Главная страница

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе «Сказки доброты и света»


Скачать 80.13 Kb.
Название Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе «Сказки доброты и света»
Дата 29.02.2016
Размер 80.13 Kb.
Тип Урок

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе

«Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/
Цели урока:

- Обобщить знания учащихся о сказках Андерсена;

- Помочь понять важность и ценность таких общечеловеческих качеств, как доброта, трудолюбие, дружба;

- Развивать образное мышление, умение сопоставлять, выделять главное;

- Воспитание любви к сказкам.
ХОД УРОКА
I Оргмомент
II Вступительное слово учителя

Копенгаген, столица Дании, лежит на большой морской дороге из Бал­тики в Северное море. Теплоходы разных стран, входя в порт, поднимают национальный флаг Дании и приветствуют город длинными гудками. На берегу еще неясно проступают очертания столицы с ее домами, крытыми черепичной кры­шей, остроконечными башнями с позелененными шпилями, серыми корпусами огромных верфей...

Давным-давно, вот уже почти 200 лет назад, в провин­циальном городке далекой Дании родился мальчик, который в будущем стал великим сказочником. Звали его Ганс Хри­стиан Андерсен.

Его отец был бедным башмачником, а мать — прачкой. Бедные каморки, где зеленый росток заменяет цветник, где картошка — редкое лакомство, где бедной прачке, весь день работающей по колено в воде, нечем даже согреться, — вот те картины, которые окружали писателя в детстве.

Еще не умея читать, не зная имени великого сказочни­ка, мы уже полюбили его сказки.

- Какие сказки Андерсена вам известны?

Вы назвали много сказок Андерсена, а теперь проверим, хорошо ли вы помните героев этих сказок.

III Задание «Угадай моего героя»

  • Героиня этой сказки живет в далекой снежной стра­не. Одевается она в белый тончайший тюль, сотканный из миллионов снежных звездочек. Глаза у нее холодные, злые, вместо сердца — кусочек льда. (Снежная королева из одноименной сказки.)

  • Он жил на птичьем дворе, был не похож на всех ос­тальных. О нем говорили: «Какой безобразный». Его клевали, толкали, дразнили решительно все. Позднее он стал красивой белой птицей. (Гадкий утенок.)

• Героиня этой сказки ради одиннадцати братьев-принцев своими нежными руками рвала злую, жгучую крапиву и вязала из нее рубашки. Руки ее покрывались волды­рями, но она с мужеством терпела боль — лишь бы спасти милых братьев. (Элиза, «Дикие лебеди».)

• Этот серенький житель лесов с помощью своего искусства победил даже смерть и спас императора. (Соловей.)
IV Кроссворд

- Сегодня на уроке мы не только будем вспоминать произведения Г.Х.Андерсена, но поговорим о качествах, которыми обладают герои этих сказок. А поможет нам в этом кроссворд. (К каждому отгаданному слову подбирается синонимический ряд)

1. Какая черта характера проявилась у Дюймовочки, когда она спасла от холода ласточку?

2. Главное качество короля из сказки «Новый наряд короля».

3.Что руководило действиями Русалочки?

4.Чего не хватало гадкому утенку для того, чтобы противо­стоять обидчикам?

5.Главная черта характера мачехи Элизы из сказки «Дикие лебеди».

6.Что помогло Герде спасти Кая?

7.Благодаря чему дурень - Ганс женился на принцессе в сказ­ке «Свинопас»?





1м

и

л

о

с

е

р

д

и

е

























2г

л

у

п

о

с

т

ь




























3л

ю

б

о

в

ь

























4у

в

е

р

е

н

н

о

с

т

ь
















5з

л

о

с

т

ь
















6с

м

е

л

о

с

т

ь





































7н

а

х

о

д

ч

и

в

о

с

т

ь


- Действительно, обладая такими качествами, как мило­сердие, любовь ко всему живому, уверенность в своих силах, смелость и находчивость, герои сумели одержать победу над глупостью и злом. Обратите внимание, в кроссворде зашиф­ровано еще одно слово, найдите его, оно определяет главную особенность всех сказок Андерсена (ДОБРОТА).

- Что вы понимаете под словом доброта?

- Какую роль играет доброта в вашей жизни?

- Как вы понимаете слова: «Приносить счастье и творить доб­ро — это единственный наш закон, наш спасительный якорь, свет маяка и заповедь жизни» (Анри Фридерик Амьель)?

- Подтвердите это примерами из сказок Андерсена, которые вы прочитали. (Пересказ эпизодов сказок.)

Вы знаете, что не только в сказках Андерсена говорится о доброте, смелости, любви и трудолюбии, но и в сказках рус­ских писателей, да и в народных сказках можно встретить ге­роев с подобными качествами. Русский народ сложил немало пословиц о высоких нравственных качествах людей. Обратите внимание на карточки-информаторы, лежащие у вас на столе.
V Работа с карточкой-информатором

Доброе дело и в воде не тонет.

Смелость города берет.

Добро помни, а зло забывай.

Труд человека кормит, а лень портит.

Доброму человеку всегда Бог подает.

Любовь не знает мести, а дружба — лести.

Смелых и смерть боится.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

За добро добром платят.

Доброе дело два века живет.

Любовь за деньги не купишь.

Дружба дороже денег.

Любовь не пожар, загорится — не потушишь.

Доброе дело без награды не останется.

Смелым счастье помогает.

Дружба что стекло, сломаешь — не починишь.

Доброе братство лучше богатства.

Работа и мучит, и кормит, и учит.

Работе время, потехе час.

Рабочие руки не знают скуки.

Друг неиспытанный — что орех несколотый.

Друг за друга держаться — ничего не бояться.

Друга ищи, а найдешь — береги.

Дружба не гриб — в лесу не найдешь.

По ходу работы над пословицами делаются записи в тетрадях.

Нравственные качества в сказках Андерсена и в Рус­ских народных пословицах

  1. Доброта

  2. Смелость

  3. Трудолюбие

  4. Любовь

  5. Дружба

Задание:

- Выберите те пословицы и поговорки, которые говорят о доброте. Какая пословица является, на ваш взгляд, наибо­лее важной? Почему?

- Выберите пословицы о смелости. Какая вам больше всего нравится и почему?

- Кто из героев сказок Андерсена обладал этим качеством?

- Какие пословицы вы знаете о трудолюбии? Как вы понимаете пословицу: «Работа и мучит, и кормит, и учит»?

- Во многих сказках Андерсена затрагивается проблема любви. Вспомните и назовите сказки, в которых звучит эта тема. Как она нашла свое отражение в русском народном творчестве?

- В сказках Андерсена мы часто встречались с взаимо­выручкой, дружбой. Приведите примеры. Подберите посло­вицы о дружбе. Почему говорят: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

- Чем явилось для вас прочтение сказок Андерсена? Какое нравственное понятие стало наиболее близким?
VI Подведение итогов

А.П.Чехов писал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Герои мно­гих сказок Андерсена вполне соответствуют этому идеалу. И я надеюсь, сказки Андерсена навсегда вошли в вашу жизнь, ведь чтение их облагораживает душу человека.
VII Домашнее задание: проиллюстрировать понравившуюся сказку или составить викторину