|
Урок русского языка в 10 классе по теме
МОУ Охрозаводская сош
Урок русского языка в 10 классе по теме: «Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний»
Учитель русского языка
и литературы Барышникова Н. В.
2010 год
Цели урока: повторить основные сведения об имени существительном как о части речи;
совершенствовать навыки правописания имён существительных, закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи;
развивать умение работать с различными источниками;
воспитывать уважительное отношение к слову.
Круг рассматриваемых вопросов: лексико-грамматические разряды; род и число имён существительных; склонение; правописание падежных окончаний.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Словарный диктант (учащиеся работают в тетрадях , один ученик – у доски)/ Индивидуальная работа по карточкам / Выполнение тестовых заданий на компьютере.
Варьировать, лосьон, въявь, объявление, обязанность, четырёхъячеистый, четырёхэтажный, сэкономить, сверхизысканный, сверхъестественный, бурьян, объесть, обед, бульон, двуязычный, двухэтажный, двухъярусный, Кащей Бессмертный, 9 Мая, Ломоносовские чтения, Герой Российской Федерации, Народный артист России, Большая Медведица, США, Красный Крест, Ближний Восток, Дом актёра, Ясная Поляна.
- Исправьте ошибки. Объясните основные орфограммы, встретившиеся в диктанте.
(употребление ъ и ь в качестве разделительных, ь для обозначения мягкости, для обозначения формы слова; правописание и, ы после приставок, употребление прописных букв).
Знакомство с новым материалом.
1. Проблемная постановка темы.
- К какому грамматическому классу слов относятся слова, представленные в диктанте? (Самостоят. Ч. Р.)
- Что их характеризует? (Служат для обозначения предметов, признаков, действий и других явлений окружающей действительности. Такие слова являются обычно самостоятельными членами предложения, несут на себе словесное ударение.)
- Какое значение имеют слова: объявление, обязанность, бульон? (Предметное)
- К какой части речи относятся слова с предметным значением? (Существительное)
- Учитывая сказанное, объясните, какой части речи будет посвящён наш урок? (Имени существительному.)
- Запишем тему урока.
Имя существительное как часть речи.
2. Самостоятельная работа с учебником.
- Изучите материал §32, составьте его план.
Индивидуальное задание: представить материал параграфа в обобщённом виде, заполнить схему.
Проверка индивидуальных заданий.
Схема проецируется на экран
- Согласны ли вы с кратким схематическим отражением материала параграфа?
3. Исторический комментарий. Имя существительное как часть речи имело длительный путь развития, но в целом оно сохранило и категориальный признак, и основные грамматические признаки, и систему словоизменения и формообразования индоевропейского периода развития (III тысячелетие до н. э.). В имя как лексико-грамматический разряд входили также прилагательные, слова, имеющие числовое значение, некоторые глагольные формы (неопределенная форма глагола). В праславянский период развития языка (до VI в. н. э.) существительное выделилось в особую часть речи с предметным значением (земля, солнце, отец). Отмечалось наличие трёх родов (стол, жена, око); трёх чисел — единственного, множественного и двойственного (эта форма употреблялась при словах два и оба, а также её имели парные существительные — очи, уши, бока, глаза). Различалось семь падежей — именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, местный (значение места, часто употреблялся без предлога: бысть пожаръ великъ КыевЬ городе), звательный (использовался при обращении: старче! жено! сыну/). Категория одушевленности-неодушевленности была лексической: одушевленные существительные отличались от неодушевленных только лексическим значением, а падежные формы у них совпадали (И. мужь, столь; Р. мужа, стола; В. мужь, столь). В древнерусском языке к XIV в. категория одушевленности-неодушевленности становится лексико-грамматической: одушевленные и неодушевленные существительные уже различаются и падежными формами (И. муж, стол; Р. мужа, стола; В. мужа, стол).
Современные три типа склонения существительных сформировались на базе шести типов склонения в древнерусском языке. Слова путь, дитя и десять существительных на -мя сохранили падежные формы древнего типа склонения на -i (и краткое). Существительные на -мя входили первоначально в склонение на согласную (др.-рус. имя, имене, имени, имя, именьмь, имене), затем перешли в склонение на -i и так же, как существительное путь, до наших дней сохранили падежные формы этого типа склонения (др.-рус. путь, пути, пути, путь, путьмь, пути). В современном русском языке они являются разносклоняемыми, так как в творительном падеже имеют окончание существительных II склонения (путём, именем), а во всех остальных 'падежах — III склонения (пути, имени и т.д.)
4. Задания на восприятие:
1) Индивидуальное задание: работа с толковым словарём С. И. Ожегова по упр. 168 – составить с данными словами словосочетания с видом связи - согласование.
2) Установите к какому лексико-граммматическому разряду (конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные) относятся имена существительные: лист (конкр.), листва (собир.), симфония (конкр.), городишко (конкр.), деление (отвл.), пшено (веществ.), молоко (веществ.), сапожище (конкр.), детвора (собир.), поэзия (отвл.), подмастерье (конкр.), ручища (конкр.).
3) К каким типам склонения относятся выделенные слова?
Листва(1)
Городишко(2)
Деление(2)
Сапожище(2)
Детвора(1)
Подмастерье(2)
ручища (1)
Докажите, что слово кукла – одушевлённое. (Форма родительного падежа мн. ч. совпадает с формой вин п. – признак одушевлённости.)
Приведите свои примеры одушевлённых существительных, которые не служат наименованиями живых существ, а категория одушевлённости определяется формами И., Р., В. падежей. Перечислите типы таких существительных.
IV. Первичное закрепление.
1.Прочитайте текст упр.166. Из какого литературного произведения взят отрывок? К какому типу речи относится данный текст? Приведите примеры одушевлённых и неодушевлённых существительных.
2.Докажите, что слово проезжающих в данном тексте используется в значении существительного, как изменяется данное существительное по падежам? (Слово проезжающих в данном предложении является существительным, т. к. оно приобрело значение предметности, в предложении выполняет функцию дополнения. Способ образования данного слова – морфолого-синтаксический, склоняется по типу прилагательного)
3. Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. К какому лексико-грамматическому разряду они относятся? (Щи, мозги - вещественные)
V. Проверка индивидуального задания. ( упр. 168 ) Как определяется род несклоняемых имён существительных?
VI. Выполнение морфологического разбора имён существительных по вариантам.
1в. (В) трактирах (в чём? Где?) – сущ., н. ф. – трактир; нариц., неодуш., конкр., м. р. ,2 скл.; употреблено в форме пр. п., мн. ч..; в предл. явл. обстоят.места.
2в. (В) Европе (в чём? Где?) – сущ., н. ф. – Европа; собств., неодуш., конкр., ж. р., 1 скл..; употреблено в форме пр. п., ед. ч.; в предл. явл. обстоят. места.
Итог по первой теме урока.
- Какие понятия, прозвучавшие на уроке оказались для вас новы? (Конкретные, отвлечённые, собирательные и вещественные существительные.)
- Какие затруднение при изучении нового материала у вас возникли?
VII. Проблемная постановка второй темы.
Поставьте слова: Дарья, любовь, Любовь, Юлия, – в дательный падеж, Бородино, дочери, двери, Царицын – в творительный падеж.
Учащийся работает у доски. Ошибки не исправляются.
- Какие затруднения вы испытываете? (В выборе окончания при изменении по падежам)
- Как обозначим вторую тему?
Правописание падежных окончаний.
- Изучите материал учебника и исправьте ошибки.
( Дарье, любви, Любови, Юлии, Бородином, дочерьми, дверями, Царицыном )
VIII. Закрепление материала.
Дифференцированное задание по вариантам.
1в. упр. 170. Более слабым учащимся предлагается переписать слова, выделить основу, окончание, определить тип склонения.
2в. упр. 173.Более сильным учащимся предлагается выписать предложения, где требуется употребить существительные в форме Д.п. и П. п.
3в. упр. 172. Наиболее слабым предлагается переписать слова, объяснить правописание окончаний. Как это сделать? (Указать тип склонения, падеж.)
Задание для всех. Стилистическая работа. (Устно) Упр.181 – объяснить выбор окончаний.
IX. Итог урока.
- Какие трудности могут возникать при написании окончаний имён существительных? (Выбор гласной)
- От чего зависит выбор гласной в окончаниях существительных? (От склонения, падежа, одушевлённости – неодушевлённости, например, дядюшка и городишко, ударения: семья – семей, но поместье – поместий и других особенностей)
- Какие стилистические правила написания окончаний существительных вы знаете? (Стр.112 - 114)
- Какие случаи написания показались вам наиболее трудными?
IX. Домашнее задание. §32,33; упр. 176, упр.175 или 177 (по выбору).
|
|
|