|
Мастер-класс по технике акварели. Теплые и холодные краски
Открытый урок по живописи
в младшей группе отделения изобразительного искусства
(1 класс)
преподаватель Мадянова Инесса Ивановна
Тема: Мастер-класс по технике акварели. Теплые и холодные краски.
Задание: Выполнить пейзаж в теплой цветовой гамме и пейзаж в холодной гамме в технике «лессировка».
Цель урока: Познакомить с элементарными навыками техники живописи акварелью, заключающимися в одном из приемов – последовательном наложении слоев красок один на другой, усложнить представления учащихся о пространстве, и способах его передачи в работе.
Задачи урока:
Повторение материала о теплохолодности красок.
Выработка навыков работы с акварелью.
Знакомство с закономерностями смешения красок, приемами получения цветовых оттенков.
Тип урока: изучение нового
Формы и методы работы: объяснительно-иллюстративный,
фронтальная и индивидуальная.
План урока:
1. Организация начала занятия – 2 мин.
2. Повторение изученного материала «Теплые и холодные краски», просмотр представленных акварельных пейзажей в разной гамме и обсуждение последовательности работы – 3 мин.
3. Повторение за педагогом последовательности работы – выполнение пейзажа в теплой цветовой гамме (повтор) – 20 мин.
4. Самостоятельное выполнение учащимися пейзажа в холодной цветовой гамме – создание своего мотива, но с соблюдением последовательности работы. Индивидуальная работа педагога с учеником (вариация и импровизация) – 15 мин.
5. Просмотр работ – 5 мин.
Материалы и инструменты:
Репродукции пейзажа в теплой и холодной гамме
Пейзаж в теплой гамме
Листы бумаги для акварели
Банки для воды
Палитры
Кисти
Краски акварельные
Ход урока
1. Организация начала занятия.
Здравствуйте, ребята. Работать будем акварелью. Проверьте, все ли подготовлено у нас для работы.
2. Повторение изученного материала.
Сегодня наш урок посвящен повторению материала о теплых и холодных красках. Вспомните, какие цвета мы называем теплыми? (желтый, оранжевый, красный). Правильно, цвета, которые напоминают нам солнце, огонь. Какие - холодными? (синий, фиолетовый). Правильно, цвета, напоминающие нам снег, лед. Молодцы! Сейчас я покажу вам пейзажи, выполненные одним художником. Посмотрите и ответьте, какой пейзаж выполнен в теплой гамме, а какой – в холодной (показываю пейзажи, учащиеся отвечают). Сейчас мы вместе разберем последовательность создания вот такого пейзажа в теплой цветовой гамме, а затем каждый из вас создаст свой пейзаж в холодной гамме.
3. Выполнение пейзажа в теплой цветовой гамме (повтор).
Готовы? Начинаем работу. Сначала надо намочить бумагу. Напитаем ее водой. Следующий этап – акварельный лист тонируем теплым цветом – желтой краской, чтобы у нас была возможность работать лессировкой, то есть тонкими прозрачными мазками (напитываем бумагу водой, тонируем).
Подготовили бумагу? Молодцы! Последовательность работы будет такой: Мы начинаем с самого дальнего плана и двигаемся ближе, ближе к краю листа. И так, сначала пишем дальнюю группу деревьев – елочки (изображаем группу елок), затем изображаем землю и траву. Не забывайте, что цвета, удаляясь от нас, становятся светлее, а приближаясь к нам – более насыщенными. Оставим на земле лужицы, в которых отражается теплое небо (пишем землю). Две группы лиственных деревьев на картине: дальние деревья и ближние, являющиеся центром композиции. Дальние деревья пишем светлыми красками, тонкие веточки не показываем. Деревья далеко и мы не можем разглядеть детали. Бумага уже подсохла, и мы можем мазками изобразить ближние деревья, подробно, с тонкими веточками (пишем деревья).
4. Выполнение пейзажа в холодной цветовой гамме.
Теперь задание будет сложнее. Лист бумаги нужно тонировать холодным цветом и написать свой пейзаж в холодной гамме, соблюдая последовательность работы от дальнего плана к ближнему.
(работаю с каждым ребенком индивидуально).
5. Просмотр работ.
Молодцы. Пейзажи получились замечательные.
(устраивается просмотр работ)
Анализ урока
Данный урок подготовлен по мотивам мастер-класса, проведенного замечательным художником и педагогом ДХШ города Гатчины, членом союза художников России Анатолием Фёдоровичем Засидкевичем.
Задание усложнено, кроме разбора последовательности работы над пейзажем дети должны выполнить свой пейзаж, но уже в другой гамме, обязательно соблюдая последовательность работы. Данное задание дает возможность педагогу понять, насколько хорошо учащиеся усвоили материал. Сначала работала фронтально. Задания выполняли за большим общим столом. Такие условия значительно облегчают задачу учителя – контролировать работы учащихся. Важно вовремя оказать помощь: подсказать, помочь. Помогать старалась рукой ребенка, тогда учащиеся чувствуют себя увереннее в своей работе. В конце урока устроили просмотр работ.
Задание доступно для учащихся отделения изобразительного искусства в конце первого года обучения, когда ребята уже имеют определенные знания. Задание также необходимо в рамках подготовки учащихся к пленэрной практике, на которой они смогут использовать полученные на уроке знания в последовательной работе над этюдом пейзажа.
|
|
|