Главная страница

Как можно услышать музыку. Цвет настроение. Цвет музыка


Скачать 48.64 Kb.
Название Как можно услышать музыку. Цвет настроение. Цвет музыка
Дата 24.02.2016
Размер 48.64 Kb.
Тип Урок



Тема урока: Как можно услышать музыку. Цвет – настроение. Цвет – музыка.

Цель урока: Восприятие настроений в музыке и литературе. Осмысление впечатлений от того, что услышано в музыке, стихе, как это можно представить в цвете. Цветомузыкальное моделирование на музыкальное произведение.

Под музыку И. Штрауса «Сказки Венского леса» ученики входят в класс. Приветствие.

-Сегодня мы будем говорить с вами о таком понятии как НАСТРОЕНИЕ. Посмотрите вокруг себя: как много предметов нас окружает, у каждого своя форма и цвет, предназначение и настроение, стиль и фактура. А сколько живого в окружающей нас живой природе: растения, птицы, животные. Посмотрите друг на друга. Какие вы все разные! Ведь у каждого сейчас разное настроение, кто - то серьезен, кто-то подвижен и весел, некоторые из вас опечалены или озабочены чем – то. Загляните друг другу в глаза, улыбнитесь. Смотрите, как у многих из вас потеплел взгляд. От простого действия улыбки все вдруг изменилось! В природе, которая нас окружает, тоже нет постоянства настроений,- все меняется. Ну, например: вчера еще был ясный, морозный, солнечный день, снег радовал ослепительной белизной, а сегодня ветер пригнал тяжелые тучи, небо изменилось? Что происходит? Как описать это настроение?

Ученики: Печальное, скучное, все кругом как бы замерло.

-А какие цвета нам говорят о грусти?

Ученики: Потемневшее небо, серые и тяжелые облака, лес потемнел, снег стаял с ветвей и опал от собственной тяжести.

-Да, воздух стал как будто тяжелым. Вернемся немного назад во времени, еще какое время года тоже навевает грусть?

Ученики: Осень.

-А почему? Что происходит?

Ученики: Потому что осенью становится меньше солнца, природа постепенно увядает, постепенно меняют цвет и опадают листья.

-Падает с дерева лист…. Если бы я попросила вас сочинить музыку к этим словам, как бы она зазвучала?

Ученики: Медленно. Плавно. Постепенно. Как кружится и переворачивается падающий лист.

-Покажите рукой, жестом эти движения сверху в них. (Передаем плавными, ступенчатыми движениями падение листьев на землю). А теперь под музыку, придайте своей руке больше плавности, грациозности. (Звучит отрывок 6-8- тактов)

-Представьте: подул небольшой ветер, легкий, игривый. Покажите, как листья будут двигаться? ( Имитируем покачивающим движением кисти и пальцев кружение листьев).

-Ветер чуть усилился, постепенно набирает силу. Усиливаем амплитуду движения, теперь включается в работу не только кисть руки, но предплечье и плечи. Свободные, широкие взмахи.

-Очень хорошо. Скажите, пожалуйста, если бы у вас была волшебница – кисть, в какие цвета вы окрасили бы листья, одели бы деревья в какие тона?

Ученики: В желтый. Оранжевый. Красный.

-ДА! Это яркие, теплые тона. Как будто они вобрали в себя солнышко, взяли на память теплые летние дни, когда все еще было зелено, ярко.

Смотрите, смотрите! падает лист!

А воздух осенний прозрачен и чист

Весной, разрывая клейкие почки

на ветках взрывались хлопушки – листочки.

Смотрите, смотрите! Падает лист

желтый, сухой, он теперь неказист

листья писали мазками теней

портреты июльских солнечных дней.

- Посмотрите, ребята, на эти иллюстрации. Как прекрасна природа в своем величавом спокойствии. Послушайте внимательно, как его передают звуки? Видеопрезентация « Осень» (фотоиллюстрации и картины художников под музыку А.Вивальди)

-Что можно сказать о том, как звучит музыка?

Ученики: Кругом тишина. Музыка звучала медленно, хрустально, печально, неторопливо, таинственно.

-А что происходит в природе?

Ученики: Покой. Тишина. Ветра нет. В лесу хозяйничает волшебница – осень.

-Хорошо. Прислушайтесь к словам: «Воздух осенний прозрачен и чист». А какого цвета вы нарисовали бы воздух, что бы он получился «прозрачен и чист»?

Ученики: Светло – голубой.

-Возьмите кисть, нанесите на бумаге акварелью голубой тон. Самостоятельно выбирайте манеру наложения тона. Что здесь подходит: растушевка или мазки?

( Музыка А.Вивальди «Осень» все это время звучит фоном). Обозначаем цветом землю. Каким? Почему?

Ученики: Трава пожелтела, посерела, высохла, стала реже. Сквозь травинки просвечивается темная почва, кое – где уже желтеют первые опавшие листья.

-Давайте пофантазируем: прислушайтесь к звукам? Что слышится вокруг?

Ученики: Осень шагает, осматривает, -готов ли лес к зиме. Запаслись ли белки и птицы. Ходит тихо, осторожно, что бы не вспугнуть никого, только кое – где хрустнет сухая ветка.

-Настоящая волшебница – осень! Мне кажется, каждое деревце приветствует ее покачиванием ветки. А скажите, какую пору осени мы с вами прослушали и описали?

Ученики: Пора золотой осени.

-Правильно. Золотая пора. Еще впереди серые дожди и заморозки. Природа замерла в прощании с последними солнечными днями.

Золотая, осенняя ранница,

Красотой ты на свете одна

Солнце в пуще глубокой купается

и никак не достанет до дна.

Закружится листва по околице,

словно рой золотых лепестков

то взлетит она, то успокоится

и расстелется вдоль берегов.

А они берега бережистые

подхватили осенний напев,

льется, льется мелодия чистая

среди желтых осенних дерев.

Притяни, обними на прощание,

и поверь в этот день золотой

что под ними при ярком свидании

прошумел золотою листвой.

-И так: своими словами, что можно сказать о работе, которую мы проделали? Ученики: Настроение можно передать в цвете.

-Правильно, настроение музыкального произведения, его художественное содержание можно передать в красках, запечатлеть цвет звуков рисующих осеннее настроение в природе. А еще как?

Ученики: движениями. ( показываем движением рук)

-Давайте еще раз прислушаемся к звукам уходящего тепла и солнца, а потом перенесем все это на бумагу, все краски осени.

Релаксация – слушание, выполнение рисунков акварелью – сюжетное или бессюжетное рисование по влажной бумаге.

НА УРОКЕ ИСПОЛЬЗОВАНО:

М. Стефанович « Смотрите, падает лист»

В.Дубовка « Золотая осенняя ранница»

Фотоиллюстрация И.Игнатова « Клены»

Репродукция « Осень» Левитан

А. Вивальди «Осень»

Картина (масло) Ю.Скорик «Осень».

Видеопрезентация «Прощание с летом»