Урок по литературе в 11 классе по творчеству Игоря Северянина
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Школа № 31»
Ново – Савиновского района
г. Казани
Мишагина А.В.
Эпиграф:
История вынуждает поэта, прятавшегося в «луны плезерах», спуститься на землю. Но сориентироваться на ней ему было невероятно трудно.
И.Анненский
- Мы с вами живем в необычное время – в начале XXI века. А сегодня мы как бы оглянемся назад – вернемся к самому началу бурного неповторимого XX века. Литература и искусство начала XX века были очень многообразными, господствовала полифония различных течений.
И сейчас мы пытаемся с вами определить, к какому литературному направлению относятся предложенные стихи. По каким признакам вы смогли их определить?
Учащимся предложены стихи Брюсова (символист) «Облака», Гумилева (акмеизм) «Деревья». Хлебникова (футуризм) «Свиристели»
- Остановимся на направлении, именуемом футуристическим. Ранее вы уже говорили, что футуристы нарушили «чистоту» стиля; соединив воедино и высокую и низкую, вульгарную лексику. Произведения заселялись «странными» фигурами, производными от искаженного облика тех или иных предметов, язык изобиловал созданными неологизмами.
Нечто подобное наблюдается в живописи того времени. Демонстрируются репродукции А.Лентуллова, Н.Альтмана. Все эти произведения принадлежат художникам группы «Бубновый валет». В основе их творчества расположен принцип изображения беспокойного, взбудораженного, сдвинутого и разъятого мира, который ждет обновления. И это обновление происходит через современное восприятие.
Не следует сразу говорить, что эти картины абсурдны; их нужно понять, прочувствовать, вжиться в ту эпоху, когда творил художник.
Обратите внимание на сдвинутые формы, плоскости, плавающие в беспокойной вибрирующей среде; они отражают всю смятенность и неупорядоченность того времени, становятся метафорическим изображением предстоящих глубоких потрясений российского уклада, казавшегося раньше устойчивым и незыблемым.
Вл. Маяковский считал, что художник делает то же самое в живописи, что поэт – в поэзии.
Изображение душевной сложности и острых диссонансов восприятия жизни того времени можно наблюдать и на творчестве Игоря Северянина.
Долгие годы в нашей стране это имя было предано забвению и если и упоминалось в среде официальной литературной критики, то обязательно с насмешкой, пренебрежением, т.к. считалось, что «северянщина» - это дурной вкус, «пошлость» в поэзии. Так ли это все было, на уроке нам предстоит в этом разобраться.
Игоря Северянина считали вождем эгофутуризма (ego – я, futurum – будущее). Свою программу он изложил в стихотворении «Эгополонез» (1912), в котором, в отличие от других футуристов, подчеркивал поиск нового без отвержения старого.
Чтение и анализ стихотворения «Эгополонез»
- Подтвердите примерами из стихотворения, что оно принадлежит перу эгофутуриста (использование неологизмов)
- Как вы понимаете фразу:
Я и Жеданье! Живи, живое!
Тебе бессмертье предрешено!
- Как складывался, развивался этот талант?
(учащийся знакомит с биографией поэта)
- Чем же нравились современникам стихи Северянина? Почему он вошел в моду? Что необычного в его стихах этого периода?
- Попробуем ответить на эти вопросы, прочитав стихотворение «Весенний день» (1911). (Чтение стихотворения учащимися)
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
- О чем оно?
- Какое настроение вам передалось?
- С помощью чего это настроение достигается, каких образов?
(весна – обновление, рождение нового; простор – воля)
- Современно ли такое стихотворение?
- Скажите, почему такой вывод делает И. Северянин в последних строках:
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день.
Поэт зовет нас в мир природы и надеется, что она не даст угаснуть в наших сердцах росткам добра, сердечности. Она поможет людям простить друг друга и жить в мире и взаимопонимании.
Я хочу предложить вам еще одно стихотворение северянина, рассказывающее нам о чувствах, которых так порою не хватает нам в трудное время. Это стихотворение, написанное в начале века, в 1908 году, и называется «Вернуть любовь…»
- Не правда ли, какое красивое стихотворение?
В нем не только воспевается высокое чувство любви мужчины к женщине, но автор высоко чтит такие достоинства человека, как доброту, совесть, порядочность, верность, способность прощать, преодолевать в себе зло и чувство мести. Как в наше время порою не хватает нам этого.
Но успех Северянина нарастал. В 1918 г. московская публика избирает поэта «королем поэтов» (оставляя Владимира Маяковского вторым). Кажется Маяковскому это досадно, хотя, не подал виду, он бросает в публику: «Долой королей – они нынче не в моде». И примирительно Северянину наедине: «Не сердись, я их одернул – не тебя обидел. Не такое время, чтобы игрушками заниматься».
Но для Северянина это не игрушки – он принимает свое избрание всерьез.
Ученик читает стихотворение «Рескрипт короля» (1918г.)
- Облачившись в «фиолетовый плащ», Северянин отбывает за пределы России. Навсегда. Уезжает и живет в Эстонии, в поселке Эст – Тойла. Он остро переживает разлуку с родиной, но как поэт, Северянин стал естественнее, избегая словесной манерности. Написанные им в эмиграции книги свидетельствуют о рождении нового Северянина, который размышляет о судьбе России, о своей судьбе, о роли поэта и поэзии.
- Перед нами два стихотворения. Внимательно послушайте их, а потом ответьте на вопросы.
Звучат стихотворения «Поэту» (1907г.) и «Стареющий поэт» (1933г.)
- Сравните, изменились ли взгляды Северянина на роль поэта и поэзию?
Приведите примеры.
- Можем ли мы ответить, когда Северянин был больше поэтом, а когда меньше?
- Они всегда поэты, равный самому себе: и когда был исполнен веры в светлое грядущее, и когда был в изгнании, оторванный от российской почвы, но сосредоточенный на общечеловеческих ценностях.
Как сказал в 1937г. затравленный Осип Мандельштам в одном из своих произведений:
Не сравнивай: живущий несравним…
- Не изменился ли стиль письма, его слог?
Слог проще, яснее, четче прослеживается реалистическое изображение жизни.
Но, не смотря, ни на что, Северянин остался верен себе…
В Эстонии он по – прежнему много пишет, но публикации были нечастыми, да и стихи были другими. Успех оказался позади. Жизнь поэта оборвалась 20 декабря 1941г. в оккупированном фашистами Таллине:
В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слезы…
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…
Как хороши, как свежи ныне розы,
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут, уже стихают грозы
Вернуться в дом Россия ищет трон…
Как хорошо, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
Эти русские строки эстонцы выбивают на могильном камне на русском кладбище в Таллине, где покоится русский поэт Игорь Северянин.
А закончить урок мне хочется стихотворением « Соловей» (1985г.), написанным В.Широковым. Чтение стихотворения учителем.
Домашнее задание: сделать анализ 2 – 3 –х стихотворений И.Северянина.
|