2) А какие цветы нравятся вам?
3) На экране репродукции разнообразных цветов под музыку Чайковского.
4) Какие ассоциации у вас возникли при просматривании этих изображений? С чем или с кем можно сравнить цветок?
5) Можно ли цветок сравнить с человеческой жизнью? Какой и почему?
III. Знакомство с рассказом Е.Носова «Живое пламя» и беседа с учащимися по рассказу.
1.Чтение рассказа учителем или подготовленным учеником.
2.Беседа по вопросам:
- Чем живет в настоящей жизни т.Оля?
- Почему она разводит цветы?
- Она не жалуется на свою судьбу, уже не плачет, но скорбь переполняет ее сердце. Что нам дает право сделать такой вывод?
- Почему т.Оля полюбила маки?
- Почему, глядя на цветы, мать вспоминает погибшего сына?
- Как понимаете слова «Да, сгорел…Короткая у него жизнь.
Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает.»
IV. Развитие творческих способностей учащихся.
- Давайте еще раз прочитаем описание клумбы и попробуем нарисовать ее. (учащиеся по 3 человека подходят к ватману большого размера и рисуют свой цветок)
V.Подведение итога
Наш урок закончен. Сегодня мы побывали в сиреневом саду, полюбовались цветами, вдыхали их аромат, слушали стихи о цветах. У каждого, конечно, создался свой образ цветов, возникли свои воспоминания. Я думаю, что теперь вы будете лучше и бережнее относиться к цветам. Свой незабываемый музыкально- поэтический образ вы сможете отразить в домашнем задании (на выбор):
- написать сочинение о любимом цветке
- сочинить стихотворение о цветке
- выучить наизусть описание клумбы
Я считаю, что интеграция литературы, музыки и живописи даёт возможность показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщённость научного знания по дисциплинам.
Такие уроки способствует реализации основной задачи обучения. Содержание и форма проведения уроков направлены на формирование ассоциативного мышления, нравственного становления личности. Уроки помогают определить взаимосвязь музыки и литературы; способствовать формированию нового взгляда на мир; формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы;
развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию.
Эти уроки не только расширяют кругозор детей, но и способствует формированию всесторонне развитой личности ребенка. Прививают интерес и любовь к изобразительному искусству, музыке, литературе, уважение друг к другу и мнению товарищей. Комплексное воздействие искусств способствует развитию художественного мышления, дает возможность реализовать творческие способности детей.
На данном уроке я использовала 2 стихотворения о сирени. Авторы А.Кушнер и В.Рождественский. Этот урок проводился весной, а сирень –
один из первых весенних цветов, поэтому я взяла именно эти стихотворения, чтобы почувствовать наступление весны, ее запахи и звуки.
К тому же, второе стихотворение посвящено именно картине Кончаловского. Проанализировав эти стихотворения, можно услышать весенние звуки, краски, почувствовать те же чувства. Что испытывали авторы. Но на данном уроке я не
ставила задачу проанализировать стихотворения, они помогли мне с завязкой урока и реализовали творческий потенциал учеников. Благодаря этим стихотворениям, музыке, картине и изображению цветов, учащиеся по-новому взглянули на цветы, которым они раньше совсем не уделяли внимание.