|
Урок развития речи в 5 классе
Урок развития речи в 5 классе.
Цели:
-
познакомить учащихся с первым законом создания текста: связь предложений;
познакомить с видами связи предложений в тексте;
совершенствовать умения составлять текст, определять его тему, основную мысль;
-
умение подбирать заголовок текста, отражающий его тему и идею;
развивать устную и письменную речь учащихся.
Ход урока.
I. Лексическая работа.
Сегодня у нас урок развития речи. Его мы начнем с наблюдений за словом речетворчество.
Чем оно интересно с точки зрения своего морфемного состава?
Какое значение имеет это слово?
Каждый день мы сталкиваемся с этим понятием. Возвращаясь после школы домой, вы рассказываете маме или папе о том, что произошло в школе, на каких уроках вас спрашивали, как оценили ваши знания. Каждое мгновение мы творим речь, создаем ее.
II.Переход к теме урока. Работа с текстом.
Значение слова речетворчество мы определили. А сейчас мы познакомимся с текстом, в котором узнаем нечто новое о токовании этого же слова.
Вспомните определение текста. Что мы называем текстом?
(Выразительное чтение текста «Законы умелого речетворчества, или что нужно знать о тексте» учителем)
Законы умелого речетворчества, или что нужно знать о тексте.
Не следует забывать, что первоначально слово «ТЕКСТ» толковалось как «ТКАНЬ», «СВЯЗЬ». Это значение сохранилось в известных нам словах: «текстиль», «текстильное производство» - ткань, изготовление ткани.
Используя возможность такого толкования слова «текст», говорят о «ПОЛОТНЕ ТЕКСТА» или о «ТЕКСТОВОЙ ТКАНИ». Как и любая качественная ткань, текст должен быть создан по законам талантливого ткачества: не должно быть видно на его «полотне» ни грубых узлов, ни рыхлых, непрочных соединений; требуется, чтобы текстовые «нити» легли плотно и ровно на всех участках текста – крепкого и прочного полотна.
А при создании текста, как и в ткачестве, мастер строго следит за тем, умело ли соединены «текстовые нити», «выдержан ли задуманный рисунок». Проще говоря, создатель текста постоянно заботится о СВЯЗНОСТИ и ЦЕЛОСТНОСТИ своего продукта: существует ли связь предложений в тексте, правильно ли осуществляется переход от одной части к другой, а главное, - удалось ли найти нужные тематические и смысловые опоры, которые и придадут тексту прочность и долговечность, как делают это основные нити на ткани.
(Ответы на вопросы, записанные после текста)
1)Какой словесный образ использует автор, проводя параллель между ТЕКСТОМ и ТКАНЬЮ? Что является общим у этих понятий?
2)Чем должен отличаться талантливо созданный текст? Перечислите законы хорошего текста.
Сегодня мы обратимся к первому закону создания талантливого текста: научимся связывать предложения в тексте.
III.Тема урока: Как связать предложения в тексте?
1)Работа с текстом №1.
Задание: прочитайте текст, определите его тему. Озаглавьте текст. Подчеркните как члены предложения слова, которые связывают (сцепляют) предложения.
Разговор двух и более людей называют диалогом. Диалог состоит из реплик. Репликой называются слова говорящего, обращенные к собеседнику.
2)Объяснение учителем о цепном виде связи с использованием опорной схемы.
Итак, в нашем тексте предложения связаны по смыслу последовательно, по цепочке: первое со вторым, второе с третьим. Такую связь называют цепной. Схематически ее изображают так:
3)Работа с текстом №2.
Задание: из данных предложений составьте текст, озаглавьте его и запишите.
И песок в пустыне как волны. Пустыня как море, только вместо воды песок. В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают все на своем пути. Волны песка называются барханами.
Задание: назовите вид связи, который вы использовали для связи предложений.
А какие слова помогли вам сцепить предложения в связный текст?
4)Объяснение учителем о цепном виде связи.
Предложения могут быть связаны при помощи повторяющихся или однокоренных слов (песок - песок, верный – верность), местоимения (книга – она, человеку – ему).
5)Работа с текстом №3.
Задание: прочитайте: 1)предложение, в котором выражена основная мысль текста; 2)предложения, раскрывающие и поясняющие эту мысль. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы-орфограммы.
Радос_на, шумна и п_хуча в_сна в л_су. Звонко п_ют птицы. Звенят под д_ревьями в_сенние ручейки. См_лой пахнут набухающие поч_ки.
6)Объяснение учителем о параллельном виде связи.
Предложения могут быть связаны без специальных слов. При этом все предложения, начиная со второго, связаны по смыслу и грамматически с первым. Эти предложения развертывают, конкретизируют, поясняют смысл первого. Такая связь предложений называется параллельной. Схематически ее изображают так:
IV. Закрепление.
Работа с текстами №4 и 5.
Задание: прочитайте тексты. Какими видами связи сцеплены предложения в текстах? Продолжите тексты, запишите.
Текст №4.
Ждем мы лета.
Лето – это
Океан тепла и …
Текст №5.
Утро было хмурое, холодное. К обеду откуда ни возьмись…
V. Домашнее задание: § 9 в учебнике развития речи, упр. 76, 77.
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.
С какими видами связи предложений мы познакомились?
В чем особенность каждого вида?
На ваш взгляд, какая связь будет крепче?
|
|
|