|
Урок "Появление неравенства и знати"
Урок "Появление неравенства и знати". 5-й класс
Цели:
1. Учащиеся научаться определять причины появления неравенства между людьми, давать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать»;
2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, родовую и соседскую общину, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.
3. Содействовать формированию усидчивости.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: ремесленник, плуг, неравенство, классы, знать, государство.
Оборудование: компьютерная презентация урока (Приложение 1), учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира 5 кл.», М., Просвещение. 2011, памятка «Как решать историческую задачу» (Приложение 2), схема образования государства (на каждой парте). (Приложение 3)
|
Ход урока
|
|
I.
|
Организационный момент (приветствие).
Мы продолжаем изучать жизнь первобытных людей. Тема нашего урока Появление неравенства и знати. Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока: Почему на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство и выделилась знать?
|
Слайд 1
Слайд 2
|
II.
|
Актуализация опорных знаний по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».
Давайте вспомним то, что изучали на предыдущих уроках! 1. Продолжи предложение:
Первые земледельцы вскапывали землю … (мотыгой)
Колосья срезали…. (серпом)
Из глины научились делать… (посуду)
Женщины научились…. (ткать)
Рубили деревья … (топором)
2. вопросы
1. Чем занимались древние люди? (земледелием и скотоводством).
2. Когда появилось земледелие? (10 тыс. лет назад)
3. Чем очищали участок для посева? (каменным топором).
4. На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством? (упавшие зерна дают всходы).
5. Какие орудия труда они использовали при обработке земли? (деревянную мотыгу – палка с острым сучком).
6. Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем).
7. Как поступали с детенышами убитых животных? (они оставляли их в своем жилище.
8. Каких животных первобытные люди стали разводить? (собака, овцы, козы, свиньи, коровы)
Давайте сделаем вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие? (Появление скотоводства и земледелия дали человеку продукты питания).
|
Слайд 3
Клик
Клик
Клик
Клик
Клик
Слайд 4
|
III.
|
Изучение нового материала.
Земледелие и скотоводство дало дополнительные продукты для человека.
Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях.
Появляется ремесло. Ремесла развивались постепенно. Ремесло – это изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Появляются среди людей мастера, которые лучше, чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а то чем они занимаются, - ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.
Постановка проблемного вопроса:
Равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные. Почему это произошло? Ответить на этот вопрос мы также попытаемся с вами на нашем уроке.
Около девяти тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда. Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.
|
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
|
|
Работа с иллюстрацией учебника на странице 25.
-Посмотрите, как происходила отливка медного топора
-Какое значение имело для человека освоение меди?
Мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения.
|
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
|
|
Работа с учебником. Прочитайте текст учебника на странице 25 и выясните:
Как появился плуг?
Какое значение имело появление плуга?
(ответы)
Задание: сравните мотыгу и плуг (ответы)
Обработать поле с помощью плуга и быков можно было в несколько раз быстрее, чем мотыгой. Плуг рыхлит твердую землю, которую не возьмет мотыга.
|
Слайд 12
Слайд 13
клик
|
|
Давайте решим творческую задачу
- «Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор.
- Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?» (появление бедных и богатых).
- Мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья смогла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община. - Давайте сравним родовую и соседскую общины. В начале найдем различия, а потом общее.
Работаем в тетрадях – заполняем таблицу
- Различия: вместо одного большого дома появилось много хижин; вместо одной протоптанной скотом тропы появилось много троп: скот был разделен между отдельными семьями; вместо одного поля появилось много небольших полей: пашню также поделили на участки.
- Дайте определение соседской общине – соседская община – это … (поселение людей, не связанных родственными узами, но занимающих определённую ограниченную территорию коллективно обрабатываемых земель).
Между земледельцами и скотоводами сложились товарообменные отношения
- Почему же соседи продолжали жить общинами? Что было общим? – пастбище, река, лес, защита от врагов.
- но, как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т.е. неравенство. Позже эти группы людей (богатых и бедных) стали называть классами.
Крупные поселения понемногу превращались в города, окруженные земляными валами и стенами.
Для ведения военных действий избирался глава племени – вождь.
В городах жила знать – так принято называть знатных людей. Знать обслуживали лучшие ремесленники. В городах находились святилища, где стояли идолы. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями – правителями государств.
|
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
|
|
Работа с новыми понятиями (на доске и в тетради) по схеме «Образование государства».
Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что они имеют. С появлением классов у богатых возникает необходимость держать в повиновении зависимых от них людей: им нужны воины, стражники, чиновники (служащие государства), то есть нужно было государство. Государство – организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.
Дети, внуки и правнуки родовых старейшин и племенных вождей превращались в богатых людей. Они пользовались обширными землями, владели большими стадами скота, медными орудиями и оружием, золотыми украшениями. Потомки старейшин и племенных вождей назвали себя знатью. «Знатный» означает «знаменитый».
- Чем же были знамениты эти люди? Чем они гордились? (….)
- Члены знатных семей гордились не заслугами перед племенем, не собственным умом и знаниями, не храбростью и даже не богатством, а прежде всего тем, что родились в семье старейшины или племенного вождя. Они гордились своими «знаменитыми» предками, поэтому и себя называли знатными людьми. Им выгодно было убедить своих соплеменников в том, что в их жилах течет кровь иная, чем у остальных людей, что по одному рождению они будто бы имеют право на почет, уважение и власть.
|
Слайд 22
Словарная работа (на стенд)
|
|
- Подведем итоги:
- Появление ремесла привело к разделению труда.
- Появление соседской общины привело к появлению личного хозяйства и семьи.
- Появление личного хозяйства привело к появлению неравенства.
- Появление знати привело к появлению государства.
- обратите внимание на схему (слайд)
- Теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Почему равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появляются бедные и богатые, знатные и незнатные.
(С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т.е. выделение богатых и бедных людей.)
|
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
|
ЗАПОМНИ!
Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что они имеют.
Государство – организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.
Ремесло – это изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Ремесленник – человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Община соседская – поселение людей, не связанных родственными узами, но занимающих определённую ограниченную территорию коллективно обрабатываемых земель.
Вождь – глава племени
Царь – правитель государства
Знать – знатные люди
Святилища – места, где стояли идолы.
Рабы – захваченные на войне пленники
|
|
|