|
«Педагогическая философия»
Эссе на тему: «Педагогическая философия».
С любовью
В разные периоды своей жизни каждый человек задается философскими вопросами: «Что достиг я в данный период своей жизни? Каким путем идти дальше?»
Вот и я начинаю задаваться этими же вопросами.
Безусловно, в том, что я буду работать педагогом, в семье не сомневался никто. А кто еще мог вырасти в семье, где мама – учитель. В семейных обсуждениях педагогических теорий и методик, наблюдений за работой мамы, прошли успешно 4 года педагогического колледжа, а затем и 3,5 года в Челябинском государственном университете.
В итоге я – молодой учитель, имеется диплом на руках, подкрепленный глубокими знаниями методики, педагогики, психологии в сознании.
И вот я в моей, такой уже родной школе.
Первые уроки, первые классы, первые трудности и первые успехи. Я с гордостью говорю: «Я в первом классе!». Это правда, поэтому вместе с первыми учениками я «прохожу» всю программу как в первый раз, только теперь устами педагога. Все чаще я с благодарностью вспоминаю своих педагогов, обучивших меня методикам, теориям по педагогике и психологии. И все больше удивляюсь опытным учителям, которые как казалось, все знают назубок.
Рядом со мной дети, дети разные, каждый со своим характером, эмоциями, собственным жизненным опытом.
Кем я стану для них? Кем стану я для педагогов – моих коллег? Вопросы, вопросы, вопросы… Жизнь задает их нам каждый день.
Театр начинается с вешалки, с чего же должна начинаться школа? Безусловно, с воспитания. «Дети – цветы земли», - слышим мы часто. Я вижу в этой фразе более глубокий смысл. Не секрет, что красота и благоухание цветов во многом зависят от неустанного труда цветовода, так и духовный мир ребенка находится под пристальным вниманием учителя. Как и цветовод, использующий современные технологии выращивания, учитель должен стремиться совершенным методам обучения и воспитания. Профессионализм учителя, педагога – величина, складывающаяся из многих параметров. Сегодня мало говорить о том, что учитель должен хорошо знать свой предмет, в совершенстве владеть методикой преподавания. Конечно же, это – основа основ учительской профессии. Но сегодня все более востребованным становится такие качества педагога, как общая культура, нацеленность на духовное развитие подрастающего поколения.
Я приведу одну цитату, вдумайтесь в нее: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а порадуется истине. Все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит» (Новый Завет. Первое послание к Коринфянам, 13:4-7). Эти
мудрые слова лежат в основе взаимоотношений, связанных с любовью. Она должна быть безоговорочной. Конечно, это идеал, но мы должны стремиться к этому, если хотим, чтобы наши дети были здоровы не только физически, но и эмоционально.
Секрет, составляющий суть любви, очень прост – любите ребенка вне зависимости от того, как он себя ведет. Это очень легко сказать и невероятно трудно сделать.
Я очень часто вглядываюсь в лица наших учеников, люблю по утрам наблюдать, как входят они один за другим в школу, ловить их приветливый взгляд. Меня всегда волнует их настроение, тот вопрос, который они зададут мне сегодня, смогу ли я оправдать их надежды.
У каждого ребенка есть так называемый эмоциональный резервуар: он сам не любит, только отражает родительскую любовь. И этот эмоциональный резервуар, эмоциональные потребности заполняются родителями, что ты вложил, то и получил. Вот почему особенно страдают дети из детских домов. Им нечего отражать: их никто никогда не любил и они, соответственно, любить не могут!
Но что же происходит с детьми, которые воспитываются в семьях?! Здесь не имеет значение – полная или неполная семья. Любящая мать сможет воспитать полноценного ребенка. Не имеют значения и доходы семьи. Мои наблюдения это доказывают вполне, я смогу привести вам сравнения, ситуации: в многодетной и малообеспеченной семье растет моя замечательная, внимательная к другим воспитанница, а рядом с ней замкнутый, озлобленный мальчик из очень обеспеченной семьи. Таких ситуаций множество.
Самое невыносимое, смотреть в глаза ребенку, которые буквально кричат окружающему миру: «Люби, меня». Кто из вас когда-либо бывал на выступлениях детей с физическими недостатками, вряд ли смог сдержать слезы. Если они воспитываются в семье и родители занимаются их развитием, загляните в их глаза, сколько в них стремления к жизни, ощущения радости и любви. А грустные глаза родителей поведают, каким трудом достается эта детская радость, какими моральными усилиями.
Хочется сказать родителям, у которых физически здоровые дети: «Это счастье! Любите своего ребенка, чтобы он потом в свою очередь любил своих детей».
Так к чему же я пришла? Могу ли я сейчас сказать судьбе «спасибо»? Наверное, да.
Спасибо за нравственные открытия, которые помогли мне по-настоящему полюбить детей.
Спасибо за те минуты, когда удалось пробудить лучшие чувства в детях, спасибо за те мгновения, когда победа ребенка стала моей победой, его радость – моей радостью, и за любовь детей, которая вернулась ко мне в их благодарных глазах.
Теперь я знаю: мои призвание – быть рядом с детьми, жить их заботами, быть полезной, нести им любовь и радость!
|
|
|