Главная страница

Урок русского языка в 4-м классе по теме " Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом "


Скачать 36.32 Kb.
Название Урок русского языка в 4-м классе по теме " Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом "
Дата 11.03.2016
Размер 36.32 Kb.
Тип Урок

Урок русского языка в 4-м классе по теме

" Порядок разбора глагола по составу.

Знакомство с алгоритмом " с использованием ИКТ.

Учитель Харламова Елена Васильевна.

Цель:

Задачи:

Оборудование: мультимедийная установка.

Проблема: почему некоторые глагольные суффиксы не входят в основу?
I. Языковая разминка.

  1. Запись под диктовку:

пр. пр.

Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. ( К. Паустовский)
- Какое значение в предложении имеет слово - умер?

(Умер: перестал, закончился; затих)
- Автор использовал литературный прием олицетворения.


  • выполнить синтаксический разбор предложения, разбор по членам предл.

  • составить схему.

  • дать характеристику предложения, ( повест., невоскл., сложное, сост из 3 частей, осложнено однор. чл.)




  1. Разбор по составу прилагательных.


Шумливый, беспокойный.

- Как разбираем по составу прилагательные? (оконч., корень, приставка и суффикс)



  1. Определите форму глаголов: (1 слайд)



стучишься-

уколоться-

проспорить-

кричала-

светятся-

принесешь-
наст.вр., 2л., ед.ч., возвр.ф

н.ф., возвр.ф.

н.ф.

пр.вр., ж.р., ед.ч.

наст.вр., 3-е л., мн.ч., возвр.ф

буд.вр., 2-е л. ед.ч.,


II. Формулирование темы и цели урока.
(слайд2)

- Определите по схемам, к каким частям речи относятся слова:

- Подберите слова к схемам.


а


ник


ат

ый



н ый
- Посмотрите по схемам над каким материалом мы работали , я что предстоит узнать?

- обратите внимание на схемы глаголов, что вызвало удивление?

- Назовите тему урока и поставьте цели урока.
(слайд 3)

Тема: Разбор глагола по составу, Цель: Будем учится разбирать глаголы.
III. Наблюдение по учебнику.
1. Упр. 292. ( Слайд4)
Ученики выписывают глагол роняет.
Образец рассуждения:

Глагол стоит в форме настоящего времени, 3-го лица, единственного числа. На это указывает окончание -eт. Основа слова роня-. Поставлю глагол в неопределенную форму ронять. Глагольный суффикс –я. Выделю его в глаголе. Подберу однокоренные слова: урон, уронить. Корень -рон-.
Запись: роняет - гл., наст. вр., 3 л., ед.ч., ронять, роняла.
- Как вы думаете, какая будет основа???
IV. Работа с памяткой и алгоритмом.

1. Прочитайте памятку на с. 97. Какие суффиксы входят в основу слова, а какие не входят.

а (о, и, е, у) - ти (ть), - ся (сь)|; -л -
- Обычно суффиксы образуют новые слова, но суффиксы неопредел ф.

ть, -ти, -чь, и прошедшего времени -л образуют не новые слова, а форму одного слова.

( вернуться к словам и разобрать!!!!!)
- Давайте смоделируем наше правило с помощью схемы. ( Схема на парте и на доске)

Упр. доделать по вариантам: 1 в - проглянет, 2в. – скроется.


Составим алгоритм работы. (Слайд 5)

С чего мы начали разбор глагола по составу?

( Указали форму слова, окончание и суффиксы , которые не входят, основа и т.д.)
1.Форма.

2. Не входят в основу.

3. Основа.

4. Корень.

5. Приставка, суффикс.

2. Прочитайте порядок разбора глагола по составу (с. 98).

Так ли мы действовали, разбирая глагол роняет?

- Чем порядок разбора глагола по составу отличается от разбора
имени существительного?
V. Самостоятельная работа по учебнику.

1. Упр. 293. ,

2. упр. 294
VI. Рефлексия:
Какое открытие сделали сегодня на уроке ?
VII. Домашнее задание Д.м. упр. 165 (слайд 6)