Главная страница

Урок по теме "Устное народное творчество Восточной Сибири" Учитель: Яковлева Маргарита Сергеевна


Скачать 41.43 Kb.
Название Урок по теме "Устное народное творчество Восточной Сибири" Учитель: Яковлева Маргарита Сергеевна
Дата 17.02.2016
Размер 41.43 Kb.
Тип Урок

Обобщающий урок по теме

"Устное народное творчество Восточной Сибири"

Учитель: Яковлева Маргарита Сергеевна

Класс: 5

Предмет: Писатели Восточной Сибири

Основные цели:

  • Осмысление и переосмысление содержания жанров устного народного творчества, сказочных образов и героев;

  • Развития воображения и творчества учащихся.

  • Использование предметных практических приемов и упражнений для развития воображения учащихся.

  • Формирование навыков рефлексивного (образного, ассоциативного) мышления учащихся. Культивирование "рефлексивного" читателя.

  • Повышения интереса к изучению предмета посредством применения дополнительного, игрового материала и использования на уроке информационно-коммуникационных технологий.

Оборудование: карточки, учебник «Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ/ автор-составитель О.Н. Шахерова. - Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2007.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

.Давайте пожелаем себе удачи, и выразим это с помощью синквейна.

Составим его: Ученик

Знающий, любознательный

Объяснять, отвечать, исследовать

Активно работать весь урок

Молодец!

2. Постановка познавательной задачи.

-Какую большую тему мы прошли? (Устное народное творчество Восточной Сибири)

-Как вы думаете, чем сегодня нам предстоит заниматься? (вспоминать, повторять изученные произведения)

3.Работа по теме урока

1 Составление кластера по теме «УНТ» (на доске)

Устное

народное творчество Восточной Сибири

Что значит устное народное творчество? (Произведения придумал народ и передавал их из уст в уста)

Как вы понимаете, выражение "из уст в уста" (один человек рассказывал другому, другой третьему, и т.д.)

Начинаем составлять кластер. (ученик у доски)

Задание 1: Что включает устное народное творчество, какие жанры ?

Нужно выбрать из названий литературных жанров те, которые относятся к УНТ и объяснить свой выбор.

Карточки: поэмы ,загадки ,пословицы ,сказки ,романы, песни, потешки, рассказы

А с каким жанром УНТ мы знакомились на литературе Восточной Сибири? (сказки)-выделить это слово в кластере.

- Итак, мы с вами знакомились со сказками народов и народностей Восточной Сибири.

Продолжаем составлять кластер (ученик у доски)

Задание 2: Выбрать те сказки на карточках, которые мы изучали. Объясните, почему другие карточки отложили? Разве у этих народов нет сказок?.(Они проживают на другой территории)

Карточки: тофаларские, немецкие, русские, украинские, монгольские, бурятские, эвенкийские, башкирские

Задание 3:Теперь мы должны вспомнить названия этих сказок и поместить в нашем кластере (карточки с названиями)

-А какие жанры народных сказок мы знаем?

Задание 4 .Возле названий сказок в кластере поставить букву, обозначающую, какая это сказка (в-волшебная, б-бытовая, ж-о животных).В случае затруднения обсуждать, почему именно так думают

_Ребята, посмотрите, каких сказок больше? (волшебных).А почему, как вы думаете?

(Вспомнить ,как жили в старину :тяжелые условия жизни, бедность. И в сказках претворялись мечты о лучшей жизни)

Итак, мы получили кластер, систематизировали наши знания по теме УНТ.

2.Работа с понятием «сказка»

-Мы изучили сказки народностей, которые населяют Восточную Сибирь, узнали много нового, интересного. Поработаем с понятием «сказка»

Задание 1: Я хотела прочитать вам стихотворение ,но случайно разрезала строчки. Я даю их вам, вы должны сложить четверостишье ,пользуясь любой рифмой, и потом прочитать его и рассказать, какая рифма у стихотворения

А над чумом раскаленный

золотится луч по скату.

Не спеша старик степенный

нам рассказывает сказку.

Как в семье простой и бедной

смелый воин вырастает.

И врагов земли рассветной

он бесстрашно побеждает.

Слушаем до ночи темной

всё за правду принимаем.

И героев сказки этой

На всю жизнь запоминаем.

Словно нам она открыла

веру в суть добра и света.

Как давно всё это было -

как чудесно было это.

Чтение стихотворения учениками, определение рифмы

-Давайте составим синквейн к понятию сказка (сначала пробуют сами на листках ,потом вместе)

Составление синквейнов по сказкам (вспомнить содержание сказок, характеристику героев) : Медведь, Упрямый парень

Медведь

Надоедливый,вредный

Мешает,шумит,пугает

Всем уже давно надоел.

Наказан

Упрямый парень

Смелый,сильный

Защищает,борется,побеждает.

Он ничего не боится.

Герой!

Составление кластера:

Сказка ( обсуждают то, что написали в тетради)

Герои Место действия Какая сказка и.т.д.

Работа с карточками (рекомендации О.Н.Шахеровой) .

(На доске прикреплены карточки,где записаны функции героев. Ребята должны определить ,в какой сказке и кто выполняет эту функцию)

3. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Составить синквейн со словом урок




Урок.

Познавательный, интересный.

Учит, воспитывает, раскрывает.

Важную для нас тему.


Спасибо за урок!

4.Итог урока. Выставить оценки