|
Урок правовых знаний в III-IV классах «Мы и наши права» Цель урока
Авторы: Попова М.М.
Колпаченко И.М.
Урок правовых знаний в III-IV классах
«Мы и наши права»
Цель урока: дать первоначальные представления о правах ребёнка.
Задачи:
работа над понятием «права человека», «права ребенка».
знакомство детей с Конвенцией прав ребёнка;
развитие чувства человеческого достоинства.
Оборудование: шаблоны голубей, ¼ белого листа А4, черновики для синквейна, толковый словарь, ножницы, плакат, книга «Ваши права» (Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г., М., Вита-Пресс, 1996 год), книга «Учимся думать о себе и о других» С-Пб, «Специальная литература», 1997.
Ход урока:
Подготовительная работа. Игра «Знакомство».
Начиная с учителя, каждый ребенок представляется: «Меня зовут...,
я люблю ...». Каждый последующий ученик повторяет всю информацию о предыдущих. (Например, «Меня зовут Даша, я люблю мороженое». Следующий должен повторить: «Даша любит мороженое. Меня зовут Андрей, я люблю играть». Третий ученик: «Даша любит мороженое, Андрей любит играть. Меня зовут... Я люблю...» и так далее).
Игра развивает внимательность, позволяет детям узнать что-то новое о вкусах и интересах друг друга. Также эта игра создает дружественную атмосферу в классе.
Можно провести поочерёдно на каждой колонке; или сократить информацию до одного предыдущего человека.
-Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем, друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет.
- Что же нас с Вами объединяет? (Принимаются варианты ответов).
2. Чтение рассказа из книги «Учимся думать о себе и о других»,
Книга «Учимся думать о себе и о других». (С-Пб, «Специальная литература», 1997). А.Усачёв «Приключения маленького человечка»
- Послушайте рассказ А.Усачёва «Приключения маленького человечка» и подумайте, что ещё может нас объединять? ( читаю до слов «…никто в городе даже не слышал о Правах Человека.», стр.226)
-Что же ещё нас объединяет? (права)
Тема урока «Права Человека».
На доске появляется плакат.
Какие ассоциации со словом «права» возникают? (Ответы детей записываются на доске).
-Как понимаете это слово?
-Право-система общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством. Право появилось с возникновением государства, с выходом первых государственных актов, в которых формулировались правила поведения членов общества, определялся порядок общественной жизни и устанавливались наказания за его нарушение. С момента своего возникновения право выполняло общую охранительную функцию, определяя систему запретов.
4. Продолжение чтения рассказа. Беседа. -чтение (стр.226-230)
- Где прописаны наши права? (1948г.)
-Как понимаете слово «ДЕКЛАРАЦИЯ»? Зачитать значение из толкового словаря.
Декларация - это основные принципы, к которым стремится государство.
-Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права. Все основные права, основные принципы, к которым стремится государство, записаны в документе - Всеобщая декларация прав человека. (1948г.)
-Права человека есть у всех людей, в том числе и у детей. Специально для охраны прав детей – Конвенция о правах ребенка.
- Что значит это слово? Зачитать значение слова «КОНВЕНЦИЯ» из толкового словаря.
- Конвенция о правах ребенка принята ООН в 1959году, а Россия приняла в 1990году. В этом году - 20 лет.
5. Знакомство с Декларацией. Работа в четвёрках с книгой «Ваши права».
-Сегодня мы начнём знакомство, а продолжим на уроках Окружающего мира. Рассмотрите книгу. Почему начинают с 30 статьи? (основной принцип построения)
- Найдите самые важные, главные, значимые, по вашему мнению, статьи и зачитайте их, называя страницу и №.
-ВЫВОД: Они все главные.
6. Подведение итогов урока.
-Зачем нам нужны права?
- Если все будут уважать права других, то не будет войн, все будут жить в мире.
- Кто знает, какая птица является символом мира? (голубь)
-Сейчас вы с помощью шаблона изготовите этот символ.
-Каждый попробует написать синквейн на листочках.
Вспомните, что такое синквейн? Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк:
Правила написания синквейна?
– тема существительное,
– два прилагательных, которые по твоему мнению подходит к теме существительного,
– три глагола по теме,
– осмысленная фраза на данную тему,
– резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).
Какое слово будет первым? (права или человек, по выбору детей). Работа в парах.
Примеры синквейнов:
Человек. Права.
Умный, дипломатичный. Необходимые, равные.
Мыслит, дружит, защищает. Даются, регулируют, защищают.
У каждого человека есть права. Надо уважать права другого.
Индивид. Декларация.
Детские работы зачитываются, обсуждаются в парах.
Составляется новый синквейн (в паре). Его дети записывают на голубя.
7. Итог урока.
Голуби вывешиваются на доску вокруг плаката.
|
|
|