Главная страница

Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме «Фантазия (композиция, выполненная в технике акварели, с использованием засушенных растений и семян)»


Скачать 44.87 Kb.
Название Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме «Фантазия (композиция, выполненная в технике акварели, с использованием засушенных растений и семян)»
Дата 16.02.2016
Размер 44.87 Kb.
Тип Урок

Серия 4 «Представь и ощутишь запах»

Урок изобразительного искусства в 3 классе

по теме «Фантазия (композиция, выполненная в технике акварели,

с использованием засушенных растений и семян)»
Цели урока:

1) продолжить формирование умений изображать элементы природы, закрепить умения в составлении композиции; совершенствовать умение передавать различными средствами настроение пейзажа;

2) продолжить формирование умения воссоздавать внешний облик предмета на основе его части; самостоятельно выражать свой замысел в виде изделия;

3) воспитывать требовательность к себе, инициативность.

Оборудование: для учителя – засушенные листья, таблица «Законы композиции», аудиозапись с тихой, спокойной музыкой; для учащихся – альбом, акварель, засушенные растения и семена, клей ПВА, ножницы, кисти № 4, 5.

Зрительный ряд: репродукции картин с изображением пейзажа (И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», Ф. Васильев «Деревня», А. Куинджи «Утро», И. Левитан «Сумерки. Луна», А. Рылов «Зеленый шум»).

Литературный ряд: М. Ивенсен. Послушай, музыка вокруг; О. Туманян. Я гляжу: передо мною…

Музыкальный ряд: «Звуки леса».

Ход урока

1. Создание эмоционального настроя, подготовка к возникновению художественно-образных представлений.

Заранее подготовленные ученики читают стихотворения.

1ученик

Послушай, музыка вокруг,

Она во всем, во всей природе,

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служат ветер, плеск волны,

Раскаты грома, звук капели,

Птиц нескончаемые трели

Среди зеленой тишины.

И дятла дробь, и поездов

Гудки, чуть слышные в дремоте,

И ливень песенкой без слов

Все на одной звенящей ноте.

И снега хруст, и треск костра…

Вот потому-то иногда

Почудится в концертном зале,

Что нам о солнце рассказали,

О том, как плещется вода,

Как ветер шелестит листвой,

Как, заскрипев, качнулись ели,

А это арфы нам напели…


2 ученик

Я гляжу: передо мною

Необъятная земля…

Горы с вечной белизною,

Плодородные поля.

Ни конца у них, ни края,

Широко они легли.

Ветерок звенит, играя,

И леса встают вдали.
Тут везде зверям приволье,

В каждой чаще им приют…

Тут о счастье, о раздолье

Птицы радостно поют…

Вот река в долине вьется,

Над рекой стоят сады.

Мелодично отдается

Шепот медленной воды.

У реки желтеет нива,

Даль прозрачная ясна.

В легкой дымке – синь залива,

Тихо плещется волна…


– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? Какие образы подсказали вам стихи? Что вы себе представили?

– Ребята, вам уже знаком тонкий аромат цветов, запах шоколадного торта или, скажем, запах перца, от которого хочется чихать. Свойства многих веществ вам знакомы благодаря обонянию.

– Используя воображаемое обоняние, вы сможете представить запахи предметов или явлений, которые, казалось бы, не имеют запаха. Представьте и ощутите этот запах. Как пахнет лунный свет? Попробуйте описать этот запах.

– Представьте, что ваши любимые запахи находятся в бутылочках разных размеров, форм и цветов на волшебной полке в вашей комнате. Теперь представьте, что вы откроете бутылочки и глубоко вдохнете.… Опишите ваши любимые запахи.

2. Осознание идеи, образа под воздействием определенных художественно-образных представлений.

– Темой нашего урока будет изготовление композиции «Фантазия», выполненной в технике акварели с использованием природных материалов. Ваша задача – дать вторую жизнь опавшим листьям, высушенным травинкам и цветам.

– А теперь, закройте глазки (звучит тихая, спокойная музыка).

Учитель читает отрывок из стихотворения (М. Ивенсен):

Послушай, музыка вокруг,

Она во всем, во всей природе,

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

– Вдохните запахи сухих растений, вспомните настроение, с которым вы их собирали, и представьте образы, которые вы сможете создать с их помощью. Используйте природные формы растений для передачи своих фантастических образов.

3. Анализ и синтез элементов, образующих целостный образ.

– Что вы представили? Опишите возникшие образы.

4. Осмысление средств воплощения данного замысла в изделие.

– Внимательно рассматривайте каждый листочек, каждую травинку, каждый цветочек. Посмотрите на этот листочек, на что он похож? А если мы перевернем его – оживет совсем новый образ!

Учащиеся далее на доске выполняют упражнение «Волшебные превращения»: дорисовывают засушенные листья больших размеров.

– Хоть работа и называется «Фантазия», но о правилах композиции забывать нельзя. После того как вы определились с тем, что будете изображать, подумайте, на каком фоне ваша композиция будет лучше смотреться.

– Кто напомнит всем ребятам основные правила?

– Заполнение листа выполняется в технике ала-прима, с которым вы уже знакомы. После того, как лист подсохнет, начинайте выкладывать композицию.

– В работе пригодятся ножницы. А как правильно обращаться с ними? (инструктаж по технике безопасности сопровождается демонстрацией таблицы «Правила работы с ножницами»)

5. Практические действия по созданию изделия.

В процессе выполнения работы учителем оказывается индивидуальная и фронтальная помощь. На доске разбираются типичные ошибки (слишком большое количество воды при написании фона, неправильное композиционное решение и др.).

6. Анализ практической работы.

– Что может рассказать автор о своей работе?

7. Домашнее задание: из оставшихся листочков по желанию попробуйте дома выложить и наклеить на выбранном (можно на цветном картоне) фоне лесовичка, который охраняет лес и следит за порядком. Подберите и принесите на следующий урок картинки птиц, зверей, рыб, насекомых и др.