Главная страница

Причины негативных эмоций. (По Ю. Б. Гиппенрейтер)


Скачать 37.08 Kb.
Название Причины негативных эмоций. (По Ю. Б. Гиппенрейтер)
Дата 14.02.2016
Размер 37.08 Kb.
Тип Документы

Причины негативных эмоций.

(По Ю.Б. Гиппенрейтер)
Чтобы лучше разобраться в причинах эмоций начнем с самых неприятных— гнева, зло­бы, агрессии. Эти чувства можно назвать разруши­тельными, так как они разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения с други­ми людьми. Они — постоянные причины конфликтов.

Давайте изобразим «сосуд» наших эмоций. Пусть он будет иметь форму кувшина. Поместим гнев, злобу и агрессию в самой верхней его части. Тут же покажем, как эти эмоции проявляются во внешнем поведении человека. Это - знакомые всем обзывания и оскорбления, ссоры и дра­ки, наказания, действия «назло» и т.п.

Теперь спросим, а отчего возникает гнев? Психо­логи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно: гнев — чувство вторичное, и происходит он от пережи­ваний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида.

Возьмем несколько примеров из жизни:

«Дочь возвращается домой очень поздно, и мать встречает ее гневным выговором. Что стоит за этим гневом? Конечно, пережитые страх и бес­покойство за дочь.»

«Ребенок сердится на доктора, который сделал ему укол. Здесь легко увидеть, как гнев возникает от физи­ческой боли. Бывает и так, что мы учим детей сердиться, когда они больно ушибаются, например, побить «этот противный стул».

«Старший брат постоянно нападает па младшего, ко­торого, как ему кажется, родители «больше любят». Его агрессия — результат невысказанной боли и обиды».

«Дочь не желает... (делать уроки, мыть посуду, ло­житься спать) — и вы сердитесь. Отчего? Скорее всего, от досады, что ваши воспитательные усилия остаются безрезультатны».

Мы можем поместить переживания боли, обиды, страха, досады под чувствами гнева и агрессии, как причи­ны этих разрушительных эмоций.

Эти чувства можно назвать страдательными: в них присутствует доля страдания. Поэтому их нелегко выска­зать, о них обычно умалчивают, их скрывают.

А теперь давайте узнаем, а отчего возникают «страдательные» чувства?

Психологи дают очень определенный ответ: причина возникновения бо­ли, страха, обиды — в неудовлетворении потребностей.

Каждый человек, независимо от возраста, нуждает­ся в

любви, понимании, признании, уважении, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех — в делах, учебе, на работе, чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

А любая потребность из нашего списка может оказаться неудовлетворенной, и это, как мы уже сказа­ли, приведет к страданию, а возможно, и к «разруши­тельным» эмоциям.

Предположим, человеку крупно не везет: одна не­удача следует за другой. Значит, не удовлетворяется его потребность в успехе, признании, может быть, самоува­жении. В результате у него может появиться стойкое разочарование в своих силах или депрессия, или обида и гнев на «виновников».

И так обстоит дело с любым негативным пережива­нием: за ним мы всегда найдем какую-нибудь нереали­зованную потребность.

Снова обратимся к схеме и посмотрим, есть ли что-нибудь, что лежит ниже слоя потребностей? Оказывает­ся, есть!

Назовём 4-ый уровень кувшина «чувством самоценности», т.е. самооценкой. Самооценка сильно влияет на жизнь и даже судьбу человека. Так, дети с низкой самооценкой, но вполне способные, хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, менее ус­пешны потом во взрослой жизни.

Основа самооценки заклады­вается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его «недостаткам» и промахам, он вырастает с положи­тельным отношением к себе. Если же ребенка постоян­но «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной. Чтобы ни делал ребёнок, ему нужно наше признание его успехов. А наказание ребёнок чаще всего воспринимает как сообщение «ты плохой». Наказание, а тем более самонаказание ребёнка только усугубляет его ощущение неблагополучия и несчастливости.

Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с са­мим собой и окружающим миром, нужно постоянно под­держивать его самооценку или чувство самоценности.
Давайте посмотрим, как мы можем это делать.
1. Безусловно принимать его.

2. Активно слушать его переживания и потребности.

3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять).

8. Конструктивно разрешать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении при­ветливые фразы. Например:

Мне хорошо с тобой.

Я рада тебя видеть.

Хорошо, что ты пришел.

Мне нравится, как ты...

Я по тебе соскучилась.

Давай (посидим, поделаем...) вместе.

Ты, конечно, справишься.

Как хорошо, что ты у нас есть.

Ты мой хороший.

10. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
И многое другое, что подскажут вам интуиция и лю­бовь к вашему ребенку, незамутненные огорчениями, ко­торые, хоть и случаются, но ей-Богу, вполне преодолимы!