|
Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе «Сказки доброты и света»
Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе
«Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о сказках Андерсена;
- Помочь понять важность и ценность таких общечеловеческих качеств, как доброта, трудолюбие, дружба;
- Развивать образное мышление, умение сопоставлять, выделять главное;
- Воспитание любви к сказкам.
ХОД УРОКА
I Оргмомент
II Вступительное слово учителя
Копенгаген, столица Дании, лежит на большой морской дороге из Балтики в Северное море. Теплоходы разных стран, входя в порт, поднимают национальный флаг Дании и приветствуют город длинными гудками. На берегу еще неясно проступают очертания столицы с ее домами, крытыми черепичной крышей, остроконечными башнями с позелененными шпилями, серыми корпусами огромных верфей...
Давным-давно, вот уже почти 200 лет назад, в провинциальном городке далекой Дании родился мальчик, который в будущем стал великим сказочником. Звали его Ганс Христиан Андерсен.
Его отец был бедным башмачником, а мать — прачкой. Бедные каморки, где зеленый росток заменяет цветник, где картошка — редкое лакомство, где бедной прачке, весь день работающей по колено в воде, нечем даже согреться, — вот те картины, которые окружали писателя в детстве.
Еще не умея читать, не зная имени великого сказочника, мы уже полюбили его сказки.
- Какие сказки Андерсена вам известны?
Вы назвали много сказок Андерсена, а теперь проверим, хорошо ли вы помните героев этих сказок.
III Задание «Угадай моего героя»
Героиня этой сказки живет в далекой снежной стране. Одевается она в белый тончайший тюль, сотканный из миллионов снежных звездочек. Глаза у нее холодные, злые, вместо сердца — кусочек льда. (Снежная королева из одноименной сказки.)
Он жил на птичьем дворе, был не похож на всех остальных. О нем говорили: «Какой безобразный». Его клевали, толкали, дразнили решительно все. Позднее он стал красивой белой птицей. (Гадкий утенок.)
• Героиня этой сказки ради одиннадцати братьев-принцев своими нежными руками рвала злую, жгучую крапиву и вязала из нее рубашки. Руки ее покрывались волдырями, но она с мужеством терпела боль — лишь бы спасти милых братьев. (Элиза, «Дикие лебеди».)
• Этот серенький житель лесов с помощью своего искусства победил даже смерть и спас императора. (Соловей.)
IV Кроссворд
- Сегодня на уроке мы не только будем вспоминать произведения Г.Х.Андерсена, но поговорим о качествах, которыми обладают герои этих сказок. А поможет нам в этом кроссворд. (К каждому отгаданному слову подбирается синонимический ряд)
1. Какая черта характера проявилась у Дюймовочки, когда она спасла от холода ласточку?
2. Главное качество короля из сказки «Новый наряд короля».
3.Что руководило действиями Русалочки?
4.Чего не хватало гадкому утенку для того, чтобы противостоять обидчикам?
5.Главная черта характера мачехи Элизы из сказки «Дикие лебеди».
6.Что помогло Герде спасти Кая?
7.Благодаря чему дурень - Ганс женился на принцессе в сказке «Свинопас»?
|
1м
|
и
|
л
|
о
|
с
|
е
|
р
|
д
|
и
|
е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2г
|
л
|
у
|
п
|
о
|
с
|
т
|
ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3л
|
ю
|
б
|
о
|
в
|
ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4у
|
в
|
е
|
р
|
е
|
н
|
н
|
о
|
с
|
т
|
ь
|
|
|
|
|
|
5з
|
л
|
о
|
с
|
т
|
ь
|
|
|
|
|
|
6с
|
м
|
е
|
л
|
о
|
с
|
т
|
ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7н
|
а
|
х
|
о
|
д
|
ч
|
и
|
в
|
о
|
с
|
т
|
ь
|
- Действительно, обладая такими качествами, как милосердие, любовь ко всему живому, уверенность в своих силах, смелость и находчивость, герои сумели одержать победу над глупостью и злом. Обратите внимание, в кроссворде зашифровано еще одно слово, найдите его, оно определяет главную особенность всех сказок Андерсена (ДОБРОТА).
- Что вы понимаете под словом доброта?
- Какую роль играет доброта в вашей жизни?
- Как вы понимаете слова: «Приносить счастье и творить добро — это единственный наш закон, наш спасительный якорь, свет маяка и заповедь жизни» (Анри Фридерик Амьель)?
- Подтвердите это примерами из сказок Андерсена, которые вы прочитали. (Пересказ эпизодов сказок.)
Вы знаете, что не только в сказках Андерсена говорится о доброте, смелости, любви и трудолюбии, но и в сказках русских писателей, да и в народных сказках можно встретить героев с подобными качествами. Русский народ сложил немало пословиц о высоких нравственных качествах людей. Обратите внимание на карточки-информаторы, лежащие у вас на столе.
V Работа с карточкой-информатором
Доброе дело и в воде не тонет.
Смелость города берет.
Добро помни, а зло забывай.
Труд человека кормит, а лень портит.
Доброму человеку всегда Бог подает.
Любовь не знает мести, а дружба — лести.
Смелых и смерть боится.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
За добро добром платят.
Доброе дело два века живет.
Любовь за деньги не купишь.
Дружба дороже денег.
Любовь не пожар, загорится — не потушишь.
Доброе дело без награды не останется.
Смелым счастье помогает.
Дружба что стекло, сломаешь — не починишь.
Доброе братство лучше богатства.
Работа и мучит, и кормит, и учит.
Работе время, потехе час.
Рабочие руки не знают скуки.
Друг неиспытанный — что орех несколотый.
Друг за друга держаться — ничего не бояться.
Друга ищи, а найдешь — береги.
Дружба не гриб — в лесу не найдешь.
По ходу работы над пословицами делаются записи в тетрадях.
Нравственные качества в сказках Андерсена и в Русских народных пословицах
Доброта
Смелость
Трудолюбие
Любовь
Дружба
Задание:
- Выберите те пословицы и поговорки, которые говорят о доброте. Какая пословица является, на ваш взгляд, наиболее важной? Почему?
- Выберите пословицы о смелости. Какая вам больше всего нравится и почему?
- Кто из героев сказок Андерсена обладал этим качеством?
- Какие пословицы вы знаете о трудолюбии? Как вы понимаете пословицу: «Работа и мучит, и кормит, и учит»?
- Во многих сказках Андерсена затрагивается проблема любви. Вспомните и назовите сказки, в которых звучит эта тема. Как она нашла свое отражение в русском народном творчестве?
- В сказках Андерсена мы часто встречались с взаимовыручкой, дружбой. Приведите примеры. Подберите пословицы о дружбе. Почему говорят: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?
- Чем явилось для вас прочтение сказок Андерсена? Какое нравственное понятие стало наиболее близким?
VI Подведение итогов
А.П.Чехов писал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Герои многих сказок Андерсена вполне соответствуют этому идеалу. И я надеюсь, сказки Андерсена навсегда вошли в вашу жизнь, ведь чтение их облагораживает душу человека.
VII Домашнее задание: проиллюстрировать понравившуюся сказку или составить викторину
|
|
|