|
Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме «Фантазия (композиция, выполненная в технике акварели, с использованием засушенных растений и семян)»
Серия 4 «Представь и ощутишь запах»
Урок изобразительного искусства в 3 классе
по теме «Фантазия (композиция, выполненная в технике акварели,
с использованием засушенных растений и семян)»
Цели урока:
1) продолжить формирование умений изображать элементы природы, закрепить умения в составлении композиции; совершенствовать умение передавать различными средствами настроение пейзажа;
2) продолжить формирование умения воссоздавать внешний облик предмета на основе его части; самостоятельно выражать свой замысел в виде изделия;
3) воспитывать требовательность к себе, инициативность.
Оборудование: для учителя – засушенные листья, таблица «Законы композиции», аудиозапись с тихой, спокойной музыкой; для учащихся – альбом, акварель, засушенные растения и семена, клей ПВА, ножницы, кисти № 4, 5.
Зрительный ряд: репродукции картин с изображением пейзажа (И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», Ф. Васильев «Деревня», А. Куинджи «Утро», И. Левитан «Сумерки. Луна», А. Рылов «Зеленый шум»).
Литературный ряд: М. Ивенсен. Послушай, музыка вокруг; О. Туманян. Я гляжу: передо мною…
Музыкальный ряд: «Звуки леса».
Ход урока
1. Создание эмоционального настроя, подготовка к возникновению художественно-образных представлений.
Заранее подготовленные ученики читают стихотворения.
1ученик
Послушай, музыка вокруг,
Она во всем, во всей природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звук капели,
Птиц нескончаемые трели
Среди зеленой тишины.
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень песенкой без слов
Все на одной звенящей ноте.
|
И снега хруст, и треск костра…
Вот потому-то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнулись ели,
А это арфы нам напели…
|
2 ученик
Я гляжу: передо мною
Необъятная земля…
Горы с вечной белизною,
Плодородные поля.
Ни конца у них, ни края,
Широко они легли.
Ветерок звенит, играя,
И леса встают вдали.
Тут везде зверям приволье,
В каждой чаще им приют…
Тут о счастье, о раздолье
Птицы радостно поют…
|
Вот река в долине вьется,
Над рекой стоят сады.
Мелодично отдается
Шепот медленной воды.
У реки желтеет нива,
Даль прозрачная ясна.
В легкой дымке – синь залива,
Тихо плещется волна…
|
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? Какие образы подсказали вам стихи? Что вы себе представили?
– Ребята, вам уже знаком тонкий аромат цветов, запах шоколадного торта или, скажем, запах перца, от которого хочется чихать. Свойства многих веществ вам знакомы благодаря обонянию.
– Используя воображаемое обоняние, вы сможете представить запахи предметов или явлений, которые, казалось бы, не имеют запаха. Представьте и ощутите этот запах. Как пахнет лунный свет? Попробуйте описать этот запах.
– Представьте, что ваши любимые запахи находятся в бутылочках разных размеров, форм и цветов на волшебной полке в вашей комнате. Теперь представьте, что вы откроете бутылочки и глубоко вдохнете.… Опишите ваши любимые запахи.
2. Осознание идеи, образа под воздействием определенных художественно-образных представлений.
– Темой нашего урока будет изготовление композиции «Фантазия», выполненной в технике акварели с использованием природных материалов. Ваша задача – дать вторую жизнь опавшим листьям, высушенным травинкам и цветам.
– А теперь, закройте глазки (звучит тихая, спокойная музыка).
Учитель читает отрывок из стихотворения (М. Ивенсен):
Послушай, музыка вокруг,
Она во всем, во всей природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
– Вдохните запахи сухих растений, вспомните настроение, с которым вы их собирали, и представьте образы, которые вы сможете создать с их помощью. Используйте природные формы растений для передачи своих фантастических образов.
3. Анализ и синтез элементов, образующих целостный образ.
– Что вы представили? Опишите возникшие образы.
4. Осмысление средств воплощения данного замысла в изделие.
– Внимательно рассматривайте каждый листочек, каждую травинку, каждый цветочек. Посмотрите на этот листочек, на что он похож? А если мы перевернем его – оживет совсем новый образ!
Учащиеся далее на доске выполняют упражнение «Волшебные превращения»: дорисовывают засушенные листья больших размеров.
– Хоть работа и называется «Фантазия», но о правилах композиции забывать нельзя. После того как вы определились с тем, что будете изображать, подумайте, на каком фоне ваша композиция будет лучше смотреться.
– Кто напомнит всем ребятам основные правила?
– Заполнение листа выполняется в технике ала-прима, с которым вы уже знакомы. После того, как лист подсохнет, начинайте выкладывать композицию.
– В работе пригодятся ножницы. А как правильно обращаться с ними? (инструктаж по технике безопасности сопровождается демонстрацией таблицы «Правила работы с ножницами»)
5. Практические действия по созданию изделия.
В процессе выполнения работы учителем оказывается индивидуальная и фронтальная помощь. На доске разбираются типичные ошибки (слишком большое количество воды при написании фона, неправильное композиционное решение и др.).
6. Анализ практической работы.
– Что может рассказать автор о своей работе?
7. Домашнее задание: из оставшихся листочков по желанию попробуйте дома выложить и наклеить на выбранном (можно на цветном картоне) фоне лесовичка, который охраняет лес и следит за порядком. Подберите и принесите на следующий урок картинки птиц, зверей, рыб, насекомых и др.
|
|
|