Этапы урока, цель этапа, время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
|
УУД
|
Организационный.
Мотивационный
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
Мотивирующий приём: вступительное слово учителя
(3 мин.)
|
Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. Желает хорошего настроения всем
Обращается к обучающимся:
Ребята, помните ли вы стихотворения С.Я.Маршака? Как вы относитесь к творчеству детского классика?
- Проблемный вопрос:
Как вы считаете, почему нашему уроку я предпосылаю такие вопросы? Как может быть сформулирована тема урока?
|
Подготовка к работе на уроке.
Отвечают на вопросы, соотносят свои ответы с темой урока
|
Самопроверка готовности к уроку
|
Личностные:
формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;
положительное отношение к школе и учебной деятельности
|
II. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока
(2 мин.)
|
Итак, ребята, сегодня урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения на основе исходного текста. Именно в таком жанре формулируется задание варианта С на экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ. Композиция урока предполагает фронтальное повторение первоначальных моментов работы с исходным текстом, непосредственный анализ текста и практическую часть, которая будет проводиться на черновиках. Мы попробуем пройти основными этапами, готовящими к написанию сочинения-рассуждения(задание 25). Итак, повторим некоторые теоретические понятия, которые нам необходимы в процессе работы
|
Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.
|
Формулируется тема урока «Проблемы зарождения и развития писательского таланта»
|
Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.
Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида .
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение
|
2. Актуализация знаний.
Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».
(3 мин.)
|
|
Лексическая работа.
1)талант-это выдающиеся врождённые качества, особые природные способности;
2)преданность- это исполненный любви и верности к кому-чему-нибудь;
3)самопожертвование-это жертвование своими личными интересами ради других;
4)драматизм-это крайняя напряжённость ,тяжесть положения, обстоятельств.
Индивидуальное задание.
Обучающиеся подобрали примеры возможных
эпиграфов к уроку:
«Талант есть лучшее богатство, лучшее счастье человека»
А.Островский.
«Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант — в сущности его — и есть любовь к делу, к процессу работы».
М. Горький
«Талант — это вера в себя, в свою силу»
М. Горький
|
|
Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида , понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать
Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению-
Коммуникативные:
формулирование собственного мнения
|
3.Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Предварительная работа над текстом.
Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия.
(5 мин.)
|
Организует работу в группах по определению проблем текста
Помогает верно сформулировать обозначенные проблемы.
|
Учащиеся читают, анализируют текст, отвечают на вопросы:
что волнует автора? какова основная проблема текста?
Информация о выполнении задания.
1 группа определяет проблему.
- Основная проблема, которая стала объектом раздумий автора, - это проблема драматичной судьбы писателя.
Позиция автора: предложение №5
|
2 группа называет проблему, над которой размышляет автор. Это проблема зарождения и развития писательского таланта.
Позиция автора: предложение №12
3группа делает вывод о том, что автор обращает внимание на проблему самоотверженной преданности своему делу.
Позиция автора: предложение №31
|
|
Определяют проблемы, поднимаемые автором.
Корректируют ответы друг друга.
|
Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.
Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.
Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией.
|
4. Формулирование проблемы.
Цель: обучение определению проблемы. (3 мин.)
|
|
Формулируют одну из исходных проблем текста. Записывают в тетрадь:
«Проблема зарождения и развития писательского таланта».
|
Формулируют собственный вариант проблемы исходного текста.
|
Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения.
Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.
Коммуникативные: умение выражать мысли
|
5. Выявление причин затруднения. Комментирование проблемы.
Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.
(3 мин.)
|
Организует работу учащихся по комментированию проблемы, поднимаемой в тексте.
Обращает внимание на возможность текстуального комментирования (от текста к действительности - следование за автором, установление связи мысли автора с жизнью) и концептуального комментирования (от действительности к тексту – указание на актуальность проблемы)
|
Составляют план достижения цели, составляют алгоритм; работают с текстом. Комментируют проблему текста.
|
Анализируют, обобщают, комментируют поднятую автором проблему.
|
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение.
|
6. Определение позиции автора.
Выражение собственного мнения.
Цель: обучение определению авторской позиции.(3 мин.)
|
Организует работу учеников над текстом по определению позиции автора. Побуждает учащихся к собственным суждениям; поясняет, что можно соглашаться или не соглашаться с позицией автора:
Как выражено отношение автора к изображаемому, какими средствами. Помните, что вам надо написать сочинение-рассуждение со всеми его элементами.
Определите их значение.
|
Определяют позицию автора. Дают определения частям сочинения (тезис, аргументы, вывод).
Выполняют работу с образцами, позволяющими выстроить логику сочинения
|
Определяют в сочинении тезис, аргументы, вывод.
|
Регулятивные: работать в группе и выражать собственную точку зрения, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.
Познавательные:
постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, с применение алгоритма.
Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.
|
7.Аргументация проблемы.
Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа реализации.
(3 мин.)
|
Организует работу по нахождению аргументов.
Предупреждает о недостаточности указания произведения и автора для аргументации из читательского опыта (ответ должен быть развернутым).
Обращает внимание на разделение аргументов в два абзаца.
|
Называют и сопоставляют аргументы.
Вспоминают случаи из жизни и художественной литературы, записывают их в качестве аргументов.
|
Выражают собственные мысли, доказывают свое мнение. Находят аргументы: один из собственного жизненного опыта, другой – из художественной литературы.
|
Познавательные: построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование.
Регулятивные: осуществление обработки и использования необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.
Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли,
|
8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа над заключением.
Цель: усвоение учащимися определения тезиса.
(4 мин.)
|
Организует усвоение детьми нового способа действий, подводит итого анализа.
Акцентирует внимание на то, что заключение может быть в разных формах.
|
Работают в парах. Анализируют, сопоставляют обнаруженные аргументы.
Используют алгоритм написания.
|
Первично обобщают материал. Пишут заключение с использованием
разных форм:
-вывод-обобщение;
-ответ на вопрос;
-призыв к действию;
-концовка с использованием цитаты.
|
Познавательные: действие по аналогии, выбор наиболее эффективных способов решения
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
|
9.Самостоятельная работа с образцами фрагментов работы, позволяющая выстроить логику сочинения.
Цель: самооценка результатов своей деятельности.
(10 мин.)
|
Организует деятельность по применению полученных знаний.
Оказывает помощь учащимся при написании работ.
|
Письменно оформляют проанализированное. Обмениваются написанным,корректируют и проверяют работы друг друга.
|
Повторно перечитывают проблему или проблемный вопрос. Сопоставляют авторскую позицию со своей. Формулируют (повторно) свою позицию иными фразами.
|
Регулятивные: контроль, коррекция, самоопределение, волевая регуляция в ситуации затруднения.
|
10. Включение в систему знаний и повторение. Контроль и коррекция ответов
Прослушивание частей сочинения учащихся.
Работа над сочинением.
Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.
(4мин.)
|
Выявляет границы применения нового знания.
Корректирует и комментирует все выступления обучающихся.
|
Корректируют работы.
|
Исправляют недостатки в работах.
|
Коммуникативные:
умение быть готовым корректировать свою точку зрения
|
11. Рефлексия деятельности
Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
(1 мин.)
|
Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.
Слово учителя.
|
- Урок хочется завершить словами: «Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант — в сущности его — и есть любовь к делу, к процессу работы».
М. Горький
Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока в подготовке к сочинению? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что понравилось в уроке? Над чем предстоит работать?
|
|
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.
Отвечают на вопросы.
|
|
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
|
VIII. Домашнее задание. (1 мин.)
|
Предлагает написать чистовой вариант сочинения-рассуждения по тексту С.И.Сивоконя в соответствии с требованиями, предъявляемыми к экзаменационной работе
|
|
|
Коммуникативные создание сочинения-рассуждения по данному тексту
|