Главная страница

Рассказ «Никита». Мир глазами ребёнка. Образ Никиты.» Цель: Осмысление нравственной проблематики рассказа «Никита»


Скачать 35.87 Kb.
Название Рассказ «Никита». Мир глазами ребёнка. Образ Никиты.» Цель: Осмысление нравственной проблематики рассказа «Никита»
Дата 05.04.2016
Размер 35.87 Kb.
Тип Рассказ

Тема: «А.А.Платонов. Рассказ «Никита». Мир глазами ребёнка. Образ Никиты.»
Цель:

1. Осмысление нравственной проблематики рассказа «Никита».

2. Развивать критическое мышление учащихся, умение эмоционально откликаться на прочитанное.

3. Воспитывать нравственные качества.
Ход урока.

  1. Организационный момент.

Повторение изученного материала.

Фронтальный опрос.
-В каком году родился Платонов?

-Какая настоящая фамилия писателя?

-В какой семье родился писатель?

-Расскажите об учительнице, которую очень любил Платонов?

-Сколько лет было писателю, когда он начал писать стихи?

-Как называется первая книга стихов?


  1. Выразительное чтение рассказа учителем.




  1. Анализ рассказа.


1.-Какие чувства у вас вызвал рассказ?

-Оставались ли вы сами дома?

-Почему рассказ называется «Никита»?

-Кто является главным героем рассказа?

-Сколько лет было Никите?
2. Запишите значения слов и словосочетаний?

Буду век вековать- жить всю жизнь

Ощериться- проявлять раздражение, злость

Просо- хлебный злак, из которого получают пшено

Трудодень- единица учёта труда колхозников

Сени- нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая две половины дома (в деревенских избах и небольших городских домах) Передник- одежда, защищающая перед платья от загрязнения

Горница- чистая половина крестьянской избы


  1. Давайте составим цитатный план рассказа «Никита»

1Мама уходит на работу.

-Какие чувства здесь испытывает Никита?

2.Никита »живёт один»

План 2-й части.

1)Кто живёт в бочке?

2) «Доброе солнце».

3) Колодезные жители.

4) «Тайные жители» двора: змеи. пень, старая баня.

5) Жёлтый цветок.

-Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? (Богатое воображение).

-Почему мир стал агрессивным? (Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой).

-Какое чувство испытывает Никита и к кому обращается за помощью? (Страх, к матери).

-О чём говорят слова Никиты: «Пускай тебе половину трудодня запишут. К нам во двор чужие пришли и живут. Прогони их».( Он понимает, что трудодень- это спасение для них, ведь нет отца, но он согласен на половину, только бы не оставаться с чужими людьми.)

3. Возвращение отца.

1) Встреча Никиты с отцом.

2) Разговор Никиты с отцом.

3) Работа с отцом.

- Почему Никита с отцом не испытывает чувство страха? ( С папой он ничего не боится).


  1. Исследовательская работа с текстом. Заполните правую часть таблицы с описанием предметов, которые «оживляет» Никита.


1 вариант


Пустая бочка




Колодец




Две земляные норы




Старый пень




Стол




Банька





2 ВАРИАНТ


«Везде есть люди, только кажутся они не людьми»




Чужой петух




Жёлтый цветок




Колья из плетня




Доброе солнце




Земля






  1. Вопросы для работы по частям текста:

  1. Почему Никита оставался один?

  2. Чему научила мальчика мама?

  3. Почему мальчик пошёл во двор?

  4. Как мальчик воспринимал старую бочку?

  5. Почему он представлял себе существо, живущее в бочке злым?

  6. Как вспоминал Никита о дедушке?

  7. Почему его напугал колодец?

  8. Что ещё придумал Никита, общаясь с внешним миром?

  9. Как фантазия мальчика представила ему баню и чужого петуха?

  10. Почему все силы вокруг него представлялись Никите враждебными?

  11. Почему Никита решил идти к маме?

  12. Какие слова произнёс отец при встрече с сыном?

  13. Почему, по мнению Никиты, замолчали все злые голоса?

  14. Как изменилось отношение Никиты к миру?

  15. Понял ли отец фантазии маличика?


7 Подведение итогов. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги нашей работы.

-Чему Вас научил рассказ Платонова «Никита»?

-Что нового Вы узнали на уроке?

1. Для человека очень важна семья.

2. Самое страшное для человека-одиночество.

3. Никита-победитель, потому что семья воссоединилась, а значит, у него есть защита. Есть вера в светлое будущее.

4. Ребёнок много фантазирует, потому что многое он ещё не знает в жизни. А всё неизведанное является странным, загадочным и даже страшным,
Домашнее задание.

Нарисовать рисунок- иллюстрацию понравившегося эпизода и уметь объяснить устно или письменно свой выбор.