|
Урок литературы в 11 «Г» классе по теме: «Любовь и творчество в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Урок литературы в 11 «Г» классе
по теме: «Любовь и творчество в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
Учитель: Пинягина Ольга Александровна,
высшая квалификационная категория,
МАОУ – Лицей № 88, г.Екатеринбург.
Тип урока: комбинированный с включением сообщений по опережающим заданиям:
История Мастера;
История Маргариты;
Встреча героев и Любовь, которая поразила обоих сразу и навсегда;
Какой Дом обрёл Иван Бездомный;
В начале изучения темы даны темы сочинений, указаны эпизоды для анализа:
1) Кто из героев романа Булгакова становится жертвой свиты Воланда и почему?
2) Почему в романе Булгакова утверждается, что «трусость – самый страшный порок»?
3) «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д. С. Мережковский).
4) Какой Дом обрёл Иван Бездомный.
5) Почему Мастер не заслужил света, а заслужил покой?
Анализ эпизодов:
Допрос во дворце Ирода Великого (2 гл., I ч.).
Разговор Пилата с Афранием (25 гл., II ч.).
Спор на Патриарших прудах (1 гл. I ч.).
Великий бал у Сатаны (23 гл. II ч.).
Сеанс чёрной магии (12 гл. I ч.).
Цели урока:
«Погружение» в художественный мир произведения, приобщение к секретам авторского мастерства.
-
Постижение нравственной проблематики произведения, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Развитие эстетической и эмоциональной культуры школьников, навыков анализа художественного произведения.
Развивать навыки анализа художественного произведения.
Воспитание культуры чувств.
Оборудование урока: ДВД, использование фрагментов фильма «Мастер и Маргарита» режиссера В. Бортко.
Оформление урока: портрет М. А. Булгакова, иллюстрации Н. Рушевой к роману.
Эпиграфы: Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!
Д. С. Мережковский.
Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви.
М. А. Булгаков.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя о содержании предыдущих уроков, беседа с переходом к теме последнего урока по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»:
1) Какие проблемы объединяют роман о современной Москве и древний, историко-мифологический роман?
2) Как создаётся композиционное единство произведения?
3) Почему роман о Воланде является «сквозным», проходит через древний и современный романы?
4) Кто из героев современного романа создаёт произведение о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри?
5) Почему у него нет имени?
Обобщение учителя:
Это обобщающий образ художника, мастера, творца, увлечённого идеей восстановить ИСТИНУ и веру в высокие идеалы. А его Музой, «его гением чистой красоты» становится Маргарита – два эти слова и вынесены в название книги.
Таким образом, основная тема произведения (и ещё один «роман в романе» – лирический и трагический роман Мастера и Маргариты) – тема любви и творчества, роман о любви и судьбе художника в современном мире.
Запись темы урока, чтение эпиграфов, задачи, их комментарий учащимися.
II. Объяснение нового материала.
Сообщения учащихся:
История Мастера
История Маргариты
Встреча и Любовь, которая поразила обоих сразу и
навсегда.
Использование фрагмента фильма.
-
Беседа по вопросам с классом (Вопросы в раздаточном материале на каждой парте):
Почему трагична судьба романа Мастера?
Как Мастер оказался в клинике Стравинского?
Какие поступки совершает Маргарита во имя любви к Мастеру?
Почему Мастер «не заслужил света», а Маргарите дарован покой, а не тьма?
Какой смысл вкладывает Булгаков в понятие «покой»?
Учитель подводит итог беседы:
Мастер и Маргарита обрели счастье в вечности...
Но на земле остаётся ученик Мастера, который проходит свой путь к ИСТИНЕ, его жизнь изменилась под влиянием встречи с Мастером.
Какой Дом обрёл Иван Бездомный?
Сообщение ученика по опережающему заданию.
-
Заключение учителя: Итак, Мастер и Маргарита проходят свой путь к счастью, делают свой нравственный выбор. Путь Мастера – отказ от самого себя, отказ от своего романа, отступление перед обстоятельствами. Путь Маргариты – верность любви, путь отчаяния и пустоты жизни – к вере в неё и свои силы, к всепобеждающей любви.
Мастеру нет места в новом обществе, и Маргарита принимает его судьбу. Но финал романа не оставляет чувства безнадёжности. Поиск истины на земле продолжает профессор истории – Иван Николаевич Понырев, в прошлом поэт Иван Бездомный.
Так о чём роман Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Ответы учащихся разные.
Обобщение учителя:
«Мастер и Маргарита» - итоговое произведение Булгакова. В нем отразились представления писателя:
о смысле жизни;
о человеке, его смертности и бессмертии;
-
о борьбе добра и зла, правды и лжи;
о выборе своего жизненного пути и ответственности за свой выбор.
В переплетении и взаимодействии философских тем – трусости, совести, покоя, света, тьмы, смерти и бессмертии – раскрывается глубинный философский смысл романа.
III. Д/з: домашнее сочинение (см. темы выше) для тех учащихся, которые не делали сообщений на уроке.
IV. Итоги урока: объявляются и комментируются оценки за работу во время урока.
Оценки за сообщения были объявлены сразу.
|
|
|