Главная страница

Урока. Отдел Моховидные. «Тайны маленьких растений»


Скачать 133.99 Kb.
Название Урока. Отдел Моховидные. «Тайны маленьких растений»
Дата 15.03.2016
Размер 133.99 Kb.
Тип Урок


биология – 6 класс

Тема урока. Отдел Моховидные. «Тайны маленьких растений»

Дидактическая цель. Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверки уровня усвоения учебного материала средствами ИКТ

Ведущая идея. Использование мультимедийных ресурсов на уроке биологии с целью изучения, осознания и осмысления новой информации.

Задачи.

Обучающие. Создать условия для усвоения основных знаний о мхах, как об одном из отделов растений царства Растений; раскрыть взаимосвязь между особенностями строения и жизнедеятельности мхов и их происхождением, распространением и значением в природе и жизни человека.

Развивающие. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, предлагать свои гипотезы, делать выводы и обобщения. Развивать личностные качества учащихся: самостоятельность, аналитическое мышление, наблюдательность при выполнении лабораторной работы и работы с учебником.

Воспитательные. Воспитывать ответственное отношение к природе; формировать устойчивый интерес к приобретению знаний.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Форма урока. Урок-практикум.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: таблицы: Мох-сфагнум, кукушкин лен, гербарные экземпляры мха, химический стакан, пинцет, вода, микроскоп, предметные стекла, покровные стекла, коллекция торфа и продукты его переработки. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Учебник для учащихся 6 класса.- М.: Вентана-Граф, 2013; Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007; Электронное издание 1С: Школа. Экология 10-11 к. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007


Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

Организационный момент

 

Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учителя и ученика.

Приветствуют учителя

Актуализация знаний

 


Сегодня мы приступаем к изучению нового отдела растений. Но какого? Я специально не записал тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок предположите, о ком или о чем пойдет речь.

Итак, подсказка первая – это одни из самых первых групп растений, произрастающих на суше.

Подсказка вторая – эти растения по количеству видов занимают второе место после цветковых

Подсказка третья– это многолетние и в основном низкорослые растения, "лилипуты" растительного мира. Высота их чаще всего не превышает 30 см.

Четвертая подсказка – играют большую роль в формировании и жизни болот, из них образуется торф.

Итак, речь действительно пойдет сегодня о мхах, точнее о моховидных. Это удивительные растения. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

Предлагает сформулировать тему урока ученикам.

Спасибо, за ваши варианты формулировки темы. Но я предлагаю назвать урок так:

«Тайны маленьких растений»


Просматривают слайд 1

в презентации урока

Обсуждают в парах.

На доске появляется тема урока.

Слайд №2  


Мотивация и целеполагание урока


Звучат стихи в презентации

Предлагает учащимся:

Попробуйте сформулировать вопросы.

Что бы вы хотели узнать об этих растениях? Над этими вопросами мы будем работать на нашем сегодняшнем уроке.

Какова цель нашего урока?

Цель урока – «Изучить особенности строения, жизнедеятельности моховидных и значение мхов в природе и жизни человека».

Просматривают в презентации слайд № 3. Слушают стихи.

Формулируют вопросы.

Записывают их

в рабочий лист.

Озвучивают свои вопросы

Формулируют цель урока

Слайд № 4

Изучение нового материала.


Может быть, кто-то из вас обратил внимание на то, что я использую два термина «моховидные» и «мхи». Это не синонимы одного понятия. Моховидными называют целый отдел растений, который включает растения класса листостебельных, или настоящие мхи, и класса Печеночники. Представитель этого класса – маршанция.

Просмотрите небольшой фрагмент об этом растении и ответьте на вопрос.

  • На какие растения похожи эти моховидные?




Просмотр слайда № 5 с фрагментом

«Маршанция»


БЛОК №1

  • Почему Моховидные считают первыми наземными растений?

Заслушивает гипотезы учеников.

Попробуем разгадать эту первую тайну.

Для этого надо изучить строение настоящих мхов.

Познакомимся с листостебельными мхами – кукушкиным льном и сфагнумом.

Засохшие дерновинки мхов лежат на столе.

  • Почему они положены вместе? Предположите, какое задание вы будете выполнять.

Задание. Сравнить два мха.

Внимательно просмотрите фрагмент фильма о мхах. Убедитесь, где какой мох и отметьте на рабочем листе характерные особенности строения кукушкина льна и сфагнума.

Задание. Найти черты высокой организации во внешнем строении листостебельных мхов – кукушкина лена и сфагнума. Для этого проведем лабораторную работу по их изучению.

Лабораторная работа

Выполняем в лабораторной тетради задания № 1,2,3.

Организует обсуждение.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие органы есть у мха – кукушкин лен?

  2. Какие органы есть у сфагнума?

  3. Найдем отличия в форме и в цвете листьев, в стебле.

  4. Почем мхи, несмотря на наличие стебля и листьев, все-таки считаются по организации очень близкими к водорослям?

Попробуйте сформулировать вывод по первой тайне мхов

Вывод: тело листостебельных мхов имеет стебель и листья. Мхи первые из высших растений, которые «вышли» на сушу.


Ученики предлагают свои гипотезы

Предлагают свои варианты заданий

Просматривают слайды № 6,7 презентации

Работа в паре в авторской тетради для лабораторных работ.

Оформляют результата работы.

Слайд № 8 с вопросами

Ученики отвечают на вопросы

Предлагают свои варианты выводов

по блоку № 1

Слайд № 9

БЛОК № 2

Тайна вторая. «Земноводные растительного мира» Задумывались ли вы над тем, почему мхи растут в местах повышенной влажности, например на болотах?

Организует обсуждение предлагаемых гипотез

Чтобы вы смогли подтвердить свои гипотезы, посмотрите опыт, который провел ученик. По окончанию просмотра устно ответьте на вопросы в рабочем листе

Отвечают на вопрос:

  • Почему изменился вес мха после опускания в воду?

Давайте раскроем и эту тайну.

Лабораторная работа

Продолжаем работать в лабораторных тетрадях. Выполните задание № 4, и рассмотрите лист мха под микроскопом. Зарисуйте клетки листа в рабочем листе и подпишите их.

Просит сформулировать вывод по блоку №2

Вывод. Мхи имеют ткани – основную запасающую, фотоситезирующую и другие. Благодаря им мхи обитают на местах с повышенной влажностью и быстро расселяются.


Предлагают свои варианты гипотез

Просматривают слайд № 12 с фрагментом опыта

Приготавливают микропрепарат листа мха сфагнума, рассматривают под микроскопом. Зарисовывают клетки листа в рабочем листе

Ученик работает с цифровым микроскопом.

Рассматривают лист мха на интерактивной доске

Предлагают свои варианты вывода

Слайд № 14


БЛОК № 3

Следующая тайна посвящена размножению мхов. Тайна 3 «Размножение мхов».

  • Почему они так многочисленны и так широко распространены?

Моховидные размножаются также как и водоросли - бесполым и половым способом; бесполое размножение осуществляется вегетативным путем (частичками растения) и спорами. Половой процесс у мхов невозможен без воды. Почему? Почему мхам для размножения очень важно расти не отдельными экземплярами, а всегда густыми дерновинками.

  • Может кто-то из вас сможет ответить на эти вопросы?

Попробуем раскрыть и эти тайны. Посмотрим, как это происходит.

Задание. По окончанию просмотра приготовьте ответы на вопросы.

Вопросы:

  • Почему зеленые побеги мхов называют гаметофитом?

  • Какие условия необходимы для оплодотворения?

  • Что вырастает на женском растении после оплодотворения?

  • Какую роль выполняет спорофит в жизненном цикле мха?

  • Что вырастает из споры мха?

  • Почему мхи растут густыми дерновинками?

Заслушивает ответы на вопросы.

Задание для самостоятельной работы с учебником и рабочим листом.

Организует работу с учебником и рабочим листом. Учебник §21, с113

Заслушивает вывод по блоку №3

Вывод: Благодаря способности размножаться разными способами мхи осваивают новые территории и быстро увеличиваются численно.


Слайд № 15

Предлагают свои варианты ответов на вопросы

Презентация слайд № 16

с анимацией «Размножение мхов»

Вопросы в рабочем листе.

Слайд № 17

Отвечают на вопросы

Работа на рабочих листах (Приложение)

Предлагают свои варианты вывода

Слайд № 18


БЛОК № 4


Мы разгадали три тайны маленьких растений. Вы узнали много нового и необычного о мхах. Осталась четвертая тайна - тайна «Загадки болотных трясин»

Организует просмотр презентации, работу с учебником и слушает ответы на вопросы

Заслушивает выводы по блоку №4

Вывод. Торф, образованный при отмирании мха сфагнума вместе с другими растениями болот, уникальное органическое образование, которое исстари использовал человек. Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот - особого природного сообщества.

Слайд № 19

Смотрят презентацию слайд № 20-26 , читают в учебнике материал под зеленым листком с. 147 и отвечают на вопросы

Формулируют вывод по блоку №4

Слайд № 27

.


Подведение итогов урока

Итак, что нового вы узнали на уроке об отделе «Моховидные»?


Перечисляют полученные данные о мхах

Корректировка ответов

Слайд № 28

Коррекция знаний и умений


Обсуждение правильности заполнения рабочего листа.  

  • Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?




Обсуждают, оформляют результат работы


Рефлексия по содержанию. Взаимопроверка.

Тестирование на рабочих листах

Выполняют тест

Взаимопроверка

Проверяют с ответами на слайде № 29

Рефлексия деятельности


Закончите предложения

У меня были трудности с изучением ……….

У меня были трудности в формулировке …

У меня были трудности в выполнении ….

Проводят рефлексию своей деятельности

Домашнее задание


1. §21, Вопрос 3.

2. Задание по желанию. Раздаются пакетики с мхом и с творческим заданием. Творческое задание «Известно, что кусочки стеблей мхов во влажной среде разрастаются. Изобрети и сооруди с помощью домашних средств устройство для содержания мхов при неизменной влажности. Попробуй выращивать мхи».

Записывают домашнее задание



Приложение

Рабочий лист

Тема урока _____________________________________________________
Цель урока ______________________________________________________
Вопросы:

1.

2.

3.

  1. При просмотре видеофрагментов о мхах подчеркните их характерные особенности.

Кукушкин лен


Сфагнум

Место обитания а) влажный лес

б) болото

Высота стебля а) 20 см

б) 10-15 см

Стебель а) не ветвиться

б) ветвиться

Нижняя часть стебля а) коричневая

б) отмирает

Листья а) мелкие светло-зеленые

б) узкие зеленые

Ризоиды а) есть

б) нет



Место обитания а) влажный лес

б) болото

Высота стебля а) 20 см

б) 10-15 см

Стебель а) не ветвиться

б) ветвиться

Нижняя часть стебля а) коричневая

б) отмирает

Листья а) мелкие светло-зеленые

б) узкие зеленые

Ризоиды а) есть

б) нет


2. Вопросы по опыту

  • Почему изменился вес мха после опускания в воду?

3. Зарисуйте клетки листа мха и подпишите.

листик 2 1- ………………… 2- ……………………

  1. Вопросы к анимации « Размножение мха»

  1. Почему зеленые побеги мхов называют гаметофитом?

  2. Какие условия необходимы для оплодотворения?

  3. Что вырастает на женском растении после оплодотворения?

  4. Какую роль выполняет спорофит в жизненном цикле мха?

  5. Что вырастает из споры мха?

  6. Почему мхи растут густыми дерновинками?



  1. Работа с учебником с. 145. Дайте определение понятиям

    • Спорофит – …………………………………………………………………………….

    • Гаметофит – ……………………………………………………………………………

    • Спора -…………………………………………………………………………………

6. В правильной последовательности поставьте цифры в схеме «Цикл развития мха»

собранная

7. Тестирование

1.Мхи, как и другие растения

а) способны к фотосинтезу

б) содержат хлорофилл

в) растут в течение всей жизни

г) имеют ризоиды

2.По какому из указанных признаков мхи относятся к высшим растениям?

а) есть ризоиды;

б) есть хлорофилл;

в) есть органы растения;

г) по всем указанным признакам.
3.Сфагнум отличается от кукушкина льна:

а) отсутствием листьев;

б) отсутствием стебля;

в) отсутствием ризоидов.
4.Благодаря мертвым клеткам сфагнум:

а) фотосинтезирует;

б) проводит питательные вещества;

в) впитывает воду;

г) вегетативно размножается.
5.Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина льна и сфагнума:

а) есть ризоиды;

б) есть фотосинтезирующие клетки;

в) есть воздухоносные клетки;

г) есть спорангии;

д) образует гаметы.

8. Домашнее задание:

1. §40, Вопрос 3,

2. По желанию. Творческое задание «Известно, что кусочки стеблей мхов во влажной среде разрастаются. Изобрети и сооруди домашними средствами устройство для содержания мхов при неизменной влажности. Попробуй выращивать мхи».


Учебное оборудование

  1. Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-2-е изд.,- М.: Дрофа, 2008.- 99с.

  2. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176 с.

  3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология:6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Проф.И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана – Граф , 2008.- 240с.

  4. Электронное издание 1С: Школа. Биология. 6 класс. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007;

  5. Электронное издание 1С: Школа. Экология 10-11 к. Образовательный комплекс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2007


Список дополнительной литературы для учителя:

    1. Богоявленская А. Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники. - М.: Просвещение: АО “Учеб. лит.”, 1996.

    2. Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение: АО “Учеб. лит.”, 1996.