|
В чем прелесть сказок Пушкина?
Урок литературного чтения
Тема: "В чем прелесть сказок Пушкина?".
4 класс.
Цель: Систематизировать, обобщить, расширить знания детей о творчестве и сказках А.С.Пушкина.
-вспомнить сказки А.С. Пушкина, выяснить, в чём их прелесть, чем авторская сказка отличается от русской народной;
-развивать речь детей, обогащать словарный запас, артистические способности учащихся;
-воспитывать интерес к сказкам А.С.Пушкина.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, видеоролик, выставка сказок А.С.Пушкина, рисунки, таблички с надписями.
Оформление доски: портрет А.С. Пушкина, детские сюжетные рисунки к сказкам А.С. Пушкина.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Эмоциональное вхождение в урок.
(видео ролик «В гостях у сказки»)
3. Определение темы урока.
- Ребята, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (ответы детей)
- Правильно о сказках. Какие сказки вы вспомнили из нашего сюжета? (ответы детей).
-Хорошо. На какие две группы можно разделить все сказки?
(авторские и русские народные).
- Назовите увиденные русские народные сказки
(репка, курочка Ряба и т.д.)
- Какие авторские сказки нам встретились?
(сказки А.С. Пушкина)
-Молодцы! Сегодня мы на уроке окунемся в волшебный мир сказок А.С.Пушкина.
Кому принадлежат слова: - "Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма"? (ответы детей)
Да, действительно, каждая сказка А.С.Пушкина интересна, прелестна.
На уроке мы выясним, в чем же их прелесть? Что можно с ними сделать?
- Назовите мне, пожалуйста, сказку А.С. Пушкина, в которой постоянно исполняются чьи – то желания?
(Сказка о рыбаке и рыбке).
- Правильно. Давайте мы тоже загадаем свои желания на урок, Каким вы хотите видеть этот урок? (ответы детей).
-У меня тоже есть желание: "Я хочу, чтобы вы все были активными на уроке".
В конце урока мы посмотрим, сбылись ли наши желания и почему.
4. Актуализация знаний учащихся.
- Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?
- Какая сказка вам запомнилась больше всех и почему? Чему учит сказка? Над чем заставила задуматься?
5. Систематизация и обобщение знаний.
-Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о А.С. Пушкине?
(ответы детей, учитель редактирует)
- Я могу с уверенность утверждать, что ему в жизни очень повезло. О чём я?
(о няне).
-Да. Благодаря няне у маленького Саши привился интерес к сказкам. Вот почему он написал их так много. Посмотрите. Наши слова подтверждаются выставкой книг А.С. Пушкина.
- Ребята, давайте пробежимся по сказкам Пушкина и выразительно прочитаем отрывки из них.
http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/skazki-pushkina-online.html
(ссылка ведёт к сказкам А.С. Пушкина. Дети выбирают сказку, находят понравившийся эпизод и выразительно читают)
6. Сообщение новых знаний.
-Ребята, что вы знаете о няне маленького Саши, кроме того, что она рассказывала ему на ночь сказки? (ответы детей)
-Послушайте сообщение Свиридовой Юли.
*Сообщение «Арина Родионовна» (Свиридова Юлия).
Фамилия Арины Родионовны - Яковлева. Вся их семья была крепостной. Детей было семеро. Тятенька умер, когда Арине было 10 лет. Пришлось идти работать. Так в трудах выросла, не училась, не пришлось. В 23 года её выдали замуж. Муж был крепостным деда П.Ганнибала, вот она и стала крепостной. У Арины Родионовны родилось две дочки и два сыночка. Когда у Арины Родионовны родился последний сынок, её взяли кормилицей для старшей сестры Пушкина - Оленьки. Сразу же переехали в Москву, через полтора года родился Сашенька. Тогда Арина Родионовна и осталась няней в их доме.
- Пополнился ваш багаж знаний? (да)
8. Систематизация знаний.
-А теперь скажите, ребята, а легко ли запоминаются стихи и сказки А.С.Пушкина? (да)
-Давайте проверим.
( Викторина «Знаете ли вы сказки А.С. Пушкина»).
(прилагается к уроку)
-Ребята, вы знаете, что такое пантомима?
Илье было дано задание найти в словаре Ожегова толкование этого слова.
Давайте послушаем его.
Илья: -Пантомима - это представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимикой.
Сейчас мы и займёмся пантомимой. Наша задача узнать сказку и героя. Кто желает удивить своим талантом, показать героя или сюжет из сказок А.С. Пушкина?
(показывают)
Было ли нам легко изображать персонажей мимикой и жестами?
9.Заключительный этап урока.
Черный ящик. Дети задают вопросы. Учитель отвечает: "Да", "Нет".
Предмет, который лежит в чёрном ящике, относится к сказкам А.С.Пушкина? (кораблик, рыбка, зеркало, яблоко, петушок)
10. Подведение итога работы.
Вывод:
Так в чем же прелесть сказок Пушкина?
( Сказки А.С.Пушкина интересные, их легко читать, узнавать, необычные герои, можно читать по ролям, инсценировать, учат нас быть честными, не жадными и т.д.).
13.Рефлексия.
Давайте посмотрим, сбылись ли наши желания. Было ли вам интересно, узнали ли вы новое, было ли трудно на уроке?
Чтобы вы ещё хотели узнать?
У меня на столе свечка, подсвечник и перо. Как вы думаете, для чего я их принесла?
Всем детям дарю по гусиному перу.
14.Домашнее задание.
На выбор:
-
в Интернете найти материал о том, как писали раньше;
найти, из чего делали чернила раньше;
попробовать самому сочинить небольшую сказку или стихотворение.
Литература.
С.В. Кутявина "Поурочные разработки по литературному чтению" 4 класс, М., "Вако", 2006 г.
С.В. Кутявина "Поурочные разработки по внеклассному чтению" 4 класс, М., "Вако", 2009 г.
С.И. Ожегов "Словарь русского языка" М., "Русский язык" 1990 г.
Г.П. Попова "Классные часы в 1-4 классах" Волгоград, "Учитель" 2008 г.
Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко "Внеклассные мероприятия 1-4" М., "Вако", 2005г.
|
|
|