Главная страница

В чем прелесть сказок Пушкина?


Скачать 44.36 Kb.
Название В чем прелесть сказок Пушкина?
А.С.Пушкина
Дата 16.02.2016
Размер 44.36 Kb.
Тип Урок

Урок литературного чтения

Тема: "В чем прелесть сказок Пушкина?".

4 класс.

Цель: Систематизировать, обобщить, расширить знания детей о творчестве и сказках А.С.Пушкина.

-вспомнить сказки А.С. Пушкина, выяснить, в чём их прелесть, чем авторская сказка отличается от русской народной;

-развивать речь детей, обогащать словарный запас, артистические способности учащихся;

-воспитывать интерес к сказкам А.С.Пушкина.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, видеоролик, выставка сказок А.С.Пушкина, рисунки, таблички с надписями.

Оформление доски: портрет А.С. Пушкина, детские сюжетные рисунки к сказкам А.С. Пушкина.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Эмоциональное вхождение в урок.

(видео ролик «В гостях у сказки»)

3. Определение темы урока.

- Ребята, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (ответы детей)

- Правильно о сказках. Какие сказки вы вспомнили из нашего сюжета? (ответы детей).

-Хорошо. На какие две группы можно разделить все сказки?

(авторские и русские народные).

- Назовите увиденные русские народные сказки

(репка, курочка Ряба и т.д.)

- Какие авторские сказки нам встретились?

(сказки А.С. Пушкина)

-Молодцы! Сегодня мы на уроке окунемся в волшебный мир сказок А.С.Пушкина.

Кому принадлежат слова: - "Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма"? (ответы детей)

Да, действительно, каждая сказка А.С.Пушкина интересна, прелестна.

На уроке мы выясним, в чем же их прелесть? Что можно с ними сделать?

- Назовите мне, пожалуйста, сказку А.С. Пушкина, в которой постоянно исполняются чьи – то желания?

(Сказка о рыбаке и рыбке).

- Правильно. Давайте мы тоже загадаем свои желания на урок, Каким вы хотите видеть этот урок? (ответы детей).

-У меня тоже есть желание: "Я хочу, чтобы вы все были активными на уроке".

В конце урока мы посмотрим, сбылись ли наши желания и почему.

4. Актуализация знаний учащихся.

- Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?

- Какая сказка вам запомнилась больше всех и почему? Чему учит сказка? Над чем заставила задуматься?

5. Систематизация и обобщение знаний.

-Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о А.С. Пушкине?

(ответы детей, учитель редактирует)

- Я могу с уверенность утверждать, что ему в жизни очень повезло. О чём я?

(о няне).

-Да. Благодаря няне у маленького Саши привился интерес к сказкам. Вот почему он написал их так много. Посмотрите. Наши слова подтверждаются выставкой книг А.С. Пушкина.

- Ребята, давайте пробежимся по сказкам Пушкина и выразительно прочитаем отрывки из них.

http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/skazki-pushkina-online.html

(ссылка ведёт к сказкам А.С. Пушкина. Дети выбирают сказку, находят понравившийся эпизод и выразительно читают)

6. Сообщение новых знаний.

-Ребята, что вы знаете о няне маленького Саши, кроме того, что она рассказывала ему на ночь сказки? (ответы детей)

-Послушайте сообщение Свиридовой Юли.

*Сообщение «Арина Родионовна» (Свиридова Юлия).

Фамилия Арины Родионовны - Яковлева. Вся их семья была крепостной. Детей было семеро. Тятенька умер, когда Арине было 10 лет. Пришлось идти работать. Так в трудах выросла, не училась, не пришлось. В 23 года её выдали замуж. Муж был крепостным деда П.Ганнибала, вот она и стала крепостной. У Арины Родионовны родилось две дочки и два сыночка. Когда у Арины Родионовны родился последний сынок, её взяли кормилицей для старшей сестры Пушкина - Оленьки. Сразу же переехали в Москву, через полтора года родился Сашенька. Тогда Арина Родионовна и осталась няней в их доме.

- Пополнился ваш багаж знаний? (да)

8. Систематизация знаний.

-А теперь скажите, ребята, а легко ли запоминаются стихи и сказки А.С.Пушкина? (да)

-Давайте проверим.

( Викторина «Знаете ли вы сказки А.С. Пушкина»).

(прилагается к уроку)

-Ребята, вы знаете, что такое пантомима?

Илье было дано задание найти в словаре Ожегова толкование этого слова.

Давайте послушаем его.

Илья: -Пантомима - это представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимикой.

Сейчас мы и займёмся пантомимой. Наша задача узнать сказку и героя. Кто желает удивить своим талантом, показать героя или сюжет из сказок А.С. Пушкина?

(показывают)

Было ли нам легко изображать персонажей мимикой и жестами?

9.Заключительный этап урока.

Черный ящик. Дети задают вопросы. Учитель отвечает: "Да", "Нет".

Предмет, который лежит в чёрном ящике, относится к сказкам А.С.Пушкина? (кораблик, рыбка, зеркало, яблоко, петушок)

10. Подведение итога работы.

Вывод:

Так в чем же прелесть сказок Пушкина?

( Сказки А.С.Пушкина интересные, их легко читать, узнавать, необычные герои, можно читать по ролям, инсценировать, учат нас быть честными, не жадными и т.д.).

13.Рефлексия.

Давайте посмотрим, сбылись ли наши желания. Было ли вам интересно, узнали ли вы новое, было ли трудно на уроке?

Чтобы вы ещё хотели узнать?

У меня на столе свечка, подсвечник и перо. Как вы думаете, для чего я их принесла?

Всем детям дарю по гусиному перу.

14.Домашнее задание.

На выбор:

  • в Интернете найти материал о том, как писали раньше;

  • найти, из чего делали чернила раньше;

  • попробовать самому сочинить небольшую сказку или стихотворение.

Литература.

  1. С.В. Кутявина "Поурочные разработки по литературному чтению" 4 класс, М., "Вако", 2006 г.

  2. С.В. Кутявина "Поурочные разработки по внеклассному чтению" 4 класс, М., "Вако", 2009 г.

  3. С.И. Ожегов "Словарь русского языка" М., "Русский язык" 1990 г.

  4. Г.П. Попова "Классные часы в 1-4 классах" Волгоград, "Учитель" 2008 г.

  5. Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко "Внеклассные мероприятия 1-4" М., "Вако", 2005г.