|
Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к написанию сжатого изложения»
Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к написанию сжатого изложения».
Цель урока: научить учащихся вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, кратко излагать свои мысли;
подготовить учащихся к написанию сжатого изложения;
подготовить учащихся воспринимать текст на слух.
Оборудование: дидактический материал( у каждого ученика на столе один экземпляр изложения, инструкция «Как писать сжатое изложение»)
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Учитель сообщает тему урока, ставит перед учащимися цели урока.
Учитель: Ребята, каждый из вас должен научиться воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы , воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.
- Ребята, вспомните, что такое микротема?
3.Работа с текстом, который лежит на столе у ученика.
Учитель читает текст, ученики воспринимают его как целое, выделяют главное и второстепенное, усваивают сюжетную линию.
4.Анализ текста.
А) Ребята, назовите признаки текста? ( предложения объединены одной темой)
Б) Какова тема данного текста? ( самым значительным изобретением ученые признали книгу)
В)Сколько абзацев у текста? С какой целью это сделано?
(каждый абзац имеет свою микротему, в тексте четыре микротемы)
Г) Определим микротему каждого абзаца и составим план.
Примерный план текста.
1.Значительное изобретение.
2 Надежный носитель информации.
3. Закрепленное слово на бумаге.
4.Ум ограничен без книг.
5. Определите тип данного текста. Докажите.
( тип текста: рассуждение, потому что автор рассуждает и доказывает, что самым значительным изобретением человечества является книга).
6. Работа над сжатием текста.
На доске высвечивается таблица.
Обобщение частной информации
|
Исключение второстепенной информации
|
1.Замена однородных членов предложения обобщающим наименованием;
|
1.исключение отдельных членов предложения;
|
2.Замена предложения и его части;
|
2.Исключение повторов.;
|
3.Замена сложного предложения простым;
|
3.исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное;
|
4.Замена прямой речи косвенной;
|
|
7. Учитель: Ребята, мы начинаем работать с текстом. Перечитайте текст, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей можно отказаться?
(Взяв в руки карандаш, ученики в тексте зачеркивают ненужную информацию.)
8. На экране появляется текст .Ученики сравнивают свой текст с текстом на экрана.
Примерный текст:
Какое изобретение стало самым значительным? Ученые единодушно решили, что это – книга, потому что появление самолета, корабля стало возможно именно благодаря изобретению книги.
Сегодня книга не утратила своего значения. Она по –прежнему остается самым надежным носителем и хранителем информации, из поколения в поколение просвещает людей.
Многие думают, что обучать можно устно. Услышанное слово очень скоро стирается, уходит из памяти, прочитанное слово сохраняется.
Люди стремились сохранить и обобщить свои знания. Именно в книгах накопился опыт десятков поколений. Недаром предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев».
9.Ребята, какими способами сжатия вы пользовались? ( обращение к таблице)
10. Подведение итогов.
|
|
|