|
Урок литературы с открытой сквозной режиссурой по теме «Мистическое и лирическое в стихотворении А. С. Пушкина «Утопленник»
Урок литературы
с открытой сквозной режиссурой
по теме «Мистическое и лирическое в стихотворении А.С. Пушкина «Утопленник»» в 6 классе.
Цель урока: дать представление о роли мистического в лирическом произведении.
Распределение ролей среди учащихся:
Iгруппа – выразительное чтение
IIгруппа – декорации, реквизит
III группа – музыкальное оформление
IVгруппа – исполнение ролей
V группа – литературоведческая
Реквизит: мобильный телефон, рыболовная сеть, керосиновая лампа, икона.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
В рассказе братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» описана такая правдивая история:
- А вы сами-то верите в привидения? – спросил лектора один из слушателей.
- Конечно, нет, - ответил лектор и медленно растаял в воздухе.
Раздел, который предваряет эта история, посвящён какому литературному жанру?
Ответ учащихся:
Мистическая фантастика.
Учитель:
Давайте вспомним, что такое мистика с точки зрения литературоведения.
Ответ учащихся:
Мистика – это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, нечистой силы, необъяснимых явлений.
Учитель:
И мы уже знаем некоторых писателей, которые обращались к этому жанру Кто это?
Ответ учащихся:
Это В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, А.К. Толстой.
Учитель:
Героиней книги, с которой мы делаем литературные открытия. Является девочка Вера, приехавшая на каникулы к своей тёте, литературоведу по образованию. Вот и сейчас мы станем свидетелями их разговора. Прочитаем его содержание на стр. учебника-хрестоматии.
Ученик начинает читать, но его чтение прерывает звонок моб.телефона, лежащего в сумочке учителя. Учитель извиняется перед классом, начинает громко разговаривать по телефону, т.е. разыгрывается сцена №1.
Содержание разговора: Алло?!.. А, Оленька, здравствуй. Нет, нет, не волнуйся…всё хорошо. Вера? По-моему, не скучает, да вот она сама пришла…( В класс входит девочка в летнем сарафанчике с книгами в руках). Верочка, мама ( и протягивает телефон вошедшей Вере).
Разговор Веры: Мамочка?! Что ты… У тёти Лены столько интересных книг. Вчера прочитала «Упырь» Толстого. Нет, Алексея… А до этого «Вий» Гоголя. У тёти Лены и фильм такой есть. Да, посмотрели… Очень, хотя и жутковато…Хорошо…Я тебя тоже целую.
Тётя Лена ( учитель): Ну что?
Вера: Мама советует почитать и Пушкина. Но мне кажется, что Пушкин уж совсем не мистик. Я прочитала уже всё, что рекомендовала на лето Надежда Серафимовна.
( Сценка заканчивается.Урок продолжается)
Учитель:
- Ребята, давайте поможем Вере разобраться. Какие произведения А.С. Пушкина вы прочитали летом?
Ответ учащихся:
- «Барышня-крестьянка», «Метель», «Выстрел»…
Учитель:
- Согласна, что эти повести А.С. Пушкина вряд ли можно считать мистическими. Но, может быть, его лирика носит мистический характер? Какие строки поэта вы помните наизусть?
( Учащиеся читают наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Осень», «Друзья мои,..» и др.)
Девочка, исполняющая роль Веры ( с места ): Вот видите, опять никакой мистики…
Учитель:
- Я тоже хочу прочитать одно из стихотворений Александра Пушкина. Но прежде давайте представим себя в другой обстановке. Осень. Берег реки. Ветер треплет рыбацкие сети. В доме рыбака каждый занят своим делом: хозяйка качает зыбку, хозяин-рыбак чинит снасти. (После каждой реплики учителя ученики-оформители готовят декорации к следующему этапу урока: от двери к углу доски развешивается старая рыбацкая сеть с запутавшимся в ней раком, гасят свет и ставят на учительский стол керосиновую лампу, в верхнем левом от доски углу вешают икону. Важно, чтобы при этом ими не было допущено ни одного лишнего движения и оформление было закончено одновременно с последними словами учителя ).
Учитель начинает без дополнительного объявления читать наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Утопленник».
После слов «В ночь погода зашумела…» чтение прерывается и начинает звучать музыкальный отрывок из пьесы Клода Дебюсси «Диалог ветра и моря», а учитель гасит фитиль керосиновой лампы. На литаврах звучание прерывается, продолжается чтение стихотворения учителем.
Беседа с классом:
Можно ли считать эту балладу А. Пушкина мистической?
За что наказан мужик?
Не является ли герой баллады жертвой обстоятельств.
Почему А. Пушкин называет мужика «мужик несчастный»?
Какую роль играет в балладе пейзаж?
Необходимо подвести учащихся к мысли, что мужик совершил страшный грех: он вновь бросил в воду тело мёртвого, отказав ему в христианском погребенье; он предал поруганию, может быть, кем-то уже поруганное тело и душу человека, что для Пушкина могло являться страшным преступлением. Человек стал жертвой своей внутренней слабости, рождённой обстоятельствами : «Суд наедет, отвечай-ка»…
Пятый вопрос готовился как индивидуальное домашнее задание.
Примерное содержание ответа, подготовленного учеником:
- Ответ на вопрос «Роль пейзажа в литературном произведении» я нашла в пособии Н.Я. Паскевич «Уроки мастеров слова» ( данное пособие лежит на партах учащихся). Давайте откроем 38-ю страницу этого пособия. Здесь даны несколько функциональных значений пейзажа. Мне кажется, что к балладе А.С. Пушкина подходит второе ( зачитывает ). У Пушкина звучит:
Дети спят, хозяйка дремлет,
На полатях муж лежит.
Буря воет…
Что лишило мужика сна? Человека может тревожить совесть. Борьбу двух начал мы услышали и в споре духовых и струнных инструментов в пьесе Дебюсси.
Вывод урока
Учитель
Какую же роль играет мистика в лирическом произведении?
Девочка, исполняющая роль Веры:
- А можно я сделаю вывод?
Мистическое – это лишь материал, помогающий выразить авторскую мысль. Например, о том, что человек не должен под влияние страха совершать безнравственные деяния.
Учитель:
В качестве домашнего задания я рекомендую вам продолжить знакомство с Пушкиным-мистиком и посмотреть фильм-спектакль по трагедии «Каменный-гость».
Используемая литература:
Е.С.Баранова. Уроки литературы в 6 классе. Методические рекомендации для учителя.
«Баласс»,М., 2000г.
|
|
|