|
Разработка урока по истории отечества в 4 классе. Название: «Возможно, ли стать идеальным?»
Методическая разработка урока по истории отечества в 4 классе.
Название: «Возможно, ли стать идеальным?».
Краткая аннотация: представлена разработка проектного урока по курсу «Введение в обществознание», который раскрывает индивидуальность ребёнка, черты характера, самооценку через выражение эмоций, умение общаться друг с другом.
Разработка может быть использована классными руководителями, психологами общеобразовательных школ.
Учебный предмет: «Человек и человечество»
Уровень образования школьников: 4 класс
Форма учебной работы: проектная, классно-урочная.
План проведения урока
Тема урока: « Возможно, ли стать идеальным? (4 «Б» класс)
Тип урока: Урок – проект
Цель урока: формирование умений увидеть проблему и намечать пути ее решения
Задачи урока:
Познавательный аспект: расширить знания об особенностях состояния нашего внутреннего мира.
Развивающий аспект: учить логически выстраивать свою речь; извлекать нужную информацию из научно-популярной литературы; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитательный аспект: воспитание сотрудничества, коммуникативности, обучение общению, формирование уважительного отношения к друг другу и окружающим.
Форма обучения: групповая (на группы учащиеся делились самостоятельно)
Методы: стимулирование и мотивация, наглядный, сравнение, частично поисковый, исследовательский.
Оборудование, материалы: листы А3, карандаши, фломастеры, «палитра эмоций» - палитра красок, где каждой краске соответствует эмоция или чувство, карточки с перечнем личностных качеств.
Этапы урока
|
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащегося
|
I. Введение в тему проекта
Учебно-воспит.
задача этапа:
Обеспечить нормальную обстановку на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию.
|
Приветствие
Готовность классного помещения
Мотивирование учащихся к решению проблемы : «Возможно ли стать идеальным?»
Точка, точка, запятая…
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик…
Получился человечек!
Настоящий это человечек?
Почему?
|
Быстро мобилизоваться, сосредоточиться.
Включиться в деловой ритм
Обсуждение темы проекта
|
II. Организация деятельности
Учебно-воспит. задача этапа:
Подготовить учащихся к активной учебно-познавательной деятельности
|
организовать группы (класс делится на группы до проекта самостоятельно)
спланировать деятельность по решению задач проекта (инструкции для каждой группы)
1 группа: «Идеальный ученик»:
- создать портрет идеального ученика с помощью карандашей, используя «палитру эмоций»
- описать, какими качествами должен обладать идеальный ученик
- продумать защиту своей работы
2 группа: «Реальный ученик»:
- создать портрет реального ученика с помощью карандашей, используя «палитру эмоций»
- описать, какими качествами должен обладать реальный ученик
- продумать защиту своей работы
3 группа: «Идеальный учитель»
- создать портрет идеального учителя с помощью карандашей, используя «палитру эмоций»
- описать, какими качествами должен обладать идеальный учитель
- продумать защиту своей работы
4 группа: «Реальный учитель»
- создать портрет идеального ученика с помощью карандашей, используя «палитру эмоций»
- описать, какими качествами должен обладать реальный учитель.
- продумать защиту своей работы
|
и распределение ролей в группе осуществляется самостоятельно, с условием, по возможности равного распределения навыков и умений
планирование работы
выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
|
III. Осуществление деятельности
Учебно-воспитательная задача этапа:
обеспечение самостоятельной работы в группе
|
консультация учащихся по необходимости
ненавязчивый контроль
помочь при необходимости подготовить защиту выполненной работы
|
Изображение ученика и учителя в идеальном и реальном образах, используя палитру эмоций, записывая качества личности
Защита своих работ
|
IV. Презентация
-закрепить и осмыслить уч. материал,
-закрепить умение работать с предоставленной информацией,
-развивать логическое мышление.
-развивать умение адекватно оценивать себя и окружающих
- умение оригинально мыслить, высказывать свои идеи, выбирать самые неординарные идеи, излагать свои мысли публично.
|
Обобщение полученных результатов
• подведение итогов
• оценивание умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.
• акцент на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
Какой положительный опыт приобрели, выполняя данную работу?
повод продолжить самопознание
повышать уровень самообразования
задуматься над своей самооценкой
попробовать ответить на вопросы:
«каков я?»
«что во мне не так?»
«каким я должен стать?»
Вывод: стремиться к идеальному можно и нужно, но быть идеальным скорее всего невозможно!
|
|
V. Подведение итогов урока
Проанализировать работу класса
|
Рефлексия:
Ответьте на вопросы:
Чему вы научились на уроке?
Что вам понравилось?
Что вам не понравилось?
|
Индивидуальная оценка урока каждым участником.
|
Сценарий
открытого урока по введению в обществознание
По теме:«Возможно ли стать идеальным?»
Дата проведения: 4 марта
Место проведения: кабинет начальных классов
Оборудование: листы А3, карандаши, фломастеры, «палитра эмоций».
Учитель:
- Добрый день! Дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок – урок-проект.
-Посмотрите на доску. Что у нас здесь появляется?
Точка, точка, запятая…
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик…
Получился человечек!
(одновременно на доску вывешивается чёрно-белое изображение фигуры человека)
-Знакома вам эта песенка?
-Настоящий это человечек?
- можно назвать его личностью?
-Почему?
Дети: У него нет эмоций, чувств, равнодушен, чёрно- белый цвет фигурки.
Учитель: выглядит он нейтрально, а важно ли иметь эмоции и чувства? Внутренний мир?
Дети: высказывают своё мнение
Учитель: У каждого из нас есть своё «Я», свой внутренний мир. У каждого из нас есть свой идеал. Я предлагаю вам поговорить о нас. Какой я учитель, какие вы ученики? Возможно ли встретить идеал или стать идеальным?
Дети: отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.
Учитель: Итак, каждая группа получает задание. Попробуйте изобразить и описать идеального ученика и реального, идеального учителя и реального. Используйте палитру эмоций и чувств, вспомните качества личности, черты характера. Каждая группа выберет защитника вашей точки зрения. Гостям мы также предлагаем присоединиться к нам и поработать по данному вопросу. Изобразите идеального и реального ученика.
(работа в группах ведётся самостоятельно, по желанию дети могут обратиться за консультацией к учителю.)
Дети: каждая группа защищает свою работу (каждый рисунок вывешивается на доску)
Учитель: Молодцы, вы проделали большую серьёзную работу. Посмотрим, что у нас получилось. Кто из вас может сказать, что встречал идеального ученика?
Может вы встречали идеального учителя?
- Давайте спросим наших гостей. Какой портрет у них получился?
- Спасибо гостям.
- Какой же вывод можно сделать?
Дети: Идеальных людей не бывает.
Учитель: Может быть со временем, занимаясь самопознанием и саморазвитием возможно стать идеальным учеником, учителем, человеком?
Дети: высказывают своё мнение
Учитель: Посмотрите на свои работы. Идеал практически одинаков, а реальность разная, яркая, интересная, эмоциональная.
Учитель: попробуйте ответить на вопросы:
«каков я?»
«что во мне не так?»
«каким я должен стать?»
- Кто может рассказать о себе, отвечая на данные вопросы? Есть смелые?
- Какой вывод можно сделать?
Дети: К идеальному стремиться можно, но быть идеальным невозможно, и, наверное, скучно.
Учитель: Наш человечек, которого мы нарисовали в начале урока, так и остался нейтральным. Давайте, каждый из вас подарит ему свою эмоцию или качество, черту характера, чтобы он смог стать настоящей личностью как вы.
Дети: выполняют задание, оценивают себя.
Учитель: Каким получился наш герой? Идеальным или реальным?
Ответьте на вопросы в карточках, выскажите своё мнение по уроку.
- Хочу пожелать вам стремиться к идеальному, а оставаться индивидуальными! Пусть весь мир откроется перед вашей неповторимостью. Спасибо!
|
|
|