Главная страница

Урок информатики и основ проектной деятельности. Демидова Л. А


Скачать 51.86 Kb.
Название Урок информатики и основ проектной деятельности. Демидова Л. А
Дата 12.02.2016
Размер 51.86 Kb.
Тип Урок

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В БИБЛИОТЕКЕ С ПЕЧАТНЫМИ ИЗДАНИЯМИ И РАБОТЫ С ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКАМИ» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ИНФОРМАТИКИ И ОСНОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Демидова Л.А.

учитель информатики и основ проектной деятельности

г. Тольятти, МБУ школа №40

e-mail: zvon68@mail.ru, тел.: 89023229096
Стремительно увеличивается роль информации и знаний в жизни общества, растет объем необходимых нам знаний, возрастает доля информационно-коммуникационных технологий. Создалось глобальное информационное пространство, которое обеспечивает эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворяет их социальные и личностные потребности в информационных продуктах и услугах. Но с развитием интернет-пространства мы не должны забывать, что именно библиотеки одухотворяли и просвещали человечество, были хранилищами социальной памяти и сосредоточением культурного досуга. Столь стремительное усложнение современной культуры способствует снижению у ребенка «порога удивления», встраиваясь в столь динамично изменяющуюся картину мира, ему все сложнее находить ценностные ориентиры в повседневной жизни. «Катастрофа чтения» является следствием визуализированного характера современной культуры, приоритета зрительных образов в ущерб содержанию, что приводит к формированию личности, практически не нуждающейся в книге, а довольствующейся телевидением и интернетом.

Решая задачи в рамках соблюдения законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование» в части обеспечения в общеобразовательных учреждениях доступа к Интернету школа предоставила учащимся широкие возможности работы в интернете.

Интернет предлагает колоссальные возможности для обучения, и это привлекает в первую очередь: не надо сидеть в библиотеке или выуживать необходимую информацию из словарей. И современные учителя часто дают домашние задания, предполагающие самостоятельную работу школьника с компьютером.

Но все ли, найденное в Интернете, можно считать истиной в последней инстанции? Начинающий пользователь далеко не всегда способен оценить точность и достоверность материалов. Скорее, склонен думать: раз написано – значит, правда.

Однако подвохов и ошибок (как случайных, так и преднамеренных) в виртуальном пространстве немало. Значит, особенно важно формировать навыки правильного интернет-поведения! 

 На уроках ОПД учащиеся 6-х классов при помощи информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Пробуем на практике разобраться, насколько достоверную и полную информацию дают те или иные сайты. Учащиеся сравнивают возможности, недостатки и преимущества работы в библиотеке с печатными изданиями и интернет-источниками. Учащимся предлагается несколько устаревших слов: историзмов или архаизмов. Необходимо самостоятельно узнать значение этих слов, постараться объяснить их современным языком и найти художественные произведения с употреблением этих слов. Учащиеся работают в компьютерном классе и школьной библиотеке. Основным "двигателем" самостоятельного мышления и познавательной активности учащегося является сотрудничество в группах совместно работающих детей. Группам даются определенные задания, необходимые методические рекомендации. За каждой группой учеников закрепляются компьютеры, на которых они могут набирать или искать в Интернете необходимый материал. Учитель ставит перед собой дидактическую цель творческой работы - развитие самостоятельной познавательной деятельности школьников, формирование навыков работы в команде; методическую задачу - научить использовать различные источники для нахождения ответа на проблемный вопрос и учебные вопросы темы. При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и конкретизируется всей группой. Работа ведется по четырем основных направлениях:

1. Учим школьника использовать широкий круг источников, и проверять все, что он видит в Сети. Ознакомившись с информацией, при определенной тренировке учащийся должен постараться отличить факт от мнения. Необъективность, пропаганда – смысл этих слов предстоит расшифровать не только ученикам, но и родителям!

2. Обсуждаем, что ученики нашли в интернете, и где именно. Подумаем вместе – для чего нужен вот этот конкретный сайт, спонсируется ли кем-то или является местом для общественной дискуссии, предоставляет ли контактную информацию о себе? В зависимости от ответов определимся, стоит ли доверять почерпнутым оттуда знаниям.

3. Предлагаем учащемуся проверять собранную в Сети информацию по другим источникам: газетам, журналам и книгам в школьной библиотеке. По окончанию работы учащиеся должны осознавать, что книжная и электронная коммуникационные культуры могут быть взаимодополняющими, но взаимозаменяющими быть не могут. Именно через книги передавался драгоценный опыт людей из поколения в поколение. В них хранилась история человечества, все важные события, произошедшие в мире, государстве. Позднее люди стали читать не только для просвещения, но и для духовного саморазвития. Вклад книги в жизнь человека всегда ценился, и будет цениться во все времена.

4. Учимся оформлять собранный материал в соответствии с требованиями учителя: Что сегодня при словах учителя «надо сделать реферат» делают школьники? Они открывают Интернет и ищут готовое задание  по заданной теме. Говорят, что такой подход лишает учеников умения мыслить творчески, самостоятельно. Это так и есть. В Интернет можно найти любое решение по любому предмету – от математики до географии или английского языка. Но это в том случае, если учитель не требует уникальности в работе, т.е. заранее соглашается с тем, что ученики просто найдут интересные факты и смогут их оформить и озвучить. А если учитель намерен добиваться самостоятельной творческой работы от школьников, то и среди требований на сегодняшний день присутствует словосочетание «уникальность». И для того, чтобы работа соответствовала этим требованиям, есть только два пути: писать самостоятельно или грамотно пересказать своими словами готовую работу. Во втором случае высокий уровень знания материала – гарантирован, а готовая работа используется просто для экономии времени на сбор информации.

Для итоговой защиты каждой группе на представление полученных результатов отводится до 5 минут, далее - ответы на вопросы присутствующих. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу группы в целом. Участники обсуждения вносят свои предложения по усовершенствованию. В конце обсуждения делается итоговый вывод и выставляется общий балл за выступление. Процедура проведения защиты творческих работ помогает научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны в любом выступлении и конструктивно критиковать отрицательные моменты представления работы.

 

Список литературы:

  1. Роль библиотек в современном мире. Журнал самиздат, URL: http://samlib.ru/b/bobrownikow_walerij_nikolaewich/rolxbibliotek.shtml (дата обращения: 26 сентября 2012 года)

  2. Защита детей от вредоносной информации в сети интернет, URL: http://www.internet-kontrol.ru/stati/bezopasnost-detey-v-internete (дата обращения: 28 сентября 2012 года)

  3. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества, URL: http://www.openclass.ru/og (дата обращения: 28 сентября 2012 года)