Главная страница

Урок правовых знаний в III-IV классах «Мы и наши права» Цель урока


Скачать 38.03 Kb.
Название Урок правовых знаний в III-IV классах «Мы и наши права» Цель урока
Попова М.М
Дата 24.02.2016
Размер 38.03 Kb.
Тип Урок

Авторы: Попова М.М.

Колпаченко И.М.
Урок правовых знаний в III-IV классах

«Мы и наши права»
Цель урока: дать первоначальные представления о правах ребёнка.
Задачи:

  • работа над понятием «права человека», «права ребенка».

  • знакомство детей с Конвенцией прав ребёнка;

  • развитие чувства человеческого достоинства.


Оборудование: шаблоны голубей, ¼ белого листа А4, черновики для синквейна, толковый словарь, ножницы, плакат, книга «Ваши права» (Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г., М., Вита-Пресс, 1996 год), книга «Учимся думать о себе и о других» С-Пб, «Специальная литература», 1997.
Ход урока:


  1. Подготовительная работа. Игра «Знакомство».


Начиная с учителя, каждый ребенок представляется: «Меня зовут...,

я люблю ...». Каждый последующий ученик повторяет всю информацию о предыдущих. (Например, «Меня зовут Даша, я люблю мороженое». Следующий должен повторить: «Даша любит мороженое. Меня зовут Андрей, я люблю играть». Третий ученик: «Даша любит мороженое, Андрей любит играть. Меня зовут... Я люблю...» и так далее).

Игра развивает внимательность, позволяет детям узнать что-то новое о вкусах и интересах друг друга. Также эта игра создает дружественную атмосферу в классе.

Можно провести поочерёдно на каждой колонке; или сократить информацию до одного предыдущего человека.

-Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем, друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет.

- Что же нас с Вами объединяет? (Принимаются варианты ответов).
2. Чтение рассказа из книги «Учимся думать о себе и о других»,
Книга «Учимся думать о себе и о других». (С-Пб, «Специальная литература», 1997). А.Усачёв «Приключения маленького человечка»

- Послушайте рассказ А.Усачёва «Приключения маленького человечка» и подумайте, что ещё может нас объединять? ( читаю до слов «…никто в городе даже не слышал о Правах Человека.», стр.226)

-Что же ещё нас объединяет? (права)


  1. Тема урока «Права Человека».


На доске появляется плакат.


Какие ассоциации со словом «права» возникают? (Ответы детей записываются на доске).



-Как понимаете это слово?

-Право-система общеобязательных норм, установленных и охраняемых государством. Право появилось с возникновением государства, с выходом первых государственных актов, в которых формулировались правила поведения членов общества, определялся порядок общественной жизни и устанавливались наказания за его нарушение. С момента своего возникновения право выполняло общую охранительную функцию, определяя систему запретов.
4. Продолжение чтения рассказа. Беседа. -чтение (стр.226-230)


- Где прописаны наши права? (1948г.)

-Как понимаете слово «ДЕКЛАРАЦИЯ»? Зачитать значение из толкового словаря.

Декларация - это основные принципы, к которым стремится государство.

-Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права. Все основные права, основные принципы, к которым стремится государство, записаны в документе - Всеобщая декларация прав человека. (1948г.)

-Права человека есть у всех людей, в том числе и у детей. Специально для охраны прав детей – Конвенция о правах ребенка.

- Что значит это слово? Зачитать значение слова «КОНВЕНЦИЯ» из толкового словаря.

- Конвенция о правах ребенка принята ООН в 1959году, а Россия приняла в 1990году. В этом году - 20 лет.

5. Знакомство с Декларацией. Работа в четвёрках с книгой «Ваши права».
-Сегодня мы начнём знакомство, а продолжим на уроках Окружающего мира. Рассмотрите книгу. Почему начинают с 30 статьи? (основной принцип построения)

- Найдите самые важные, главные, значимые, по вашему мнению, статьи и зачитайте их, называя страницу и №.

-ВЫВОД: Они все главные.
6. Подведение итогов урока.

-Зачем нам нужны права?

- Если все будут уважать права других, то не будет войн, все будут жить в мире.

- Кто знает, какая птица является символом мира? (голубь)

-Сейчас вы с помощью шаблона изготовите этот символ.

-Каждый попробует написать синквейн на листочках.

Вспомните, что такое синквейн? Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк:

Правила написания синквейна?

  1. тема существительное,

  2. два прилагательных, которые по твоему мнению подходит к теме существительного,

  3. три глагола по теме,

  4. осмысленная фраза на данную тему,

  5. резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).

Какое слово будет первым? (права или человек, по выбору детей). Работа в парах.

Примеры синквейнов:

Человек. Права.

Умный, дипломатичный. Необходимые, равные.

Мыслит, дружит, защищает. Даются, регулируют, защищают.

У каждого человека есть права. Надо уважать права другого.

Индивид. Декларация.
Детские работы зачитываются, обсуждаются в парах.

Составляется новый синквейн (в паре). Его дети записывают на голубя.
7. Итог урока.

Голуби вывешиваются на доску вокруг плаката.