Организационная информация
|
Тема урока
|
«Изображения в памяти компьютера. Векторная графика. Возможности текстового процессора Word по созданию графических изображений»
|
Предмет
|
Информатика и ИКТ
|
Класс
|
6
|
Автор урока
|
Гайлит Ирина Владимировна,
учитель информатики и ИКТ
|
Образовательное учреждение
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение ГБОУ гимназия №11 Василеостровского района Санкт-Петербурга
|
Методическая информация
|
Тип урока
|
Комбинированный урок. Включает: этап актуализации знаний; проверки знаний; этап усвоения новых знаний; этап закрепления знаний; применения знаний, умений и навыков к решению практических задач.
|
Цели урока
|
-
Образовательная: ввести понятие векторной графики, рассмотреть кодирование векторных изображений; сформировать представления о возможностях текстового процессора Word по созданию графических изображений; освоить инструменты панели Иллюстрации и приемы работы по созданию векторных изображений в программе Word; повысить интерес учащихся к информатике; подготовить к проектной деятельности.
Развивающая: продолжить развитие информационной культуры учащихся; способствовать развитию познавательных интересов, воображения, фантазии, навыков работы на компьютере.
-
Воспитательная: способствовать формированию ответственного и добросовестного отношения к интеллектуальному труду и процессу учения; воспитание творческого подхода к работе; воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости; способствовать обогащению внутреннего мира школьников.
|
Задачи урока
|
актуализировать знания учащихся, связанные с темой урока – понятия «пиксель», «графический редактор», инструментах графического редактора;
раскрыть смысл понятий «векторная графика», «кодирование векторной графики»;
объяснить назначение инструментов панели Иллюстрации;
научить применять полученные значения при решении практических задач;
выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для преобразования различных видов информации.
|
Используемые педагогические технологии, методы и приемы
|
Игровые технологии (разгадывание ребусов), технология сотрудничества, метод текущего контроля, метод проблемного изложения, наглядно-иллюстративный, практический, эвристическая беседа
|
Время реализации урока
|
90 минут (спаренное занятие - 2 урока)
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют (приобретут, закрепят) ученики в ходе урока
|
На уроке:
актуализируются теоретические знания учащихся о понятиях «компьютерная графика», «растровая графика», «пиксель», «растровое кодирование», «графический редактор»;
учащиеся приобретут знания о векторной графике, векторном кодировании, графических примитивах, инструментах векторного редактора на примере графического редактора, встроенного в текстовый процессор Word;
приобретут умения и навыки применять полученные знания при решении практических задач в векторном графическом редакторе в учебной деятельности;
продолжат формирование умений выбирать инструменты и материалы для работы.
|
Планируемые образовательные результаты
|
Предметные:
Знание различных видов компьютерной графики и способах представления графики в памяти компьютера;
Освоение способов создания графических объектов средствами векторной графики текстового процессора Word
.
Метапредметные:
ИКТ-компетентность (умения работать в текстовом процессоре Word);
-
Развитие образного, логического и алгоритмического мышления;
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий;
Выбор наиболее эффективных способов решения задач;
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.
Личностные:
Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и профессиональной деятельности;
Понимание значения логического и алгоритмического мышления;
Развитие творческого потенциала
|
Необходимое оборудование и материалы
|
Оборудование: компьютер учителя, компьютеры учеников, ноутбук учителя, проектор
Дидактический материал: презентации
|
Дидактическое обеспечение урока
|
Презентация «Подумай и ответь»
Тест «Кодирование растровой графики», программа MyTest
Презентация «Алгоритм создания замка»
|
Список учебной и дополнительной литературы
|
Л.Босова «Информатика и ИКТ» учебник 6 класс
|
Ход и содержание занятия,
деятельность учителя и учеников.
|
Мотивация учащихся
|
Мотивация у учащихся на уроке формируется:
в результате обсуждения многообразия сфер деятельности человека, в которых полезно знать и использовать возможности графических редакторов - применимость получаемых знаний в практической деятельности;
ссылки на то, что приобретаемые на уроке знания и умения понадобятся при изучении последующего материала;
использования игровой технологии (разгадывание ребусов);
создания проблемной ситуации;
создания ситуации успеха для учащихся различного уровня подготовки (дифференцированность практических заданий).
|
Подробное описание всех этапов занятия
|
Урок 1
|
Организационный момент (1 мин.)
|
Взаимное приветствие. Проверка отсутствующих.
|
Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос (12 мин.)
Презентация «Подумай и ответь» проецируется на экран.
|
На предыдущих уроках мы изучали кодирование растровой графики, инструменты и приемы работы в растровом графическом редакторе Paint.
Для подготовки к изучению следующей темы мы повторим изученный материал и оценим, насколько полны и достаточны ваши знания. Опрос проведем в виде соревнования между двумя командами: левая и правая сторона класса. Каждая команда отвечает по очереди. В случае неправильного ответа право ответить на вопрос предоставляется другой команде. За правильный ответ команда получает 1 балл. При подведении итогов за урок будут учтены результаты соревнования.
Презентация «Подумай и ответь»
Слайд 2
Разгадайте ребус (пиксель)
Слайд 3
Как называется компьютерная графика, в которой изображение состоит из крошечных фрагментов – пикселей? (растровая графика)
Слайд 4
Разгадайте ребус (редактор)
Слайд 5
Графический редактор – это (Программа, предназначенная для создания и редактирования графических изображений - рисунков, картинок)
Слайд 6
Разгадайте ребус (кодирование)
Слайд 7
Как кодируется растровая графика в памяти компьютера? (Цвет каждого пикселя кодируется двоичным числом)
Слайд 8
Разгадайте ребус (радуга)
Слайд 9
Назовите основные цвета в палитре компьютера (Красный зеленый синий - RGB)
Слайд 10
Разгадайте ребус (палитра)
Слайд 11
Разгадайте ребус (распылитель)
Слайд 12
Разгадайте ребус (карандаш)
Слайд 13
Разгадайте ребус (линейка)
Слайд 14
Разгадайте ребус (ластик)
|
Контроль знаний учащихся по теме «Растровая графика. Кодирование растровой графики».(12 мин.)
Тест «Кодирование растровой графики». Содержит 10 вопросов.
Критерии оценивания:
90 - 100% - «5»
71 - 89% - «4»
50 - 70% - «3»
Ниже 50% - «2»
|
Сейчас вы продолжите работу за компьютерами. Вы ответите на вопросы теста «Кодирование растровой графики».
Оценки за тест будут зафиксированы в электронном журнале на компьютере учителя.
Обратите, пожалуйста, внимание на ограничение по времени – 12 мин.
|
Физкультминутка (3 мин.)
http://videouroki.net – автор Д.Тарасов
|
Герой ролика входит в класс и проводит физкультминутку, при этом не только говорит, что нужно делать, но и сам показывает все выполняемые упражнения.
|
Объявление темы и цели урока
(1 мин.)
|
Тема нашего урока «Изображения в памяти компьютера. Векторная графика».
Запишите, пожалуйста, в тетрадях тему урока.
Цель урока – ввести понятие векторной графики, рассмотреть кодирование векторных изображений
|
Объяснение нового материала.
(10 мин.)
|
Мы с вами уже знаем такой вид компьютерной графики как растровая графика. Растровое изображение состоит из множества крошечных фрагментов (точек), так называемых пикселей, различающихся по цвету. При увеличении масштаба изображения пиксели выглядят в форме квадратов.
Второй вид компьютерной графики – векторная графика.
Записать в тетради:
«Векторное изображение состоит из графических примитивов (линий, прямоугольников, кругов и т.д.). Каждый такой примитив представляет собой единое целое».
Выполнить какие-либо действия с фрагментом (частью) примитива: выделить, копировать, переместить, удалить - нельзя.
Положение этих элементарных графических объектов определяется координатами точек и длиной радиуса. Для каждой линии указываются ее тип, толщина и цвет.
Записать в тетради:
«Каждый графический объект кодируется в памяти компьютера как представленная в двоичном коде последовательность команд для его создания».
Каждая из фигур может быть описана математически: прямые линии, прямоугольники и треугольники - с помощью координат вершин, окружности - координатами центра и радиусом.
Достоинствами векторной графики является:
Изображения имеют небольшой размер;
Не искажаются при масштабировании (изменение размера), поворотах
Недостатки векторной графики:
Не позволяет получать изображения фотографического качества
|
Выполнение практической работы
(6 мин.)
Освоение способов создания графических объектов средствами векторной графики. Работа в текстовом процессоре Word
|
Продолжим работу за компьютерами.
Выполним «Практическую работу № 5» задания 4-5.
Обсуждаются вопросы создания графических объектов, действия с объектами (выделение, перемещение, копирование, удаление), форматирование объектов (заливка, изменение контура фигур, придание объема, эффекты тени)
|
Перемена 15 минут
|
Урок 2
|
Выполнение практической работы
(15 мин.)
Презентация «Алгоритм построения замка» проецируется на экран.
|
Выполним «Практич. работу № 5» задание 6.
В учебнике представлена последовательность действий для выполнения задания. Попробуем выполнить задание более рациональным способом. Обсудим алгоритм построения замка.
Какие детали и сколько используются при построении замка?
(5 стенок с крышей, 5 стенок без крыши, одна стенка с дверью)
Надо ли создавать такое количество деталей?
(нет, можно построить левую башню, группировать и копировать ее. Остальные детали удобно копировать, перемещая их с нажатой левой кнопкой мыши и клавишей Ctrl)
|
Самостоятельная практическая работа (10 минут)
Задание выполняется по алгоритму из учебника.
|
Практическая работа № 5 задание 7. «Создание орнамента».
Если вы справились с заданием быстро, попробуйте создать свой орнамент из автофигур
|
Физкультминутка (3 мин.)
|
|
Самостоятельная практическая работа (11 минут)
Создание рисунка «Парусник» средствами текстового процессора Word
Образец рисунка
|
Дан образец рисунка. Обратите внимание, из каких объектов собран парусник. Продумайте алгоритм создания рисунка. В рисунок вы можете внести дополнительные элементы. Сохраните работу в своей личной папке. На следующем уроке вы продолжите работу.
|
Рефлексия содержания учебного материала на уроке (3 мин.)
На экран проецируется слайд с высказываниями.
|
Ребята, сегодня мы познакомились с векторной графикой, возможностями создания векторного графического изображения в текстовом процессоре Word и учились применять их на практике.
Выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке:
Учащиеся отвечают по очереди, выбрав высказывание.
я не знал, а теперь знаю …
было непросто ...
я добился ...
у меня получилось ...
хотелось бы ...
мне запомнилось ...
было интересно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я приобрел…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
|
Итоги урока (2 мин.)
|
Подведение итогов.
Выставление оценок по итогам теста.
Выставление оценок за практическую работу. Учитывается активность на уроке, скорость, качество и правильность выполнения практических заданий.
|
Домашнее задание (1 мин.)
|
По тетради выучить теорию. Творческое задание - рисунок в программе Word. Файл рисунка прислать на почту учителю или принести на флэш-носителе.
Спасибо за урок! До свидания!
|
В помощь учителю
|
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа
|
Использование презентации позволяет сделать материал урока нагляднее, интереснее и увлекательнее для учащихся, позволяет провести фронтальный опрос с элементами игровых технологий, а также экономить время при объяснении нового материала.
Использование электронного компьютерного тестирования и локальной сети дает возможность оперативно и объективно оценить знания учащихся.
|
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
|
На следующем уроке нужно закрепить навыки и умения практически использовать возможности программы Word по созданию графических объектов. Можно предложить учащимся образцы работ различной сложности на выбор.
|