Главная страница

Урок по истории России в 8 классе по теме: «Внешняя политика Николая I»


Скачать 49.29 Kb.
Название Урок по истории России в 8 классе по теме: «Внешняя политика Николая I»
Дата 09.02.2016
Размер 49.29 Kb.
Тип Урок




Урок по истории России в 8 классе по теме: « Внешняя политика Николая I»

Цели: оценить положение России в мире,

- рассмотреть основные направления внешней политики,

- рассмотреть основные внешнеполитические события периода.

- развивать навыки и умения аргументации, личностных оценочных суждений, знания и умения анализа и сравнения.
Оборудование: компьютер, презентация.




Ход урока.

1.

Орг. начало урока.

2.

Проверка домашнего задания:

3.

Сообщение темы и целей урока.

( сл. 2) План урока:

  1. Россия и революции в Европе.

  2. Русско-иранская война ( 1826 – 1828 гг.)

  3. Русско-турецкая война ( 1828 – 1829 гг.

  4. Обострение русско-английских противоречий.

  5. Кавказская война.

  6. Россия и Центральная Азия.




4.

Изучение нового материала:

1) рассказ учителя:

1. Россия и революции в Европе:

( сл. 3) При Николае I Россия играла ведущую роль в жизни Европы.

- Как вы думаете, какими были основные направления вешней политики при Николае I?

( сл. 4) - работа со схемой

( сл. 5) В 1822 г. министром иностранных дел становится Карл Нессельроде, который своей главной задачей считал противодействовать революционному движению.

( сл. 6) В 1830 г. во Франции вспыхнула революция. Был свергнут король Карл X, и на трон вступил Луи-Филипп. Его власть ещё больше была ограничена конституцией. Следом вспыхнула революция в Бельгии , в результате чего она получила независимость от Нидерландов.

В конце ноября 1830 г. в Польше вспыхнуло восстание, во главе

которого стоял А.Чарторыйский. Вскоре польская армия была разбита, автономия

Польши была урезана.

( сл. 7) – работа со схемой

В 1848 г. во Франции вспыхнула новая революция. Король Луи-Филипп был свергнут и провозглашена республика. Во многие европейских странах началась революция, которая в большинстве случаев носила национально-освободительный характер.
- Во Франкфурте-на-Майне открылся учредительный парламент для разработки конституции воссоединяемой Германии.

( сл. 8) Николай I с большой тревогой воспринял эти события.

25 февраля он прервал дипломатические отношения с Францией.

14 марта собственноручно написал манифест, в котором объявил о необходимости борьбы « со смутой»
( сл. 9) – работа со схемой ( стр. 80-1-3 абзац)




2. Русско-иранская война 1826 – 1828 гг.

( сл. 10) Получив известие о событиях в Петербурге 1825 г., иранский шах решил вернуть территории, отошедшие к России по договору 1813г. В этом его активно поддерживала Англия.

( сл. 11) Наступление иранской армии началось неожиданно. Прежде чем главноуправляющий на Кавказе генерал Ермолов успел принять меры, противник захватил Закавказье и двинулся в Восточную Грузию. Но уже через месяц Ермолов полностью освободил захваченные территории и перенёс войну на территорию Ирака.

( сл. 12) Новым главнокомандующим был назначен И.Ф. Паскевич, который принял решение наступать. Вскоре дорога на Тегеран была открыта. Шах вынужден был согласиться на мир, предложенный Россией.

( сл. 13) По заключённому мирному договору к России отошли Ереванское и Нахичеванское ханство, признавалось исключительно еправо России иметь военный флот на Каспии. Шах должен был заплатить 20 млн. рублей. Эти события развязали руки Николаю I в отношении Турции.





3. Русско-турецкая война 1828 – 1829 гг.

( сл. 14) Сразу после окончания войны с Ираном, Россия объявила войну Турции. Боевые действия развернулись и на Балканах, и на Кавказе.

Причины:

1) обострение восточного вопроса

2) поддержка Россией греческого восстания против турецкого владычества

3) закрытие Турцией проливов для прохода русских судов
( сл. 15) 100-тысячная армия Витгеншнейна заняла Дунайское княжество и блокировала крепость Анапу. Паскевич двинулся к Карсу. Лишь в Закавказье сопутствовал успех: были взяты Анапа, Сухум-Кале, Поти.

( сл. 16) 30 мая 1829 года новый главнокомандующий балканской армией генерал Дибич И.И. Дал генеральное сражение, закончившееся разгромом и бегством турецкой армии. Вскоре он уже был у ворот Константинополя.

Ход событий:

1828 г.

1) апрель: занятие русскими войсками Молдавии Валахии

2) май- август: основные действия разворачиваются в Болгарии

3) сентябрь: взятие русскими войсками Варны

4) июнь: захват русскими войсками под командованием Дибича Силистрии и Кулевчи

5) август - захват Андрианополя и открытие дороги на Константинополь
1) апрель 0 октябрь: русские войска под командованием генерала Паскевича взяли крепости Карс, Аргадан, Поти, Баязет.

2) июнь: поход и взятие турецкой крепости Эрзерум

( сл. 17) 2 сентября 1829 года был подписан Адрианопольский мирный договор.
Итоги войны:

1) Россия закрепила за собой устье Дуная и восточное побережье Чёрного моря.

2) Открытие черноморских проливов для русских судов

3) признание автономии Греции, Сербии, Молдавии и Валахии.

4) контрибуция Турции России в размере 33 млн. рублей.


2)

работа по учебнику:

4. Обострение русско-английских противоречий:

( сл. 18) Прочитайте материал на стр. 82 и ответьте на вопрос:

« Что стало причинами обострения русско- английских отношений?»


3)

рассказ учителя:

5. Кавказская война:

( сл. 19) После присоединения к России Грузии, части Армении и Азербайджана территория обитания многих народов оказались в окружёнными российскими владениями. Попытка ввести российские законы привела к сопротивлению народов.

В 1817 г. началось открытое противостояние.

( сл. 20) А.П. Ермолов осуществлял многочисленные походы против горцев, уничтожал их селения, возводил укреплённые пункты на путях их набегов.

( сл. 21) На территории Чечни и Дагестана на основе мюридизма возникло религиозное государство – имамат, а его правителем стал Шамиль.

( сл. 22) Вскоре русские войска стали теснить горцев, которые стали высказывать недовольство правлением Шамиля. Окончательная победа над имаматом была одержана уже после завершения царствования Николая I.


4)

самостоятельная работа:

Прочитаем материал на стр. 83 – 84.



5.

Подведение итога урока:

Вопросы на стр. 84.


6.

Домашнее задание: Параграф 12, вопросы, записи, рабочая тетради

Следом вспыхнула