|
Урока. Отдел Моховидные. «Тайны маленьких растений»
биология – 6 класс
Тема урока. Отдел Моховидные. «Тайны маленьких растений»
Дидактическая цель. Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверки уровня усвоения учебного материала средствами ИКТ
Ведущая идея. Использование мультимедийных ресурсов на уроке биологии с целью изучения, осознания и осмысления новой информации.
Задачи.
Обучающие. Создать условия для усвоения основных знаний о мхах, как об одном из отделов растений царства Растений; раскрыть взаимосвязь между особенностями строения и жизнедеятельности мхов и их происхождением, распространением и значением в природе и жизни человека.
Развивающие. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, предлагать свои гипотезы, делать выводы и обобщения. Развивать личностные качества учащихся: самостоятельность, аналитическое мышление, наблюдательность при выполнении лабораторной работы и работы с учебником.
Воспитательные. Воспитывать ответственное отношение к природе; формировать устойчивый интерес к приобретению знаний.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Форма урока. Урок-практикум.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование: таблицы: Мох-сфагнум, кукушкин лен, гербарные экземпляры мха, химический стакан, пинцет, вода, микроскоп, предметные стекла, покровные стекла, коллекция торфа и продукты его переработки. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Учебник для учащихся 6 класса.- М.: Вентана-Граф, 2013; Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007; Электронное издание 1С: Школа. Экология 10-11 к. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Предполагаемая деятельность учеников
|
Организационный момент
|
Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учителя и ученика.
|
Приветствуют учителя
|
Актуализация знаний
|
Сегодня мы приступаем к изучению нового отдела растений. Но какого? Я специально не записал тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок предположите, о ком или о чем пойдет речь.
Итак, подсказка первая – это одни из самых первых групп растений, произрастающих на суше.
Подсказка вторая – эти растения по количеству видов занимают второе место после цветковых
Подсказка третья– это многолетние и в основном низкорослые растения, "лилипуты" растительного мира. Высота их чаще всего не превышает 30 см.
Четвертая подсказка – играют большую роль в формировании и жизни болот, из них образуется торф.
Итак, речь действительно пойдет сегодня о мхах, точнее о моховидных. Это удивительные растения. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.
Предлагает сформулировать тему урока ученикам.
Спасибо, за ваши варианты формулировки темы. Но я предлагаю назвать урок так:
«Тайны маленьких растений»
|
Просматривают слайд 1
в презентации урока
Обсуждают в парах.
На доске появляется тема урока.
Слайд №2
|
Мотивация и целеполагание урока
|
Звучат стихи в презентации
Предлагает учащимся:
Попробуйте сформулировать вопросы.
Что бы вы хотели узнать об этих растениях? Над этими вопросами мы будем работать на нашем сегодняшнем уроке.
Какова цель нашего урока?
Цель урока – «Изучить особенности строения, жизнедеятельности моховидных и значение мхов в природе и жизни человека».
|
Просматривают в презентации слайд № 3. Слушают стихи.
Формулируют вопросы.
Записывают их
в рабочий лист.
Озвучивают свои вопросы
Формулируют цель урока
Слайд № 4
|
Изучение нового материала.
|
Может быть, кто-то из вас обратил внимание на то, что я использую два термина «моховидные» и «мхи». Это не синонимы одного понятия. Моховидными называют целый отдел растений, который включает растения класса листостебельных, или настоящие мхи, и класса Печеночники. Представитель этого класса – маршанция.
Просмотрите небольшой фрагмент об этом растении и ответьте на вопрос.
На какие растения похожи эти моховидные?
|
Просмотр слайда № 5 с фрагментом
«Маршанция»
|
БЛОК №1
|
Почему Моховидные считают первыми наземными растений?
Заслушивает гипотезы учеников.
Попробуем разгадать эту первую тайну.
Для этого надо изучить строение настоящих мхов.
Познакомимся с листостебельными мхами – кукушкиным льном и сфагнумом.
Засохшие дерновинки мхов лежат на столе.
Почему они положены вместе? Предположите, какое задание вы будете выполнять.
Задание. Сравнить два мха.
Внимательно просмотрите фрагмент фильма о мхах. Убедитесь, где какой мох и отметьте на рабочем листе характерные особенности строения кукушкина льна и сфагнума.
Задание. Найти черты высокой организации во внешнем строении листостебельных мхов – кукушкина лена и сфагнума. Для этого проведем лабораторную работу по их изучению.
Лабораторная работа
Выполняем в лабораторной тетради задания № 1,2,3.
Организует обсуждение.
Ответьте на вопросы:
Какие органы есть у мха – кукушкин лен?
Какие органы есть у сфагнума?
Найдем отличия в форме и в цвете листьев, в стебле.
Почем мхи, несмотря на наличие стебля и листьев, все-таки считаются по организации очень близкими к водорослям?
Попробуйте сформулировать вывод по первой тайне мхов
Вывод: тело листостебельных мхов имеет стебель и листья. Мхи первые из высших растений, которые «вышли» на сушу.
|
Ученики предлагают свои гипотезы
Предлагают свои варианты заданий
Просматривают слайды № 6,7 презентации
Работа в паре в авторской тетради для лабораторных работ.
Оформляют результата работы.
Слайд № 8 с вопросами
Ученики отвечают на вопросы
Предлагают свои варианты выводов
по блоку № 1
Слайд № 9
|
БЛОК № 2
|
Тайна вторая. «Земноводные растительного мира» Задумывались ли вы над тем, почему мхи растут в местах повышенной влажности, например на болотах?
Организует обсуждение предлагаемых гипотез
Чтобы вы смогли подтвердить свои гипотезы, посмотрите опыт, который провел ученик. По окончанию просмотра устно ответьте на вопросы в рабочем листе
Отвечают на вопрос:
Почему изменился вес мха после опускания в воду?
Давайте раскроем и эту тайну.
Лабораторная работа
Продолжаем работать в лабораторных тетрадях. Выполните задание № 4, и рассмотрите лист мха под микроскопом. Зарисуйте клетки листа в рабочем листе и подпишите их.
Просит сформулировать вывод по блоку №2
Вывод. Мхи имеют ткани – основную запасающую, фотоситезирующую и другие. Благодаря им мхи обитают на местах с повышенной влажностью и быстро расселяются.
|
Предлагают свои варианты гипотез
Просматривают слайд № 12 с фрагментом опыта
Приготавливают микропрепарат листа мха сфагнума, рассматривают под микроскопом. Зарисовывают клетки листа в рабочем листе
Ученик работает с цифровым микроскопом.
Рассматривают лист мха на интерактивной доске
Предлагают свои варианты вывода
Слайд № 14
|
БЛОК № 3
|
Следующая тайна посвящена размножению мхов. Тайна 3 «Размножение мхов».
Почему они так многочисленны и так широко распространены?
Моховидные размножаются также как и водоросли - бесполым и половым способом; бесполое размножение осуществляется вегетативным путем (частичками растения) и спорами. Половой процесс у мхов невозможен без воды. Почему? Почему мхам для размножения очень важно расти не отдельными экземплярами, а всегда густыми дерновинками.
Может кто-то из вас сможет ответить на эти вопросы?
Попробуем раскрыть и эти тайны. Посмотрим, как это происходит.
Задание. По окончанию просмотра приготовьте ответы на вопросы.
Вопросы:
Почему зеленые побеги мхов называют гаметофитом?
Какие условия необходимы для оплодотворения?
Что вырастает на женском растении после оплодотворения?
Какую роль выполняет спорофит в жизненном цикле мха?
Что вырастает из споры мха?
Почему мхи растут густыми дерновинками?
Заслушивает ответы на вопросы.
Задание для самостоятельной работы с учебником и рабочим листом.
Организует работу с учебником и рабочим листом. Учебник §21, с113
Заслушивает вывод по блоку №3
Вывод: Благодаря способности размножаться разными способами мхи осваивают новые территории и быстро увеличиваются численно.
|
Слайд № 15
Предлагают свои варианты ответов на вопросы
Презентация слайд № 16
с анимацией «Размножение мхов»
Вопросы в рабочем листе.
Слайд № 17
Отвечают на вопросы
Работа на рабочих листах (Приложение)
Предлагают свои варианты вывода
Слайд № 18
|
БЛОК № 4
|
Мы разгадали три тайны маленьких растений. Вы узнали много нового и необычного о мхах. Осталась четвертая тайна - тайна «Загадки болотных трясин»
Организует просмотр презентации, работу с учебником и слушает ответы на вопросы
Заслушивает выводы по блоку №4
Вывод. Торф, образованный при отмирании мха сфагнума вместе с другими растениями болот, уникальное органическое образование, которое исстари использовал человек. Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот - особого природного сообщества.
|
Слайд № 19
Смотрят презентацию слайд № 20-26 , читают в учебнике материал под зеленым листком с. 147 и отвечают на вопросы
Формулируют вывод по блоку №4
Слайд № 27
.
|
Подведение итогов урока
|
Итак, что нового вы узнали на уроке об отделе «Моховидные»?
|
Перечисляют полученные данные о мхах
Корректировка ответов
Слайд № 28
|
Коррекция знаний и умений
|
Обсуждение правильности заполнения рабочего листа.
Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?
|
Обсуждают, оформляют результат работы
|
Рефлексия по содержанию. Взаимопроверка.
|
Тестирование на рабочих листах
|
Выполняют тест
Взаимопроверка
Проверяют с ответами на слайде № 29
|
Рефлексия деятельности
|
Закончите предложения
У меня были трудности с изучением ……….
У меня были трудности в формулировке …
У меня были трудности в выполнении ….
|
Проводят рефлексию своей деятельности
|
Домашнее задание
|
1. §21, Вопрос 3.
2. Задание по желанию. Раздаются пакетики с мхом и с творческим заданием. Творческое задание «Известно, что кусочки стеблей мхов во влажной среде разрастаются. Изобрети и сооруди с помощью домашних средств устройство для содержания мхов при неизменной влажности. Попробуй выращивать мхи».
|
Записывают домашнее задание
|
Приложение
Рабочий лист
Тема урока _____________________________________________________
Цель урока ______________________________________________________
Вопросы:
1.
2.
3.
При просмотре видеофрагментов о мхах подчеркните их характерные особенности.
Кукушкин лен
|
Сфагнум
|
Место обитания а) влажный лес
б) болото
Высота стебля а) 20 см
б) 10-15 см
Стебель а) не ветвиться
б) ветвиться
Нижняя часть стебля а) коричневая
б) отмирает
Листья а) мелкие светло-зеленые
б) узкие зеленые
Ризоиды а) есть
б) нет
|
Место обитания а) влажный лес
б) болото
Высота стебля а) 20 см
б) 10-15 см
Стебель а) не ветвиться
б) ветвиться
Нижняя часть стебля а) коричневая
б) отмирает
Листья а) мелкие светло-зеленые
б) узкие зеленые
Ризоиды а) есть
б) нет
|
2. Вопросы по опыту
Почему изменился вес мха после опускания в воду?
3. Зарисуйте клетки листа мха и подпишите.
1- ………………… 2- ……………………
Вопросы к анимации « Размножение мха»
Почему зеленые побеги мхов называют гаметофитом?
Какие условия необходимы для оплодотворения?
Что вырастает на женском растении после оплодотворения?
Какую роль выполняет спорофит в жизненном цикле мха?
Что вырастает из споры мха?
Почему мхи растут густыми дерновинками?
-
Работа с учебником с. 145. Дайте определение понятиям
Спорофит – …………………………………………………………………………….
Гаметофит – ……………………………………………………………………………
Спора -…………………………………………………………………………………
6. В правильной последовательности поставьте цифры в схеме «Цикл развития мха»
7. Тестирование
1.Мхи, как и другие растения
а) способны к фотосинтезу
б) содержат хлорофилл
в) растут в течение всей жизни
г) имеют ризоиды
2.По какому из указанных признаков мхи относятся к высшим растениям?
а) есть ризоиды;
б) есть хлорофилл;
в) есть органы растения;
г) по всем указанным признакам.
3.Сфагнум отличается от кукушкина льна:
а) отсутствием листьев;
б) отсутствием стебля;
в) отсутствием ризоидов.
4.Благодаря мертвым клеткам сфагнум:
а) фотосинтезирует;
б) проводит питательные вещества;
в) впитывает воду;
г) вегетативно размножается.
5.Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина льна и сфагнума:
а) есть ризоиды;
б) есть фотосинтезирующие клетки;
в) есть воздухоносные клетки;
г) есть спорангии;
д) образует гаметы.
8. Домашнее задание:
1. §40, Вопрос 3,
2. По желанию. Творческое задание «Известно, что кусочки стеблей мхов во влажной среде разрастаются. Изобрети и сооруди домашними средствами устройство для содержания мхов при неизменной влажности. Попробуй выращивать мхи».
Учебное оборудование
Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-2-е изд.,- М.: Дрофа, 2008.- 99с.
Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176 с.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология:6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Проф.И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана – Граф , 2008.- 240с.
Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007;
Электронное издание 1С: Школа. Экология 10-11 к. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
Список дополнительной литературы для учителя:
Богоявленская А. Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники. - М.: Просвещение: АО “Учеб. лит.”, 1996.
Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение: АО “Учеб. лит.”, 1996.
|
|
|