхами – кукушкиным льном и сфагнумом.

Засохшие дерновинки мхов лежат на столе.

  • Почему они положены вместе? Предположите, какое задание вы будете выполнять.

Задание. Сравнить два мха.

Внимательно просмотрите фрагмент фильма о мхах. Убедитесь, где какой мох и отметьте на рабочем листе характерные особенности строения кукушкина льна и сфагнума.

Задание. Найти черты высокой организации во внешнем строении листостебельных мхов – кукушкина лена и сфагнума. Для этого проведем лабораторную работу по их изучению.

Лабораторная работа

Выполняем в лабораторной тетради задания № 1,2,3.

Организует обсуждение.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие органы есть у мха – кукушкин лен?

  2. Какие органы есть у сфагнума?

  3. Найдем отличия в форме и в цвете листьев, в стебле.

  4. Почем мхи, несмотря на наличие стебля и листьев, все-таки считаются по организации очень близкими к водорослям?

Попробуйте сформулировать вывод по первой тайне мхов

Вывод: тело листостебельных мхов имеет стебель и листья. Мхи первые из высших растений, которые «вышли» на сушу.


Ученики предлагают свои гипотезы

Предлагают свои варианты заданий

Просматривают слайды № 6,7 презентации

Работа в паре в авторской тетради для лабораторных работ.

Оформляют результата работы.

Слайд № 8 с вопросами

Ученики отвечают на вопросы

Предлагают свои варианты выводов

по блоку № 1

Слайд № 9

БЛОК № 2

Тайна вторая. «Земноводные растительного мира» Задумывались ли вы над тем, почему мхи растут в местах повышенной влажности, например на болотах?

Организует обсуждение предлагаемых гипотез

Чтобы вы смогли подтвердить свои гипотезы, посмотрите опыт, который провел ученик. По окончанию просмотра устно ответьте на вопросы в рабочем листе

Отвечают на вопрос:

  • Почему изменился вес мха после опускания в воду?

Давайте раскроем и эту тайну.

Лабораторная работа

Продолжаем работать в лабораторных тетрадях. Выполните задание № 4, и рассмотрите лист мха под микроскопом. Зарисуйте клетки листа в рабочем листе и подпишите их.

Просит сформулировать вывод по блоку №2

Вывод. Мхи имеют ткани – основную запасающую, фотоситезирующую и другие. Благодаря им мхи обитают на местах с повышенной влажностью и быстро расселяются.


Предлагают свои варианты гипотез

Просматривают слайд № 12 с фрагментом опыта

Приготавливают микропрепарат листа мха сфагнума, рассматривают под микроскопом. Зарисовывают клетки листа в рабочем листе

Ученик работает с цифровым микроскопом.

Рассматривают лист мха на интерактивной доске

Предлагают свои варианты вывода

Слайд № 14


БЛОК № 3

Следующая тайна посвящена размножению мхов. Тайна 3 «Размножение мхов».

  • Почему они так многочисленны и так широко распространены?

Моховидные размножаются также как и водоросли - бесполым и половым способом; бесполое размножение осуществляется вегетативным путем (частичками растения) и спорами. Половой процесс у мхов невозможен без воды. Почему? Почему мхам для размножения очень важно расти не отдельными экземплярами, а всегда густыми дерновинками.

  • Может кто-то из вас сможет ответить на эти вопросы?

Попробуем раскрыть и эти тайны. Посмотрим, как это происходит.

Задание. По окончанию просмотра приготовьте ответы на вопросы.

Вопросы:

  • Почему зеленые побеги мхов называют гаметофитом?

  • Какие условия необходимы для оплодотворения?

  • Что вырастает на женском растении после оплодотворения?

  • Какую роль выполняет спорофит в жизненном цикле мха?

  • Что вырастает из споры мха?

  • Почему мхи растут густыми дерновинками?

Заслушивает ответы на вопросы.

Задание для самостоятельной работы с учебником и рабочим листом.

Организует работу с учебником и рабочим листом. Учебник §40, с147

Заслушивает вывод по блоку №3

Вывод: Благодаря способности размножаться разными способами мхи осваивают новые территории и быстро увеличиваются численно.


Слайд № 15

Предлагают свои варианты ответов на вопросы

Презентация слайд № 16

с анимацией «Размножение мхов»

Вопросы в рабочем листе.

Слайд № 17

Отвечают на вопросы

Работа на рабочих листах (Приложение)

Предлагают свои варианты вывода

Слайд № 18


БЛОК № 4


Мы разгадали три тайны маленьких растений. Вы узнали много нового и необычного о мхах. Осталась четвертая тайна - тайна «Загадки болотных трясин»

Организует просмотр презентации, работу с учебником и слушает ответы на вопросы

Заслушивает выводы по блоку №4

Вывод. Торф, образованный при отмирании мха сфагнума вместе с другими растениями болот, уникальное органическое образование, которое исстари использовал человек. Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот - особого природного сообщества.

Слайд № 19

Смотрят презентацию слайд № 20-26 , читают в учебнике материал под зеленым листком с. 147 и отвечают на вопросы

Формулируют вывод по блоку №4

Слайд № 27

.


Подведение итогов урока

Итак, что нового вы узнали на уроке об отделе «Моховидные»?


Перечисляют полученные данные о мхах

Корректировка ответов

Слайд № 28

Коррекция знаний и умений


Обсуждение правильности заполнения рабочего листа.  

  • Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?




Обсуждают, оформляют результат работы


Рефлексия по содержанию. Взаимопроверка.

Тестирование на рабочих листах

Выполняют тест

Взаимопроверка

Проверяют с ответами на слайде № 29

Рефлексия деятельности


Закончите предложения

У меня были трудности с изучением ……….

У меня были трудности в формулировке …

У меня были трудности в выполнении ….

Проводят рефлексию своей деятельности

Домашнее задание


1. §40, Вопрос 3.

2. Задание по желанию. Раздаются пакетики с мхом и с творческим заданием. Творческое задание «Известно, что кусочки стеблей мхов во влажной среде разрастаются. Изобрети и сооруди с помощью домашних средств устройство для содержания мхов при неизменной влажности. Попробуй выращивать мхи».

Записывают домашнее задание



Приложение

Рабочий лист

Тема урока _____________________________________________________
Цель урока ______________________________________________________
Вопросы:

1.

2.

3.

  1. При просмотре видеофрагментов о мхах подчеркните их характерные особенности.

Кукушкин лен


Сфагнум

Место обитания а) влажный лес

б) болото

Высота стебля а) 20 см

б) 10-15 см

Стебель а) не ветвиться

б) ветвиться

Нижняя часть стебля а) коричневая

б) отмирает

Листья а) мелкие светло-зеленые

б) узкие зеленые

Ризоиды а) есть

б) нет



Место обитания а) влажный лес

б) болото

Высота стебля а) 20 см

б) 10-15 см

Стебель а) не ветвиться

б) ветвиться

Нижняя часть стебля а) коричневая

б) отмирает

Листья а) мелкие светло-зеленые

б) узкие зеленые

Ризоиды а) есть

б) нет


2. Вопросы по опыту

  • Почему изменился вес мха после опускания в воду?

3. Зарисуйте клетки листа мха и подпишите.

1- ………………… 2- ……………………

  1. Вопросы к анимации « Размножение мха»

  1. Почему зеленые побеги мхов называют гаметофитом?

  2. Какие условия необходимы для оплодотворения?

  3. Что вырастает на женском растении после оплодотворения?

  4. Какую роль выполняет спорофит в жизненном цикле мха?

  5. Что вырастает из споры мха?

  6. Почему мхи растут густыми дерновинками?



  1. Работа с учебником с. 145. Дайте определение понятиям

    • Спорофит – …………………………………………………………………………….

    • Гаметофит – ……………………………………………………………………………

    • Спора -…………………………………………………………………………………

6. В правильной последовательности поставьте цифры в схеме «Цикл развития мха»



7. Тестирование

1.Мхи, как и другие растения

а) способны к фотосинтезу

б) содержат хлорофилл

в) растут в течение всей жизни

г) имеют ризоиды

2.По какому из указанных признаков мхи относятся к высшим растениям?

а) есть ризоиды;

б) есть хлорофилл;

в) есть органы растения;

г) по всем указанным признакам.
3.Сфагнум отличается от кукушкина льна:

а) отсутствием листьев;

б) отсутствием стебля;

в) отсутствием ризоидов.
4.Благодаря мертвым клеткам сфагнум:

а) фотосинтезирует;

б) проводит питательные вещества;

в) впитывает воду;

г) вегетативно размножается.
5.Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина льна и сфагнума:

а) есть ризоиды;

б) есть фотосинтезирующие клетки;

в) есть воздухоносные клетки;

г) есть спорангии;

д) образует гаметы.

8. Домашнее задание:

1. §40, Вопрос 3,

2. По желанию. Творческое задание «Известно, что кусочки стеблей мхов во влажной среде разрастаются. Изобрети и сооруди домашними средствами устройство для содержания мхов при неизменной влажности. Попробуй выращивать мхи».


Учебное оборудование

  1. Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-2-е изд.,- М.: Дрофа, 2008.- 99с.

  2. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176 с.

  3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология:6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Проф.И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана – Граф , 2008.- 240с.

  4. Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007;

  5. Электронное издание 1С: Школа. Экология 10-11 к. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007


Список дополнительной литературы для учителя:

    1. Богоявленская А. Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники. - М.: Просвещение: АО “Учеб. лит.”, 1996.

    2. Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение: АО “Учеб. лит.”, 1996.