Главная страница

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к написанию сжатого изложения»


Скачать 24.36 Kb.
Название Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к написанию сжатого изложения»
Дата 06.03.2016
Размер 24.36 Kb.
Тип Урок

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к написанию сжатого изложения».

Цель урока: научить учащихся вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, кратко излагать свои мысли;

подготовить учащихся к написанию сжатого изложения;

подготовить учащихся воспринимать текст на слух.

Оборудование: дидактический материал( у каждого ученика на столе один экземпляр изложения, инструкция «Как писать сжатое изложение»)
Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Учитель сообщает тему урока, ставит перед учащимися цели урока.

Учитель: Ребята, каждый из вас должен научиться воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы , воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.

- Ребята, вспомните, что такое микротема?

3.Работа с текстом, который лежит на столе у ученика.

Учитель читает текст, ученики воспринимают его как целое, выделяют главное и второстепенное, усваивают сюжетную линию.

4.Анализ текста.

А) Ребята, назовите признаки текста? ( предложения объединены одной темой)

Б) Какова тема данного текста? ( самым значительным изобретением ученые признали книгу)

В)Сколько абзацев у текста? С какой целью это сделано?

(каждый абзац имеет свою микротему, в тексте четыре микротемы)

Г) Определим микротему каждого абзаца и составим план.
Примерный план текста.

1.Значительное изобретение.

2 Надежный носитель информации.

3. Закрепленное слово на бумаге.

4.Ум ограничен без книг.
5. Определите тип данного текста. Докажите.

( тип текста: рассуждение, потому что автор рассуждает и доказывает, что самым значительным изобретением человечества является книга).

6. Работа над сжатием текста.

На доске высвечивается таблица.


Обобщение частной информации

Исключение второстепенной информации

1.Замена однородных членов предложения обобщающим наименованием;

1.исключение отдельных членов предложения;

2.Замена предложения и его части;

2.Исключение повторов.;

3.Замена сложного предложения простым;

3.исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное;

4.Замена прямой речи косвенной;





7. Учитель: Ребята, мы начинаем работать с текстом. Перечитайте текст, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей можно отказаться?

(Взяв в руки карандаш, ученики в тексте зачеркивают ненужную информацию.)

8. На экране появляется текст .Ученики сравнивают свой текст с текстом на экрана.
Примерный текст:

Какое изобретение стало самым значительным? Ученые единодушно решили, что это – книга, потому что появление самолета, корабля стало возможно именно благодаря изобретению книги.

Сегодня книга не утратила своего значения. Она по –прежнему остается самым надежным носителем и хранителем информации, из поколения в поколение просвещает людей.

Многие думают, что обучать можно устно. Услышанное слово очень скоро стирается, уходит из памяти, прочитанное слово сохраняется.

Люди стремились сохранить и обобщить свои знания. Именно в книгах накопился опыт десятков поколений. Недаром предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев».
9.Ребята, какими способами сжатия вы пользовались? ( обращение к таблице)

10. Подведение итогов.