|
Научно-исследовательская работа «Говоры жителей Прибайкалья в Русских сказках Восточной Сибири»
Районная краеведческая конференция
«Земли моей лицо живое»
Научно-исследовательская работа
«Говоры жителей Прибайкалья в Русских сказках Восточной Сибири»
Выполнили: ученицы 8 А класса МБОУ СОШ №2
Васьковская Ксения
Твердунова Таня
Руков-ль: учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №2
Г.Слюдянки
Гедрович Татьяна Викторовна
Цель работы: 1. Изучение языка народа Прибайкалья
2.Пробуждение интереса к живому слова сибиряка, бережному
отношению к нему
Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём
И.И.Срезневский «Мысли об истории русского языка»
В последнее время серьёзное внимание обращается на поиски эффективных путей обучения русскому языку. Мы считаем, что одним из таких эффективных путей является изучение культурно-исторического аспекта, а именно изучение языка народа того края, в котором ты живёшь. К сожалению ,не все ученики и учителя знают особенности своего края, данная работа способствует пониманию истории русского народа ( а именно Прибайкалья), старого быта и культуры.
Структура русского языка имеет несколько составных частей , или разновидностей. К их числу относятся прежде всего русский литературный язык и местные русские говоры. Говоры- это одна из форм народно-разговорной речи ,местный вариант, местная разновидность русского языка. В.И.Даль так отозвался о них: « Наши местные говоры- законные дети русского языка и образованы правильнее, вернее и краше, чем наш письменный жаргон».Местные языковые особенности могут проявляться не только в лексике(словаре), но и на других уровнях языка: произносительном( фонетика), употреблении тех или иных форм частей речи(морфология), построении словосочетаний и предложений( синтаксис).
В сёлах , посёлках и даже городах Прибайкалья и Забайкалья живёт много детей, обладающих удивительным даром. Они рассказывают сказки. И не только своим внукам и правнукам, но и учёным-фольклористам, записывающим сказки на свои диктофоны. Поэтому читатели сказок как будто слышат речь сказителей.
Мы прочитали и проанализировали Русские сказки Восточной Сибири-«Митя»,»Про охотника» ,»Кто ты?» и другие; выявили говоры и и и х особенности. Любые особенности выявляются путём сопоставления их с русским литературным языком.
Говоры жителей Прибайкалья
|
Фонетические особенности
|
Литературный вариант
|
Сяла красавица
назавтре
|
После мягких согласных в суффиксах и корнях слов
|
села
назавтра
|
А оне, эти братья,занимались делом
|
Гласный и реализуется в звуке е
|
они
|
поись
|
Утрата в конце слова согласного в сочетании СТ
|
поесть
|
Говоры жителей Прибайкалья
|
Морфологические
особенности
|
Литературный вариант
|
Глуху тайгу
|
Употребление стяжённых форм прилагательных
|
Глухую тайгу
|
Чо, тятьку видел?
|
Вопросительно-относительное местоимение что имеет в говорах форму чо
|
что
|
И Митя с имям
|
Местоимения 3 лица имеют одну форму для дательного, творительного и предложного падежа
|
С ними
|
Говоры жителей Прибайкалья
|
Синтаксические
особенности
|
Литературный вариант
|
Дескать, не сможешь
|
Широкое использование частиц в роли средства связи главных членов
|
|
Дак вот не хочет
|
Употребление частиц в роли скреп
|
|
К сожалению, одна из форм русской народно-разговорной речи-говоры утрачивается. Но мы считаем, что фиксировать народную речь в её современном состоянии крайне необходимо. Если не делать этого , то мы потеряем то, что скоро станет частью истории нашего рода ,его духовной и материальной культуры.
Выводы
1.Эффективный путь обучения русскому языку- изучение языка народа того края, в котором ты живёшь.
2. «Наши местные говоры- законные дети русского языка…(В.И.Даль)
3. Фиксировать народную речь крайне необходимо.
Предложения
1.Продолжить изучение говоров Иркутской области
2.Провести классные часы в школе с целью привлечения школьников к живому слову сибиряка, бережному отношению к нему.
Литература
1.Иркутский областной словарь(отв.ред.Сергеева Т.В., Иркутск ,2001 ( в 2 томах)
2.Соболевский А.И. Лекции по истории русского языка. Москва, 1975.
|
|
|