|
Творческая работа классного руководителя 6 класса Ключкиной Ирины Сергеевны 2013 год Воспитание и только воспитание цель
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
с. Большая Джалга
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
классного руководителя 6 класса
Ключкиной Ирины Сергеевны
2013 год
Воспитание и только воспитание — цель школы.
Песталоцци И.
Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание.
Сент-Экзюпери А.
Просвещение имеет своей целью воспитание характера.
Спенсер Г.
Предисловие
Лето 2011 год. Я в глубочайших раздумьях – мне предложили стать классным руководителем. Взять своих первых детей (полгода классного руководства при замещении, не в счет). Я хочу, но боюсь. Не уверена, что справлюсь. Постоянная нехватка времени. Учитель математики – контрольные работы, экзамены, тетради. 3 года опыта – не так много. Маленькая дочь. А ведь хочется стать самой лучшей, самой доброй, самой внимательной для этих непосед. Что еще меня останавливает? Это будет не просто 5 класс, а класс казачьей направленности. Первый в нашей школе.
Очень отдаленно представляю себе особенность такого класса, и то чему их надо будет научить. Я никак не связана с казачеством (хотя есть корни донского казачества), но уклад жизни, устои, традиции знаю очень плохо. Только по фильмам и художественным произведениям. Хотя «Тихим Доном» и «Поднятой целиной» в школе зачитывалась. Кроме того, у нас терское казачество, а у него свои особенности. Что в итоге? После долгих раздумий я согласилась. И начала усиленно готовиться к новому этапу своей жизни. Начала примерять новую для себя роль – роль классного руководителя.
Глава 1
Рассуждения
Если сказать честно, на первом родительском собрании в будущем пятом классе стало ясно, что колебания по поводу необходимости создания казачьего класса возникали не только у меня, как будущего классного руководителя, но и у родителей и членов семей будущих казачат. Все таки в нашем крае не настолько развито казачество, как скажем в Краснодарском крае и Ростовской области. Последние 3 года у нас в селе появилась казачья община и несколько десятков мужчин вступили в казачество. Проводились казачьи собрания, вечерние рейды казаков для обеспечения безопасности односельчан, участие казаков в проведении смотров казачье самодеятельности. Но это не означало, что казачество крепко устоялось у нас. Для того, чтобы объяснить родителям своих будущих казачат, что создание казачьего класса принесет пользу для их детей, я должна была сама в этом разобраться, и вот я задумалась: а есть ли необходимость в создании казачьего класса для воспитания молодого поколения в наше время и чем это может помочь для их воспитания и развития.
Опыт других школ, в которых казачьи классы действуют не один год, показывает, что польза от их создания неоспорима.
В реформируемом российском государстве стратегическая цель социального
развития сформирована, как построение правового государства и гражданского общества. Следовательно, важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота. Решение практической задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность. Создание казачьего класса вызвано
необходимостью формирования у подростков чувства ответственности за судьбы России, своего родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях наших предков. На Ставрополье с давних времен уважаемы и поныне сохранены славные героические традиции казачьего войска. Система целенаправленного отчуждения русского человека от дореволюционной эпохи привела к тому, что мы мало и плохо знаем страницы отечественной истории. И до сегодняшнего дня вся многовековая история формирования нашей национальной культуры, государственности, нравственности, духовности обладает для нас не большей реальностью, чем история Древнего Рима или Египта. И дело здесь далеко не в том, чтобы поднять уровень нашей информированности. Необходимо радикальное изменение ценностных ориентаций, при которых каждый из нас мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Именно возрождению такой преемственности между поколениями служит казачий класс.
Основная цель казачьего класса – создание оптимальных условий для
интеллектуального, физического и нравственного развития учеников,
формирование основы для их подготовки к достойному служению Отечеству на гражданском или военном поприще.
Задачи деятельности:
1. Воспитать преданность Родине
2. Сформировать уважение к боевому прошлому России
3. Воспитать основы гражданского сознания
4. Воспитать гуманное отношение к окружающим людям
5. Сформировать уважение к труду, к людям труда, трудовым традициям
6. Воспитать мужество, стойкость, отвагу
7. Изучить духовное и культурное наследие России, терского казачества
8. Сформировать стремление к здоровому образу жизни
9. Подготовить к службе в Российской Армии
В современном обществе огромное внимание уделяют патриотическому воспитанию подрастающего поколения, которое всегда являлось важнейшим фактором нравственного здоровья любого общества. Без него не мыслимо и дальнейшее развитие, и движение вперед. И начинается этот процесс с самых маленьких наших жителей, с тех, кому предстоит вступить в самостоятельную, взрослую жизнь.
В силу ряда причин жизнь вносит свои поправки и диктует нам новые требования к процессу воспитания на основе черпания всего положительного, что накоплено веками народами Северного Кавказа, традиционной культурой терского казачества.
Процессы реабилитации и возрождения казачеств, перевод казачьих формирований на государственную службу обусловили создание и все большее распространение в крае классов казачьей направленности, чтобы обеспечить социальный заказ на формирование гражданина с развитым чувством патриотизма, уважения к закону, своим и чужим правам, добросовестным отношением к учебе и труду.
Казачье воспитание – это система, которая предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма. В средствах, основанных на казачьих народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир и физическое состояние подрастающего поколения.
Действительно изначально создание казачьего класса задумано, для того чтобы воспитывать нравственность и духовность в гражданах Российской Федерации. Для этого необходимо прежде всего, чтобы наши дети знали историю своей страны и гордились ей.
Я живу в стране чудес,
Наши дети много знают,
Сколько у Наполеона жен,
А своей страны не знают!
Вот поляки - молодцы!
Нам несли освобожденье,
Да Сусанин помешал,
И рассеяны сомненья!
Ну а турки тоже блеск,
На Россию нападали,
Но не вышло ничего,
Жаль, казаки помешали!
И о ведьмах я узнала,
Это тоже интересно,
А про Родину свою
Нашим детям неизвестно!
А на праздниках эпох
Очень важен нам Египет,
День Победы подождет,
Вот такой параллепипед!
От истории страны
Остаются только мифы,
Будто в Африке живем,
А кругом одни лишь скифы!
Может быть я не в России,
Может я в французской школе,
Или в Грецию попала,
Перепутала я что-то?
Нам бы гражданами стать,
Дружно за руки возьмемся!
Перестанем лгать себе,
И в Россию мы вернемся!
Глава 3
От размышлений к делу
Польза от создания казачьего класса неоспорима. Но ведь для того, чтобы эта польза проявилась недостаточно просто назваться казачьим классом, благополучно донести это звания до выпускного класса и расстаться с ним без сожаления. Нужно заразить ребят и их родителей этим казачьим духом. И, не дожидаясь наступления нового учебного года, я взялась за дело. Прежде всего, я стала изучать историю, традиции, особенности быта и устоев жизни терских казаков. Ведь как говорят: «Научить можно только тому, что знаешь сам». Я прочитала много книг, статей о казачестве. Изучила опыт казачьих классов, функционирующих не первый год (благо ресурсы интернета позволяют это). Скажу честно, я прониклась этим интересным и завораживающим миром настоящих патриотов своей страны, настоящих мужчин, и женщин, во всем поддерживающих своих воинов. Действительно все это очень интересно и поучительно.
Нужно было продумать, как мы будем доносить все это до наших далеких от казачества детей. Вместе с нашей школьной администрацией и руководством нашего поселкового казачества мы наметили ряд действий по ознакомлению детей с этим миром. Вся деятельность казачьего класса будет многим отличаться от деятельности обычного класса нашей школы. Этому будут способствовать многочисленные кружки, факультативы, распорядок дня и т. д., но об этом немного позже.
Чтобы ребята сразу почувствовали эту атмосферу казачества, свой класс, который впоследствии стал их кабинетом, я стала оформлять стендами с информацией об истории терского казачества, символикой и формой одежды казаков, о быте и традициях, о подвигах заслуженных казаков и т.д.
Составила уголок казачьего класса со списком детей, их распорядком дня, заповедями казаков и памятными датами терского казачества. Впоследствии этот уголок пополнился и другой информацией, например, расписанием уроков (ведь как не крути, наравне с воспитанием, нельзя забывать об еще одной не менее значимой роли школы – образовательной).
И вот, наконец, 1 сентября и я встречаю своих ребят, пока еще малознакомых лично, хоть и очень хорошо знакомых заочно, ведь я тщательно изучила их личные дела, журналы, характеристики, много беседовала о них с родителями и первым классным руководителем. Они еще мало представляют свою роль будущих казачат. Но они уже горды тем, что это ради них пришли гости с поселкового казачества, во главе с нашим атаманом. В их честь звучит много слов. На линейке чествуют не только новых членов нашего школьного коллектива – малышей-первоклассников, которые впервые переступили порог школы, но и их - первооткрывателей проекта, под названием «казачий класс». Но они и и немного растеряны, как любые пятиклашки, ведь такая знакомая жизнь начальной школы с привычным укладом и первой учительницей заканчивается и перед ними открывается новая страница в их жизни, с не совсем понятным названием: «Казачество».
Но все таки оптимизм этого возраста победил и на первом классном часе они расслабились и первая встреча с классным руководителем прошла интересно, живо и бодро. Конечно я затронула и некоторые особенности, которые будут в их школьном распорядке , но особо заморачивать пока не стала. Мы расстались довольные друг другом, чтобы завтра – 2 сентября приступить к знакомству не только с новыми знаниями по математике, русскому языку, но и с незнакомыми пока для них истории терского казачества, их культурой и жизнью.
Глава 4
Казачата
Уже с первой недели обучения, мои казачата были вовлечены в разнообразную кружковую работу. Мы провели выборы в классное самоуправление, на которых выбрали атамана, его помощника, помощников атамана по дежурству в классе, столовой, помощников по спортивной подготовке и помощников по культуре, проводил построение личного состава. Распорядок дня казачат отличался от распорядка дня обычного класса нашей школы. Утром они приходили к 8-15 и день начинался с утреннего построения. Атаман назначал ответственного по утренней зарядке. Затем проводилась зарядка и обсуждение планов на день. После построения, ребята шли на занятия. По окончанию уроков следовал небольшой перерыв, когда ребята немного отдыхали, затем они полдничали, и шли на кружки, которые были назначены на этот день. Кружки были разнообразны: это «Казачья школа», где и мальчики и девочки знакомились с основами рукопашного боя, потому что любой казак должен уметь постоять за себя; это «Казачьи игры», где ребята знакомились с различными казачьими играми и забавами, кроме того на этом кружке они обучались строевой подготовке, учились маршировать и правильно отдавать честь; еще был кружок «Сундучок молодой казачки», на котором девочек учили рукоделию; и очень важный кружок, который вела я: «Наследники земли Ставропольской», на котором я знакомила ребят с историей терского казачества, его традициями, обычаями, устройством быта и т. д. На этом кружке, мы много беседовали и изучали различных событий в жизни терских казаков. Я старалась разнообразить занятия, показывала ребятам красочные презентация и фильмы, на эти занятия приходил атамана нашего поселкового казачества, он много беседовал с детьми о казачьих заповедях, которые мы вскоре выучили назубок, о традициях казаков и многом многом другом. Кроме того и сам атаман вел у казачат кружок «Запевай казачок», на котором ребята выучили много казачьих песен. Вскоре у нас сформировался ансамбль «Славяне» и мои казачата стали частыми гостями на различных сельских концертах и любимцами нашей сельской аудитории. Мы песней поздравляли ветеранов войны с 9 мая, пенсионеров с Днем пожилого человека, ну и просто радовали жителей села своим творчеством. В общем, моим казачатам скучать было некогда. После окончания кружков проводилось вечернее построение, на котором подводились итоги дня и ставились планы на день следующий. Так в хлопотах и заботах прошли первые два месяца нашей начальной казачьей жизни. В начале декабря, наконец, мы стали полноправными членами терского казачества. К этому времени детям была выдана казачья форма, мы выучили клятву казачат. В день принятия в казачество ребята были очень взволнованы, но держались уверенно. К этому дню уже они осознали, какая ответственная миссия ложится на их плечи, и морально были к ней готовы. Уже за два месяца казачата начали отличаться большей дисциплинированностью и ответственность по сравнению с учащимися других классов их возраста. В день принятия в казачата был проведен праздник в местном Доме Культуры, на котором присутствовали все учащиеся школы, представители сельской администрации, священнослужитель местной церкви, ну и, конечно, все казаки нашего села.
Прежде всего, была проведен ритуал принятия ребят в ряды терского казачества. Казачата принесли клятву. Священник провел небольшую службу по этому поводу. Затем звучали поздравления от представителей администрации, казаков, директора школы. В честь казачат прошел небольшой концерт, на котором сами виновники торжества тоже не остались в стороне и спели несколько песен. В этот день ребята уходили из Дома Культуры довольные и гордые, возложенной на них ответственностью. И потекли, трудовые будни моих казачат. Мы продолжали активно участвовать в жизни села, учить историю казачества, не только на моем кружке, но и на факультативном занятии «История казачества», еще изучали роль церкви в жизни казаков на факультативе «Основы религиозной культуры и светской этики». Кроме того мы любили и попраздновать. Так мы активно встретили рождественские праздники, с которыми нас поздравляли глава сельской администрации, председатель колхоза и священник отец Алексей. Мы результативно поучаствовали в шашечном турнире, посвященном рождественским праздникам, и наш казачок занял второе место, получив в подарок гитару. Перед празднованием большого церковного праздника Пасхи, изучив традиции этого праздника, мы посетили местную церковь, где послушали проповедь отца Алексея и поставили свечки за здоровье своих родственников. Не остались мы в стороне и при праздновании дня Победы. В шествии посвященной этой дате к месту памяти – мемориалу, установленному в центре села, мы шли первыми, вместе с нашими старшими товарищами – казаками, которые скакали на лошадях со знаменами. Затем во время митинга, казачата спели несколько казачьих песен. На протяжении всего учебного года мы навещали ветерана тыла Молород И.С.поздравляли его с праздниками и оказывали посильную помощь по двору, и по дому: убирали двор от мусора, листьев, снега; приносили воду; помогали по огороду.
Не оставались мы в стороне и от жизни школы. Участвовали не только в казачьих мероприятиях, но и в общешкольных. Так мы заняли первое место в выставке-ярмарке «Золотая осень». Наша красавица-казачка заняла третье место в конкурсе «Мисс очарованье». Мы приняли активное участие в праздновании «Хэллоуина» и в викторине «Умники и умницы». Получили грамоту за активное участие в проведении «Дня здоровья». Заняли первое место в Новогоднем КВН и т.д. А в какие походы мы ходили! Как весело праздновали День защитника Отечества и Международный женский день! Кроме классных часов, посвященных казачеству, я не забывала проводить классные часы, посвященные правилам дорожного движения, медиабезопасности, пожарной безопасности и безопасности в быту, профилактике вредных привычек; нравственные классные часы и т.д.
Большое внимание я уделяла и работе с родителями. Из перечня всех мероприятий, проводимых с родителями подопечных, выделяю родительские собрания и индивидуальную работу. Родительские собрания провожу часто: пять – шесть раз в учебном году. Каждому родительскому собранию предшествует большая подготовительная работа: выбор темы собрания, подготовка приглашений, индивидуальные сообщения некоторым родителям, определение круга педагогов, которые должны будут принять участие в родительском собрании, составление компьютерной презентации по теме собрания, изготовление памяток для родителей и многое другое. На каждом собрании обязательно провожу родительский лекторий, в ходе которого освещаю проблемы воспитания детей. По мере необходимости провожу индивидуальные консультации для родителей. Стараюсь, чтобы тематика родительских собраний соприкасалась с тематикой работы, проводимой с детьми. Например, аналитическая работа, классный час, родительское собрание по темам «Мир глазами агрессивного человека», «Роль домашнего задания в самообразовании школьников». И ,конечно же , разнообразие форм проведения родительских собраний: круглый стол, лекторий, беседа, концерт и т.д. На родительских собраниях, конечно же, немалое внимание отводится так же и темам по казачеству. Родители тоже должны принимать участие в воспитании казаков. Сказать честно, сначала родители относились скептически к формированию казачьего класса. Но когда увидели, что дети становятся более дисциплинированными, более ответственными, тоже стали приобщаться к казачеству. Несколько отцов казачат, тоже приняли казачество.
Заключение
Вот позади 1,5 года нашей совместной жизни с моими казачатами. Кажется срок небольшой. Я не могу назвать себя опытным классным руководителем. Но я горжусь тем, чем я занимаюсь. Я горжусь достижениями своих казачат и очень их люблю. Я верю в то, что я сделала их более добрыми, более дружными, более патриотичными. Конечно, я приложу все усилия, чтобы эти качества их развивались и они вышли со школы хорошими людьми, чтящими свою историю, настоящими гражданами нашей великой страны России, любящими свою страну и людей, живущих в ней. Людьми, стремящимися работать на благо своей страны.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА
«Наследники земли Ставропольской»
I. Пояснительная записка
Наш меняющийся мир трудно определить, одним словом. Молодому поколению особенно тяжело определиться в нем, найти свой правильный путь. Одна из важных задач социализации подростков – «взращивание» учебной самостоятельности и привитие вкуса к творчеству, чтобы помочь им реализовать свой творческий потенциал и стать созидателями своей судьбы, нужными обществу и окружающим людям. Путь к этому лежит в целенаправленном формировании творческой образовательной среды, особенно на занятиях кружка.
По словам знаменитого русского историка Карамзина: «История – учитель жизни, завет предков, к потомству, кладезь мудрости». Познавая историю, мы познаем себя. Необходимо вернуться к нашим родным истокам, вспомнить то, чего забывать нельзя: кто мы? Где наши корни?
В свое время академик Д.С.Лихачев написал замечательные строки: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Наш край исконно казачий, поэтому его история тесно связана с историей казачества. Сегодня можно наблюдать растущий интерес к казачьему наследию не только у взрослых, но и у детей. Мы не остались в стороне от этого процесса. Наш кружок называется «Наследники земли Ставропольской».
Содержание программы кружка предусматривает учебные занятия по изучению истории края в рамках становления казачества на Кавказе, его роли в освоении и присоединении этих земель к России; традиций и обычаев этого народа, его материальные и духовные ценности; взаимодействия казачества с другими народами – его толерантность; процесса возрождения казачества сегодня с учетом всех особенностей, происходящих в стране, идущей по пути демократизации.
Методика занятий направлена на систематическую исследовательскую работу с литературой по краеведению, самостоятельный поиск информации и сведений в семейных архивах и из воспоминаний старожилов.
Применение проблемных занятий способствуют выявлению потенциала учащихся, выработки собственных взглядов и суждений.
Некоторые темы позволяют ребятам приобрести новые практические навыки прикладного искусства казаков, например, плетения корзин, вышивки. А также навыки для изготовления наглядных пособий (макет дома, оружие, одежда) и дидактического материала.
Для учебных занятий (теоретических, проблемно-поисковых) учащимся требуется тетрадь для записей.
Программа рассчитывает проведение проверки знаний, умений и навыков при помощи контрольных срезов и тестирования, которые проводятся один раз в полугодие. Итоговый анализ работы проводится в конце учебного года в виде творческого отчета – проекта о работе данного кружка. Творческий отчет помогает наибольшему раскрытию творческого потенциала детей, их самовыражению, утверждению культурного опыта, а также дает возможность педагогу проанализировать выполнение учебной программы.
На занятиях педагог использует следующие методы обучения:
репродуктивный;
научного исследования;
проблемно-поисковый;
эвристический.
На занятиях педагог опирается на следующие методы воспитания:
-
общие: рассказ на патриотическую тему (из жизни реальных людей, этическая беседа);
методы организации деятельности и формирования опыта поведения: поручение, игра, КТД;
методы стимулирования: поощрение, ободрение, награждение, соревнование.
Программа предполагает участие кружковцев в общешкольных и районных мероприятиях, посвященных знаменательным датам в истории края.
Дети должны знать:
главные события в истории края и те, которые связаны с историей казачества;
народы, населяющие территорию края и их роль в истории края;
этапы становления казачества;
взаимоотношения казачества с государством;
традиции, заповеди и права казаков.
Уметь:
обобщать исторические факты и явления;
анализировать исторические явления, факты, процессы, личности;
на конкретных исторических примерах раскрывать особенности быта, обычаев, нравов казачества;
работать с источниками и дополнительной литературой;
выдвигать гипотезы и креативные идеи;
формулировать собственные суждения и умозаключения;
проводить рефлексию проделанного;
готовиться к публичным выступлениям и выступать перед аудиторией.
Цель данной программы.
Способствовать социализации молодого человека: через результаты научно-исследовательской деятельности прийти к осознанию своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этико-социальной общности.
Задачи программы.
Помочь учащимся более глубоко изучить историю казачества.
Воспитывать патриотические качества личности на примере героического прошлого казаков и их роли в истории края и страны.
Развивать навыки творческой исследовательской работы, которая поможет подростку сформировать способность ориентироваться в социуме.
Содействовать пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур.
Данная программа разработана для школы, работающей в компактном проживании казачества. Программа кружка предназначена для учащихся 5 класса, занимающихся в краеведческом кружке школы. Она рассчитана на 72 часа.
II Программа кружка «Наследники земли Ставропольской»
1. Введение в образовательную область.(1 час)
2. Место и роль казачества в истории Российского государства.
Тема 1. Древнейшие следы человека на Северном Кавказе (4 часа).
Каменный век, Медно – бронзовый век с IV тыс. до н.э. Курганные могильники в Карачаево - Черкессии дольменской культуры. Северо – Кавкзская и Катакомбная культуры II тыс. до н.э. Места стоянки древних людей на территории Ставропольского края.
Тема 2. Соседи славян на юге(9 часов).
Киммерейцы. Скифы. Проникновение греков на Ставрополье. Греческие погребения в г. Ставрополе. Сарматы и сарматские погребения между Доном и Волгой Савраматы. Аланы и асы на Северном Кавказе. Земли края в составе Хазарского каганата. (Хазарская версия о происхождении казаков). Аланское государство в VIII-XI вв. - крупнейшее христианское государство Восточной Европы. Половцы. Другая версия (гипотеза) о происхождении казаков от половцев – черные клобуки. Кипчаки.
Тема 3. Возникновение казачества (6 часов). Различные версии (гипотезы) этого вопроса.
Древнейшие письменные источники о начальной истории казачества. Казаки потомки скифов и приазовских славян. Появление на Руси «черных клобуков» (казаков), выходцев из половцев. Земля Кассакия. Казаки в былинном эпосе. Земли Ставрополья в составе Тьмутараканского княжества. Завоевания земель Северного Кавказа монголо – татарами. Ставрополье в составе Золотой Орды. Казаки и их татарские корни.
Тема 4. Становление казачества (7 часов).
Появление общин казаков на окраинах Руси. Борьба казаков с татарскими ханами и их участие в свержении ига. XVI в. усиление роли и значимости казаков в Московском царстве. Становление казачьей независимости на Дону и Днепре. Образование донских, астраханских, гребенских, терских и других казаков. Их бытовые традиции.
Тема 5. Казаки Ставрополья на службе Отечества (6 часов).
Образование казачьих поселений XV-XVI вв. от Волги до Днестра. Начало освоения земель Кавказа русским государством. Поселения казаков на гребнях гор и в низовьях Терека. Военизированный быт гребенских казаков. Признание казаками верховной власти московского царя. Появление казачьей крепости Терки. Казаки и Петр I. Начало ущемления казачьей вольности. Казачьи волнения. Пугачев среди терских казаков.
Контроль знаний умений навыков.
Тема 6. Степной форпост России (8 часов).
Казаки и Екатерина Великая. Строительство Азово-Моздокской оборонительной линии, заселение её казаками. Участие казаков в войнах XVIII –XIX вв. Кавказская война. Из истории образования с. Гражданского Минераловодского района и соседних сел: Сунжа, Суворовское. Образование городов и казачьих станиц на КМВ. Ермолов – губернатор и герой Кавказа. Казачье линейное войско.
Тема 7. Судьба казачества в XX в. (7 часов).
Терское казачье войско и другие казачьи войска в России к 1916 году. Казачий кадетский корпус в Ставрополе. Участие ставропольцев в I мировой войне. Казаки и революции в России. Гражданская война на Дону, Кубани и на Северном Кавказе. Ликвидация казачества как сословия. Участие казаков в Великой Отечественной войне.
Тема 8. Казачьи заповеди, права, традиции, культура (16 часов).
Казачество и православие. Казачьи святые. Молитвы, которые должен знать каждый казак. Традиции казаков Северного Кавказа. Мораль. Культура и обряды. Казачьи заповеди, принятые 18.11.90 г. Права и обязанности казаков. Символы и знаки. Герб и гимн Терского казачьего войска. Чины и звания. Обряд «провода в армию». Обряд «свадьба». Казачья семья. Роль женщины – казачки. Казачье воспитание детей и молодежи. Казачьи ценности в фольклоре. Дни памяти казаков.
Тема 9. Возрождение казачества (6 часов).
Решение Большого круга Союза казаков в сентябре 1993 г. в Оренбурге. Возрождение Терского казачества, в литературе А.Т. Губина «Молоко волчицы». Образование Минераловодского Отдела Терского казачьего войска им. Перепилицина. Казаки на службе Отечеству. Казачий корпус.
Итоговый анализ (2 часа).
Учебно-тематический план
№п/п
|
Наименование тем и вида работ
|
часы
|
теор. и исследов. деятельности
|
практич.
|
Дата
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
|
Введение в образовательную область.(1 ч)
Введение. Место и роль казачества в истории Российского государства.
Тема №1. Древнейшие следы человека на Северном Кавказе.(4ч)
1.Каменный век на территории Северного Кавказа. Последние археологические находки у г. Кинжал.
2. Медно-бронзовый век. Работа с источниками.
3. Северо-Кавказская культура. Катакомбная культура на Ставрополье. Теоретическое исследование.
4. Места стоянок древних людей в Ставропольском крае.
Тема №2. Соседи славян на юге.(9ч)
1.Киммерийцы.
2. Скифы. Теоретическое исследование.
3. Греки на Ставрополье. Теоретическое исследование.
4. Сарматы и савроматы.
5. Аланы и асы. Теоретическое исследование.
6. Земли края в составе Хазарского каганата. (Хазарская версия о происхождении казаков). Выдвижение гипотезы.
7. Аланское государство в VIII-XI веках – крупнейшее христианское государство Восточной Европы в средние века. Теоретическое исследование.
8. Половцы. Другая версия о происхождении казаков от половцев – черные клобуки.
9. Час контроля по итогам изученного.
Тема №3. Возникновение казачества. (6 ч)
1.Древнейшие письменные источники о начальной истории казачества. Работа с источниками.
2.Славяне – русы на Северном Кавказе в раннесредневековую эпоху. Работа с источниками.
3. Земли Ставрополья в составе Тьмутараканского княжества.
4. Завоевание Северного Кавказа монгола - татарами. Теоретическое исследование.
5. Ставрополье в составе Золотой Орды. Из истории г. Буденновска. Теоретическое исследование.
6. Версия о татарских корнях казаков. Этимология термина «казак».
Тема №4. Становление казачества.(7 ч)
1. Появление казаков на территории Западной Руси. 2. Участие казаков в борьбе с захватчиками и в свержении монголо-татарского ига.
3. XVI в. – зарождение казачества на Дону, Днепре, на Северном Кавказе. 4. Возникновение гребенского и терского казачьих войск. Теоретическое исследование.
5.Бытовые традиции гребенцев и терцев.
6.Изготовление макета куреня (жилища) терских казаков.
Тема №5. Казаки Ставрополья на службе Отечеству.(6 ч)
1.Начало освоения земель Кавказа российским государством. Теоретическое исследование.
2.Образование казачьих поселений от Волги до Днепра (Дикое поле). Теоретическое исследование.
3. Военизированный быт казаков.
Служба казаков на Северном Кавказе. Начало службы казаков русскому государству (1557). 4. Теоретическое исследование.
Московский царь верховная власть казаков. Теоретическое исследование.
5.Казачьи волнения. Борьба казаков за свои вольности.
Участие казаков в Азовском и Каспийском походах Петра I. Теоретическое исследование.
6.Промежуточный контроль ЗУН по итогам изученного.
Тема №6 Степной форпост России(8ч).
1.Казаки и Екатерина Великая. 2.Строительство Азово-Моздокской линии и ее заселение казаками. Работа с источниками.
3.Дальнейшее заселение линии казаками. Теоретическое исследование.
4.Участие казаков в войнах XVIII в. –XIX в. Кавказская война. Работа с источниками.
5.Из истории образования с. Гражданского Минераловодского района Ставропольского края и соседних сел: Сунжа и Суворовское.
6.Образование городов и казачьих станиц на КМВ. Работа с источниками.
7.Творец величия КМВ - генерал Ермолов.
8.Казачье линейное войско: служба, форма, традиции, быт.
Тема №7. Судьба казачества в XX в. (7 ч).
1.Терское казачье войско и другие казачьи войска в России к 1916 году. Теоретическое исследование.
2.Казачий кадетский корпус в Ставрополе.
3.Участие ставропольцев в I мировой войне. Работа с источниками.
4.Казаки и революции в России. Гражданская война на Дону, Кубани и на Северном Кавказе. 5.Ликвидация казачества как сословия. Работа с источниками
6.Участие казаков в Великой Отечественной войне. День памяти – 1 июня 1945 года трагедия в Лиенце. Теоретическое исследование.
7.Час контроля по итогам изученного.
Тема №8. Казачьи заповеди, права, традиции, культура (16 ч).
1.Казачество и православие. 2.Казачьи святые. Молитвы, которые должен знать каждый казак.
3.Посещение церкви.
4.Традиции казаков-терцев.
5.Практическое занятие: плетение корзин из ивовой лозы.
6.Казачьи заповеди, принятые 18 ноября 1990 г на Большом круге. 7.Права и обязанности казаков.
8.Символы и знаки. Герб и гимн Терского казачьего войска.
9.Чины и звания.
10.Казачье воспитание детей и молодежи.
11.Роль женщины – казачки. День казачки 21 ноября.
12.Казачьи ценности в фольклоре.
13.Дни памяти казаков.
14.Знакомство с обрядами: «Проводы в армию», «Свадьба».
15.Час контроля по итогам изученного.
Тема №9. Возрождение казачества (6 ч).
1.Решения Большого круга Союза казаков в сентябре 1993 г. в Оренбурге.
2.Возрождение казачества, в литературе: А.Т. Губин «Молоко волчицы».
3.Образование Минераловодского Отдела Терского Казачьего войска им. Перепилицина.
4.Казаки на службе Отечеству.
Творческий отчет кружка. Итоговый анализ работы кружка.
Итоговый срез ЗУН.(2ч)
Итого за курс
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68
|
2
2
4
|
|
Список использованной литературы:
Алферов В.И., Чекменев С.А. Степная вольница. – Ставрополь, 1978.
Алмазов Б.А., Новиков В.Т., Манжала А.П. Казаки.- СПб,1999
Бентковский И.В. Статистико-географический путеводитель по Ставропольской губернии. – Ставрополь, 1883.
Гниловский В.Т. Занимательное краеведение. – Ставрополь, 1974.
Гриценко В.Б. История земли Минераловодской. – Минеральные Воды, 1998.
Гриценко В.Б. Дорога на курорты. – Минеральные Воды, 1994.
Губенко О.В. Станичники. – Минеральные Воды, 2000.
Губин А.Т. Молоко волчицы. – Ставрополь,1994
Деникин А.И. Очерки русской службы: крушение власти и армии. – Москва, 1991.
История казачества России. Ростов-на-Дону.2001
Истоки. Опыт работы детских казачьих общественных организаций и объединений./ Сост. Лазарева А.Т. – Ставрополь,2001.
Кругов А.И. Ставропольский край в истории России. – Ставрополь,2001.
Наш край: Документы, материалы, 1777-1917гг. – Ставрополь,1977.
Наш край: Документы, материалы, 1917-1977гг. – Ставрополь,1983.
Нелепин Р.А. История казачества. – СПб, 1995.
Невская Т.А., Чекменев С.А. Ставропольские крестьяне. – Ставрополь,1994.
Потто В.А. Два века терского казачества.- Ст.1996
Пятигорск в исторических документах 1803-19117гг. Сборник документов и материалов./ Сост. С.И. Несмачная. – Ставрополь,1985.
Ставропольцы в Великой Отечественной войне. – Ставрополь,1995.
Ставрополье в Великой Отечественной войне 1941-1945г. Сборник документов ставропольского края. 1962
Чекменев С.А. Переселенцы: Очерки заселения и освоения Предкавказья русским и украинским казачеством и крестьянством в конце XVIII- первой половине XIX в. – Пятигорск, 1999.
Шкуро А.Т. Записки белого партизана.- Москва, 1991.
Яковкин Е.И. Замечательные люди на КМВ. – Ставрополь,1977.
|
|
|