Главная страница

Урок развития речи в 5 классе


Скачать 36.79 Kb.
Название Урок развития речи в 5 классе
Дата 06.03.2016
Размер 36.79 Kb.
Тип Урок

Урок развития речи в 5 классе.
Цели:

  1. познакомить учащихся с первым законом создания текста: связь предложений;

  2. познакомить с видами связи предложений в тексте;

  3. совершенствовать умения составлять текст, определять его тему, основную мысль;

  4. умение подбирать заголовок текста, отражающий его тему и идею;

  5. развивать устную и письменную речь учащихся.


Ход урока.

I. Лексическая работа.

Сегодня у нас урок развития речи. Его мы начнем с наблюдений за словом речетворчество.

Чем оно интересно с точки зрения своего морфемного состава?

Какое значение имеет это слово?

Каждый день мы сталкиваемся с этим понятием. Возвращаясь после школы домой, вы рассказываете маме или папе о том, что произошло в школе, на каких уроках вас спрашивали, как оценили ваши знания. Каждое мгновение мы творим речь, создаем ее.
II.Переход к теме урока. Работа с текстом.

Значение слова речетворчество мы определили. А сейчас мы познакомимся с текстом, в котором узнаем нечто новое о токовании этого же слова.

Вспомните определение текста. Что мы называем текстом?

(Выразительное чтение текста «Законы умелого речетворчества, или что нужно знать о тексте» учителем)

Законы умелого речетворчества, или что нужно знать о тексте.

Не следует забывать, что первоначально слово «ТЕКСТ» толковалось как «ТКАНЬ», «СВЯЗЬ». Это значение сохранилось в известных нам словах: «текстиль», «текстильное производство» - ткань, изготовление ткани.

Используя возможность такого толкования слова «текст», говорят о «ПОЛОТНЕ ТЕКСТА» или о «ТЕКСТОВОЙ ТКАНИ». Как и любая качественная ткань, текст должен быть создан по законам талантливого ткачества: не должно быть видно на его «полотне» ни грубых узлов, ни рыхлых, непрочных соединений; требуется, чтобы текстовые «нити» легли плотно и ровно на всех участках текста – крепкого и прочного полотна.

А при создании текста, как и в ткачестве, мастер строго следит за тем, умело ли соединены «текстовые нити», «выдержан ли задуманный рисунок». Проще говоря, создатель текста постоянно заботится о СВЯЗНОСТИ и ЦЕЛОСТНОСТИ своего продукта: существует ли связь предложений в тексте, правильно ли осуществляется переход от одной части к другой, а главное, - удалось ли найти нужные тематические и смысловые опоры, которые и придадут тексту прочность и долговечность, как делают это основные нити на ткани.

(Ответы на вопросы, записанные после текста)

1)Какой словесный образ использует автор, проводя параллель между ТЕКСТОМ и ТКАНЬЮ? Что является общим у этих понятий?

2)Чем должен отличаться талантливо созданный текст? Перечислите законы хорошего текста.

Сегодня мы обратимся к первому закону создания талантливого текста: научимся связывать предложения в тексте.
III.Тема урока: Как связать предложения в тексте?

1)Работа с текстом №1.

Задание: прочитайте текст, определите его тему. Озаглавьте текст. Подчеркните как члены предложения слова, которые связывают (сцепляют) предложения.

Разговор двух и более людей называют диалогом. Диалог состоит из реплик. Репликой называются слова говорящего, обращенные к собеседнику.

2)Объяснение учителем о цепном виде связи с использованием опорной схемы.

Итак, в нашем тексте предложения связаны по смыслу последовательно, по цепочке: первое со вторым, второе с третьим. Такую связь называют цепной. Схематически ее изображают так:



3)Работа с текстом №2.

Задание: из данных предложений составьте текст, озаглавьте его и запишите.

И песок в пустыне как волны. Пустыня как море, только вместо воды песок. В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают все на своем пути. Волны песка называются барханами.

Задание: назовите вид связи, который вы использовали для связи предложений.

А какие слова помогли вам сцепить предложения в связный текст?

4)Объяснение учителем о цепном виде связи.

Предложения могут быть связаны при помощи повторяющихся или однокоренных слов (песок - песок, верный – верность), местоимения (книга – она, человеку – ему).

5)Работа с текстом №3.

Задание: прочитайте: 1)предложение, в котором выражена основная мысль текста; 2)предложения, раскрывающие и поясняющие эту мысль. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы-орфограммы.

Радос_на, шумна и п_хуча в_сна в л_су. Звонко п_ют птицы. Звенят под д_ревьями в_сенние ручейки. См_лой пахнут набухающие поч_ки.

6)Объяснение учителем о параллельном виде связи.

Предложения могут быть связаны без специальных слов. При этом все предложения, начиная со второго, связаны по смыслу и грамматически с первым. Эти предложения развертывают, конкретизируют, поясняют смысл первого. Такая связь предложений называется параллельной. Схематически ее изображают так:







IV. Закрепление.

Работа с текстами №4 и 5.

Задание: прочитайте тексты. Какими видами связи сцеплены предложения в текстах? Продолжите тексты, запишите.


Текст №4.

Ждем мы лета.

Лето – это

Океан тепла и …

Текст №5.

Утро было хмурое, холодное. К обеду откуда ни возьмись…

V. Домашнее задание: § 9 в учебнике развития речи, упр. 76, 77.
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.

С какими видами связи предложений мы познакомились?

В чем особенность каждого вида?

На ваш взгляд, какая связь будет крепче?