|
Урока литературы Тема урока. Точность и обоснованность формулировки
Тема урока. Точность и обоснованность формулировки.
Осознание места темы урока в курсе данного класса, в программе в целом. Осуществление ретроспективных и перспективных связей.
Основная цель, задачи урока, их обоснованность. Соответствие цели и задач урока концепции выбранной программы.
Соответствие содержания урока и педагогической техники его цели и задачам, концепции содержания образования, дидактической системе.
Эффективность реализации цели и задач урока в его ходе.
-
Организация работы: сообщение темы, цели и задач урока, готовность учащихся к выполнению задач, поставленных на уроке (наличие знаний, умений, навыков, без которых эти задачи не могут быть решены, наличие текстов, необходимых справочных материалов, словарей и т.д.).
-
Оборудование урока: сменные стенды и выставки, портрет писателя, иллюстрации к изучаемому литературному произведению и т.д.
Структура урока. Основные учебные ситуации урока. "Переходы" от одной учебной ситуации к другой, четкость обобщений по каждой учебной ситуации и конечных выводов. Композиционная значимость урока.
Тип урока.
Форма проведения урока.
Литературоведческая концепция урока. Критерии отбора историко-литературного материала. Фактическая и литературоведческая точность.
Соответствие методов и приемов обучения целям и содержанию урока, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия учащихся.
Использование разных форм, методов, приемов, средств обучения, их эффективность.
Выбранные способы освоения художественного произведения (виды чтения, пути анализа и интерпретации).
Использование возможностей катехизирования.
-
Характер и условия работы с текстом (знание учениками текста, умение его использовать, осознанность выбора способа освоения текста, условия реализации выбранного способа, инициирование проблемных ситуаций, их разрешение и т.д.).
Формирование знаний, умений, навыков (в соответствии с требованиями программы).
Формирование читательских способностей учащихся.
-
Развитие разных сторон читательского восприятия: эмоциональной отзывчивости, активности и объективности читательского воображения, способности к постижению содержания произведения на уровне репродуктивном, аналитическом, синтезирующем, к осмыслению художественной формы на уровне детали и композиции.
Формирование литературно-творческих способностей учащихся.
Развитие психологических особенностей личности (эмоций, чувств, памяти, мышления, воображения, ассоциаций).
Формирование когнитивных, креативных, оргдеятельностных качеств ученика.
Формирование специальных умений, связанных с анализом художественного произведения.
Изучение вопросов теории литературы. Объем теоретико-литературных знаний учащихся и умение применять их в анализе художественного произведения.
Развитие речи учащихся. Объем устной и письменной речи учащихся.
Осуществление внутрипредметных и межпреддметных связей.
Виды деятельности учителя и ученика. Объем репродуктивной, творческой, исследовательской деятельности.
Сочетание в ходе урока коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения.
-
Самостоятельная работа учащихся на уроке, обучение приемам самостоятельной работы.
Способы актуализации базовых знаний учащихся.
Системность урока: системность подачи историко-литературного материала, формирования теоретических понятий, использования методов и приемов и т.д.
-
Как оценивались знания учащихся на уроке? Владеет ли учитель всем арсеналом поощрений, способствует ли воспитанию интереса к предмету? Использование педагогического диагностирования, системы отслеживания и контроля результатов обучения. Знание норм оценки знаний, умений, навыков учащихся.
Характер, объем и посильность домашнего задания. В какой мере решаются задачи закрепления изученного и подготовки к изучению нового материала? Объем опережающих заданий.
Формирование рефлексивных способностей учащихся.
Использование наглядных пособий и технических средств обучения. Виды наглядности, функции наглядных пособий.
Темп урока.
Эмоциональная атмосфера урока.
Педагогический такт учителя, его умение установить дисциплину, найти контакт с детьми. Способы активизации познавательной деятельности учащихся. Речь учителя.
Роль учителя и ученика в уроке. Риторика взаимодействия учителя и ученика. Формы сотрудничества. Основания взаимодействия: авторитарные, диалоговые.
-
Выбор принципов обучения (индивидуальности, целости, единства типа, доступности, сознательности и активности, систематичности последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой) и образовательного процесса (личностного целеполагания ученика, выбора индивидуальной образовательной траектории, метапредметных основ образовательного процесса, продуктивности обучения, первичности образовательной продукции учащегося, ситуативности обучения, образовательной рефлексии).
Учет статуса класса.
Сочетание экстенсивных и интенсивных форм обучения.
Пути оптимизации учебного процесса.
Использование инноваций, педагогических технологий. Использование коммуникативных технологий.
Образовательные и развивающие результаты урока. Какая из составляющих урока: дидактическая, литературоведческая, психолого-педагогическая, коммуникативная была сильнее?
|
|
|