Управление образования администрации Новосибирского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области –
основная общеобразовательная школа №161 ст. Издревая
X научно-практическая конференция школьников
Новосибирского района в 2012 году
Секция филологии
Тема учебно-исследовательской работы
Цветовая палитра в «Божественной комедии» Данте Алигьери и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Автор: Попов Олег
МБОУ-ООШ №161
Научный руководитель: Вохмина Валентина Викторовна
Учитель русского языка и литературы
Вторая категория
2012
Оглавление
Введение
Основная часть
2. 1. Символика цвета
2. 2. Обзор литературы
2. 2. 1. Данте Алигьери «Божественная комедия»
2. 2. 2. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»
2. 3. Анализ цветовой палитры в «Божественной комедии» Данте
2.4. Цветовая палитра поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Заключение Сравнение цветовых палитр «Божественной комедии» Данте и поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Список использованной литературы
1. Введение
Для исследователей цвет в литературе имеет особый, исключительный интерес, так как писатель, как и любой человек, используя его, выражает свой взгляд на окружающий мир. Цвет обладает огромной силой эмоционального воздействия, способностью выражать не только "видимые", внешние признаки, но и тончайшие психологические состояния. С помощью цвета можно вызвать у читателя сложную гамму чувств и настроений при восприятии художественного произведения. Изображение цвета не является целью писателя, а служит реализацией творческих замыслов. В использовании цвета раскрывается индивидуальный стиль писателя, авторское виденье мира и его воплощение в произведениях.
Интерес к изучению цветообозначений возник в 50-60-е годы XX века и был продиктован следующими причинами: во-первых, древней историей цветообозначений, основанной на чрезвычайной важности цвета для человеческого опыта. На протяжении всей своей истории человечество выработало целую систему ассоциаций, связанных с тем или иным цветом, имеющих особое символическое значение. Следует также помнить, что в каждой национальной культуре присутствует специфическое восприятие цвета. Все это необходимо учитывать при анализе произведений, для обозначения стиля автора.
Во-вторых, внимание к цветообозначениям обусловлено их важностью в формировании языковой картины мира.
В-третьих, цветообозначения представляют собой упорядоченную лексическую группу.
В-четвертых, цветообозначения активно используются в художественных целях. Эти цветообозначения представляют собой отдельную область изучения.
Данная работа посвящена сравнению цветовой палитры в поэме Гоголя «Мертвые души» (первый том) и «Божественной комедии» («Ад») Данте.
Гипотеза данного исследования: Если образцом для Н.В. Гоголя при написании поэмы «Мертвые души» являлась «Божественная комедия» Данте Алигьери, то и цветовые палитры произведений должны быть схожи.
Предмет исследования: слова со значением цвета в «Божественной комедии» Данте и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Объект исследования: поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души», «Божественная комедия» Данте Алигьери.
Цель данной работы — выявление общего в цветовой палитре «Божественной комедии» Данте и поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
1) изучить литературу по данному вопросу;
2) проанализировать использование цветовой символики в произведении Данте «Божественная комедия» (часть 1);
3) выявить особенности цветовой палитры в поэме Н.В. Гоголя (особенно на материале 2-6 глав);
4) выявить общее в цветовой палитре анализируемых произведений.
Актуальность исследования заключается в том, что проблема усвоения чужого текста продолжает оставаться в центре внимания литературоведов.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования материалов исследования в учебном процессе при изучении творчества Н.В. Гоголя, а также на факультативах.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены на школьном этапе научно-практической конференции.
Методы исследования:
изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;
метод непосредственного наблюдения текстового материала;
сопоставительный анализ.
В своей работе мы опирались на исследования Александрова Л.Г. «Этапы Дантова пути в пространстве «Мертвых душ»; книгу Асояна А.А. «Почтите высочайшего поэта...» Судьба "Божественной комедии" Данте в России; исследование А. Белого «Мастерство Гоголя»; работы Лагуты О.Н. Работы М.В. «Психолингвистический анализ цветописи Н.В. Гоголя», Соловьева С. «Цвет, число и русская словесность»; Смирновой Е. А. Поэма Гоголя «Гоголя Мертвые души».
2. Основная часть
2.1. Символика цвета
Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный — цвет Марса, синий — цвет Венеры, желтый — цвет Меркурия, зеленый — цвет Сатурна, пурпурный — цвет Юпитера, оранжевый — цвет Солнца, фиолетовый — цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней.
Бену Э. в своей книге «Цвет в христианских видениях» в главе «Психология цвета» пишет, что наибольшее развитие и распространение символика цвета получила в восточной ветви христианства, где иконопись объективно нуждалась в такой символике. Красный цвет стал символом Воскресения — победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет мучений и крови, цвет жертвы Христа. В красных одеждах на иконах изображали мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов - серафимов. Иногда писали красные фоны на иконе, фреске - как знак торжества вечной жизни, милосердия, божественной любви. Красный цвет символизирует: элемент огня, современность, мужское начало, патриархальный уклад, аппетит, желание. Красный как наиболее выразительный, насыщенный, яркий цвет означал у первых христиан любовь Бога, огонь веры, а также кровь Христа и гнев божий, поэтому его позднее стали связывать с насилием, страстностью, плотской любовью, отчего уже в XII веке он употреблялся как цвет сатаны и геенны огненной. Синий цвет в христианской символике означает небо, море, вечную молодость, бесконечность, изменчивость. В христианстве черный - цвет дьявола, уродства, а следовательно, греха и его искупления, как в монашеской одежде, поэтому скорбь и аскетизм также символизировали черным. Белый цвет символизировал жизнь, чистоту, божественность. Золото символизировало божественность; желтый цвет первоначально полностью отождествлялся с золотым, но впоследствии приобрел самостоятельные, как правило, противоположные золотому отрицательные значения, например, предательство. Зеленый символизировал юность, жизнь, возрождение. Фиолетовый - скромность, страдание, траур. Пурпур - божественное и царское достоинство; пурпур с красным оттенком - строгость веры; пурпур с синим оттенком - чистая совесть, спокойствие души.
[5, с. 110-111]
2.2. Обзор литературы
2.2.1. Данте Алигьери «Божественная комедия»
«Божественная комедия» - величайшее произведение итальянского поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери. Сам поэт назвал её просто «Комедия». Так в те времена называли любое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым финалом. Эпитет “божественная” был дан творению Данте потомками не раньше XVI века не за религиозное содержание, а за поэтическое совершенство. Поэма делится на три большие части — кантики, посвящённые изображению трёх частей загробного мира.
Данте использует такую композиционную форму затем, чтобы осудить человеческие преступления, пороки, исправить человека, побудить человечество жить достойно, как следует. Своего героя Данте ведет через Ад и Чистилище в Рай.
Данте представлял Ад как воронкообразную пропасть, находящуюся под сводом земли и состоящую из сужающихся кругов, заканчивающихся колодцем, где терзается Люцифер. Чем ниже круг, тем ужаснее преступления и муки грешников. Как отмечает С.Аверинцев: "Систематизированная "модель" ада в "Божественной комедии" со всеми ее компонентами – четкой последовательностью девяти кругов, дающей "опрокинутый", негативный образ небесной иерархии, обстоятельной классификацией разрядов грешников, логико-аллегорической связью между образом вины и образом кары, наглядной детализацией картин отчаяния мучимых и палаческой грубостью бесов - представляет собой гениальное поэтическое обобщение и преобразование средневековых представлений об аде" [1]. Модель Ада представлена на схеме (Приложение 1)
И.Н. Голенищев-Кутузов в монографии «Данте. Божественная комедия» отмечает, что в «Божественной комедии» отразились не только средневековые представления об устройстве мира, но и элементы Ренессанса. Например, основная задача средневековых произведений - отвлечь человека от мирской суеты, показать ему греховность земной жизни и побудить обратиться мыслями к загробной. У Данте же форма “видений” использована с целью наиболее полного отражения реальной земной жизни. Он творит суд над человеческими пороками и преступлениями не ради отрицания земной жизни как таковой, а во имя ее исправления, чтобы заставить людей жить более правильно.
"Само распределение казней, - пишет И.Н. Голенищев-Кутузов, - в которых самые тяжкие размещены ниже от поверхности земли, указывает на то, что Данте наиболее легкими пороками считал те, которые происходят от невоздержанности, как сладострастие, обжорство, гнев, и самыми тяжкими - обман и предательство. В самой нижней из адских бездн нет ни огня, ни движения, все оледенело под ветром»[7, c.7].
И.С. Мокульский в книге «История зарубежной литературы. Средние века и Возрождения» в главе, посвященной Данте, отмечает, что часто Данте иллюстрирует описываемые мучения грешников картинами природы, чуждой средневековым описаниям, а саму мертвую стихию ада – явлениями живого мира. Например, предатели, погруженные в ледяное озеро, сравниваются с лягушками, которые “выставить ловчатся, чтобы поквакать, рыльца из пруда” , а наказание лукавых советников, заключенных в огненные языки, напоминает поэту долину, наполненную светляками, в тихий вечер в Италии. Адский вихрь в 5-й песне сравнивается с полетом скворцов.
“Необычайно развитое чувство природы, - делает вывод С. Мокульский, - умение передать ее красоту и своеобразие делают Данте уже человеком нового времени, ибо средневековому человеку был чужд напряженный интерес к внешнему, материальному миру” [10, c.159].
Тот же интерес отличает и живописную палитру Данте, богатую всевозможными красками. Каждой из трех кантик поэмы присущ свой красочный фон: “Аду” – мрачный колорит, густые зловещие краски с преобладанием красной и черной: “А над пустыней медленно спадал/ Дождь пламени, широкими платками/ Как снег в безветрии нагорных скал…” (песнь XIV, 28), “Так опускалась вьюга огневая/ И прах пылал, как под огнивом трут…” (песнь XIV, 37), “У всех огонь змеился над ступнями…” (песнь XIХ, 25); “Чистилищу” - мягкие, бледные и туманные цвета, свойственные живой природе, появляющейся там (море, скалы, зеленеющие луга, деревья): “Дорога здесь резьбою не одета; / стена откоса и уступ под ней - / Сплошного серокаменного цвета” (“Чистилище”, песнь XIII, 7); “Раю” – ослепительный блеск и прозрачность, лучезарные краски чистейшего света.
[10, c.159]
2.2.2. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Одним из первых поэтику писателя изучил Андрей Белый. В его книге «Мастерство Гоголя», звуковая метафора и цвет у Гоголя изучены основательно, хотя сам исследователь неоднократно сознавался, что не претендует в своей работе на окончательную разработку всех тайн мастерства писателя.
Сформулируем некоторые тезисы его работы. Гоголь в восприятии Белого – художник-перспективист, колорист, пейзажист, жанрист. В его произведениях виден отбор и контроль: «цвета природы, окраска предметов, сочетания пятен в костюмах – все выявляет: и декоратора, и костюмера, и режиссера, не только «писателя»; цвет неотличим от жизни образа» [4, с. 133]
Показательна статистика цветовой гаммы у Гоголя, которую вёл Белый. По его подсчетам, в первом томе «Мертвых душ» наиболее часто встречаются такие цвета, как белый, черный и серый, красный, желтый, зелёный, коричневый. Для сравнения: в творчестве Гоголя первой фазы, в частности в «украинских повестях», преобладали яркие краски – красный цвет 926,6 %), золотой (11,6 %), чёрный (11 %), синий (10,6 %) [4, с. 137].
Таким образом, благодаря преобладанию в первом томе «Мертвых душ» белого, черного и серого цветов создаётся иллюзия фотографичности описаний.
С.Соловьев в своей работе «Цвет, число и русская словесность»
предлагает для анализа колористики творчества писателя использовать так называемое цветовое число. Оно характеризует цветовую насыщенность литературных произведений.
Число упоминаний того или иного цвета
Цветовое число С = -------------------------------------------------------------
Число печатных листов произведения
Применение цветовых чисел, по мнению исследователя, дает возможность «сопоставить цветность — введем здесь этот термин — не только отдельных произведений писателя, но и различных писателей разных эпох»
В своей работе С. Соловьев определяет изменение цветового числа на примере творчества А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, ___ Чернышевского, Ф. М. Достоевского, но замечает, что данная проблема в литературоведении исследована недостаточно. [11]
В статье О.Н. Лагуты и М.В. Работы «Психолингвистический анализ цветописи Н.В. Гоголя» рассматривается часторечная категоризация цветовой и световой информации в произведениях Н.В. Гоголя; приводится статистика слов со значением цвета и их роль в создании портрета героя, в передаче эмоций и чувств, для создания зарисовок природы, для выражения авторской оценки, делается вывод о доминировании белого, черного, красного и желтого цветов.[9]
Е.А. Смирнова в книге «Поэма Гоголя «Мертвые души» отмечает, что вся картина русской действительности в первом томе произведения освещена идеей, которая сопрягает ее с самой мрачной областью мироздания – адом, определяя замысел по типу «Божественной комедии»; в книге прослеживаются общие для произведений мотивы: мотив путешествия, мотив погружения вниз, мотив света и тьмы. Мотив погружения, опускания вниз просматривается, когда Чичиков и его бричка то и дело вязнут в грязи. Впервые он был выброшен из брички в грязь перед домом Коробочки, потом попал в грязь у Ноздрева; в комнате у Плюшкина висел «гравюр» с изображением тонущих лошадей. У Данте в Лимбе имеется некий источник света, из чего можно заключить, что освещение здесь сумеречное; Гоголь повторяет световые градации «Ада»: от сумерек к полной тьме [12]
Мы обратили внимание на то, что в литературоведении не рассматривались в сравнении цветовые палитры «Божественной комедии» Данте и поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», и в данном исследовании мы предполагаем сравнить цветовую палитру первой части «Божественной комедии» и первого тома поэмы «Мертвые души».
2.3. Анализ цветовой палитры в «Божественной комедии» Данте Алигьери.
2.3.1.Цветовая символика произведения В изображении Ада представлена цветовая символика, где каждый из семи смертных грехов отождествляется с конкретным цветом, металлом, небесным светилом, днем недели. Например, гордыня символизируется золотым цветом, золотом, Солнцем и воскресеньем, зависть - серебряным, серебром, Луной, понедельником, гнев - красным цветом, железом, Марсом, вторником. Лени соответствует белый цвет, свинец, Сатурн, суббота. Сребролюбие символизирует голубой цвет, ртуть, Меркурий, среда. Чревоугодие символизируется желтым цветом, светляком, оловом, Юпитером, четвергом. Сладострастию соответствует зеленый цвет, медь, Венера, пятница. Христианские же добродетели обозначались: вера - белым цветом, надежда - зеленым, любовь - алым цветом. [6]
2.3.2. Цветовая палитра при изображении земной жизни
Земную жизнь пройдя до половины
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины, - так начинает свое произведение Данте. Земную жизнь поэт аллегорически изображает в виде мрачного леса, используя слова «темный» и «тьма»: в сумрачном лесу, во тьме долины, ночью безысходной, к долине я свергался темной, неба воздух темный, на темной крутизне, во тьму земного недра. Единственным ярким пятном в двух первых Песнях является «рысь, вся в ярких пятнах пестрого узора».
2.3.3. Цветовая палитра при изображении преддверия Ада.
Вергилий и Данте спускаются в преддверие Ада; в беззвездном пространстве слышен плач и стенания,— тут страдают люди «ничтожные на земле», те, которые не грешили и не были добродетельны, Муки этих людей заключаются в том, что их терзают крылатые насекомые. При описании преддверия Ада поэт использует две краски: «темный, сумрачный» и «красный»: знаки сумрачного цвета; во мгле неозаренной, к извечной тьме; сумрачной реки; в осенней мгле; над темной глубиной; кровь, между слез, с их лиц текла; пламень красный; взор, как уголья в золе; Пустыня скорби вспыхнула кругом, Багровым блеском чувства ослепляя.
Доминирующим цветом является темный.
2.3.4. Цветовая палитра при изображении первого круга Ада.
Первый круг Ада освещает « огонь, под полушарьем тьмы горящий». Здесь находятся люди добродетельные, но жившие до пришествия Христа. При описании первого круга Ада автор использует прилагательные темный, смутный: так темен, смутен; сквозь тьму не плач до слуха доносился; И я - во тьме, ничем не озаренной.
Красный цвет, цвет крови и адского пламени, отсутствует, так как в первом круге царит глубокая скорбь без мучений.
Отдельно от других в башне находятся великие поэты, ученые и герои древности: Гомер, Гораций, Овидий, Цезарь и другие. Они находятся среди зелени и при свете солнца: зеленый луг; на зеленеющей финифти трав.
Цветовая палитра первого круга состоит из трех цветов: темный, зеленый, светлый.
Доминирующим цветом является темный.
2.3.5. Цветовая палитра при изображении второго круга Ада.
Во втором круге слышен плач, здесь полное отсутствие дневного света, «будто пораженного немотою». В этом круге казнятся увлекавшиеся чувственной любовью, и муки их — беспрерывное кружение в адском вихре.. Автор считает, что поддавшиеся страсти люди не заслуживают слишком суровой кары, поэтому помещает их ближе к поверхности земли.
Мрачное настроение передается с помощью слов мгла, тьма, черный: среди окрестной мглы; паря во мгле гнетущей; терзает воздух черный; в тьме неизреченной; в глубине морской. Темный цвет является единственным в цветовой палитре данной главы.
2.3.6. Цветовая палитра при изображении третьего круга Ада.
В третьем круге Ада подвергаются наказанию чревоугодники: их терзает Цербер, «хватая злых, сдирает с них кожу». Цветовая палитра представлена следующими цветами: черный ( жир в черной бороде, они средь душ еще чернейших); темный (воздух непроглядный; сквозь смешанную грязь теней и ливня); багровый - при изображении Цербера (его глаза багровы, прольется кровь). Присутствует также белый цвет, который передается с помощью слов: ледяной, снег, присутствует желтый цвет. Доминирующий цвет – темный.
2.3.7. Цветовая палитра при изображении четвертого круга Ада.
В четвертом круге помещаются расточители, стяжатели и скряги; они катят огромные тяжести, сталкиваются, осыпают друг друга бранью и снова принимаются за тяжелый труд.
Цветовая палитра состоит из темного, серого и багрово-черного цветов: Мы сходим в тьму, по сумрачному кругу; обличье их темно; К подножью серокаменных высот; Окраска их была багрово-черной (волны ручья). Доминирующим цветом является темный.
2.3.8. Цветовая палитра при изображении пятого круга Ада.
В пятом круге в смрадном болоте Стикс, окружающем адский город Дит, мучаются гневные; они бьют друг друга ногами, головой, грудью и разрывают зубами, а завистливые погружены в болотную тину и постоянно в ней захлебываются. При изображении грешников Данте использует прилагательное грязный: весь в грязь одет; такой вот даже грязный; в этот мутный сток; весь грязный люд.
Грязь черного цвета
Вокруг мрак, мгла, сумрак: мрачный гребень вала; мглистых вод; средь сумрака ночного. С помощью слов мрак, сумрак также передается черный цвет.
В цветовую палитру добавляется багровый цвет при описании города Дита, в котором мучаются еретики: «Встают его мечети, багровея, Как будто на огне раскалены"; "То вечный пламень, за оградой вея, - Сказал он, - башни красит багрецом; Так нижний Ад тебе открылся, рдея".
Цветовая палитра представлена черным, багровым и серым (мглистых вод). Доминирующим является черный.
2.3.9. Цветовая палитра при изображении шестого круга Ада.
В этом круге в вечном огне горят материалисты, проповедовавшие о смерти духа вместе с телом, сомневавшиеся в бессмертии души, а также еретики и распространители ереси.
Описывая муки еретиков автор использует прилагательные со значением «красный»: кровавый, красный, рдяный (Три Фурии, кровавы и бледны; ползли огни; Так их каля, как в пламени горнила Железо не калилось искони; в земле горящей; в этот город красный; К вершине рдяной башни). С учетом слов с таким же значением, употребленных в 8 Песне для описания города Дит, красный цвет встречается 12 раз. Встречается дважды черный цвет (Сквозь черный воздух; где всего черней) и дважды темный (Всех ниже, всех темней; шел сквозь этот мрак). Также в цветовой палитре присутствует зеленый цвет ( И гидрами зелеными обвиты (фурии).
Таким образом, цветовая палитра представлена красным, черным, темным и зеленым цветом. Доминирует красный цвет.
2.3.10. Цветовая палитра при изображении седьмого круга Ада.
Седьмой круг предназначен для пытки виновных в насилии; у него три подразделения. В первом, изображающем собою широкий ров, наполненный кровью, погружены «сильные земли», посягавшие на жизнь и на достояние людей, тираны и вообще убийцы, провинившиеся в насилии против ближнего. Во втором подразделении седьмого круга наказываются виновные в насилии против самих себя, т. е. самоубийцы. Они превращены в деревья. Третье подразделение седьмого круга - степь, на которую падает огненный дождь. Это место казни грешников, виновных в насилии против Бога.
Доминирует в цветовой палитре красный (встречается 26 раз) цвет: Течет поток кровавый, сожигая…; из волны кровавой; над алым кипятком; этой влагой раскаленной; пустыня огневая; В надломе кровью потемнел росток; палимое бревно; древо источало слова и кровь; их пыланьем воспылав; ужасной кровью; А тот, в крови…; сквозь эти раны Струящий с кровью скорбный голос; А над пустыней медленно спадал Дождь пламени; вьюга огневая; огнепалящий зуд; Презрев пожар, палящий отовсюду; не касайся жгучего песка; Чья алость мне и до сих пор жутка (ручей); От пламени плотину избавляя; в опаленный лик взглянул; Склонясь к лицу, где пламень выжег пятна; идти равниной жгущей; сколько язв, изглоданных огнем; когда бы не огни,разящие, как стрелы, в этом зное; облик наш кровавый; страдалец этой жгучей вьюги; Будь у меня защита от огня; багровый вал гремит).
Цвет передан с помощью прилагательных кровавый, алый, огневой, багровый, а также с помощью слов других частей речи: причастий (раскаленный, палящий); деепричастий (сожигая), существительных (пламя, кровь).
Встречается черный цвет (в пучину бедствий черных; лес был полон черных сук) и темный (этих мрачных стран; в сумрак сокровенный; пасмурный провал; сквозь сумрачный простор; листьев сумрачен навес; в сумрачную сень; темный образ; в зияющую тьму).
Таким образом, цветовая палитра седьмого круга состоит из черного(темного) и красного цветов. Цветовой доминантой является красный цвет.
2.3.11. Цветовая палитра при изображении восьмого круга Ада.
8 круг ада, по сравнению с другими, имеет более богатую цветовую палитру. Это кульминационный по цветам момент в 1 части, так как в последующей песне цвет начнет приобретать более тусклые , темные, холодные оттенки. е Многоцветие восьмого круга Ада передает многообразие человеческих пороков: лжи, мздоимства и прочих смертных грехов. Ощущение хаоса порочного мира нарастает по мере умножения цветовой гаммы.
1 ров. Сводники и обольстители. Грешники этого рва идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами. Слова со значением цвета: кремнистой, золотого.
2 ров, Льстецы. Грешники влипли в кал зловонный. Слова со значением цвета: кал зловонный, погряз.
3 ров, Святокупцы. Туловища грешников закованы в скалы , пламя по пяты. Слова со значением цвета: сероватом, пурпурного, тьму, серебро и злато.
4 ров, Прорицатели. Лица грешников повернуты на пол-оборота. Слова со значением цвета: мраморной, морские, песчаном , травяном, уголь.
5 ров, Мздоимцы, взяточники.21-23 Грешники кипят в смоле. Слова со значением цвета: чернотой своей, черный.
6 ров, Лицемеры. Грешники закованы в свинцовую мантию. Слова со значением цвета: свинцовый, желтый наряд,.
7 ров, Воры. Мучения гадами. Слова со значением цвета: побелел весь луг, смутен и не светел, травы, багров.
8 ров, Лукавые советчики. Души грешников спрятаны внутри огоньков. Слова со значением цвета: морем, виноград, огнями, пустынный, зеленых лапах, алый холм полег.
9 ров, Зачинщики раздора. В наказание грешников потрошат. Слова со значением цвета: кровь, кровавый, крови, темному.
10 ров, Алхимики. Проказа и лишай. Слова со значением цвета: пламя.
Доминируют темные (черные цвета) и красный цвет. Мы проанализировали употребление красного цвета при изображении восьмого круга ада и обратили внимание на то, что интенсивность цвета постепенно меняется: от кровавого, багрового, алого до умолкшего пламени, крадучего огня.
2.3.12. Цветовая палитра при изображении девятого круга Ада. Наконец Данте проникает в последний, 9-й круг ада, предназначенный для самых ужасных преступников. Здесь обитель предателей и изменников, из них величайшие — Иуда Искариот, Брут и Кассий, — их грызёт своими тремя пастями Люцифер, восставший некогда на Бога ангел, царь зла, обречённый на заключение в центре земли. Описанием страшного вида Люцифера заканчивается последняя песнь первой части поэмы.
В этом круге наказываются предатели родных, предатели родины, предатели друзей, предатели благодетелей. Грешники вмерзли в лед по шею , их лица обращены к низу, к Люциферу.
Слова со значением цвета: озеро подобное стеклу, ночью, мороз, тень, льду, тени, леденея, вечер, камень, зияющий просвет.
9 круг - завершающий круг ада. В нем наказываются самые страшные грешники - обманувшие доверившихся. Цветовая палитра светло-синяя, холодная обстановка, нагоняющая страх. Доминирующими цветами 9-ого круга являются синий и белый.
2.3.13. Общая цветовая палитра первой части «Божественной комедии» Анализируя цветовую палитру первой части «Божественной комедии», мы выяснили, что цветовая доминанта изменяется следующим образом: от темного к черному, затем к красному, после этого в 8 круге ада цветовая палитра явно богаче, много смешанных цветов, ярких и теплых, но в 9 круге ада этот всплеск утихает и используются более темные и холодные оттенки синего, а также белый и черный цвета. Основной цвет Ада— «красный», от раскаленных докрасна железных стен и башен подземного города Дит до темно-, почти черно-красного, как запекшаяся кровь. Цветовая палитра первой части «Божественной комедии» представлена в Приложении 2
2.4. Цветовая палитра поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Цели гоголевской поэмы навеяны «Божественной комедией». Возрожденная родина Данте должна была со временем превратиться в великую империю. Подобную программу стремился осуществить и Гоголь.
Его произведение представляет собой грандиозную сатирическую панораму российской действительности первой половины XIX в. Но Гоголя не удовлетворяло лишь сатирическое обличение российских пороков: он верил в высокое предназначение своей Родины, в ее великое будущее. Писатель замыслил провести своего героя из ада через чистилище в рай. Начав с низкого и ужасного в первом томе, в последующих томах он намеревался дать в своем произведении образы, выражающие величие человеческого духа
Бездуховность российской действительности Гоголь показывает на примере образов помещиков, которых посещает Чичиков. Каждый из помещиков олицетворяет один из смертных грехов, который влияет на выбор цвета.
|
|
2.4.1. Цветовая палитра для создания образа Манилова.
Для изображения Маниловки и Манилова Гоголь использует в основном имена прилагательные со значением цвета: серенькие (избы) - 1, светло-серый (день)-1, голубой (колонны, глаза) – 2, желтые (акации) -1, зеленый (сюртук, купол) - 2, скучно-синеватый (лес) -1, белокур -1; имена прилагательные, одновременно указывающие на материал и цвет – медный инвалид, подсвечник темной бронзы ; имена существительные со значением «признак как предмет»: зелень, нет зелени; словосочетаниями – капот бледного цвета; описательные обороты – голубая краска вроде серенькой; наконец, не поддающиеся точному определению краски: «даже самая погода весьма кстати прислужилась, день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета...» Мы обратили внимание на то, что автор не использует «теплые» цвета. Манилов, таким образом, изображен холодным, безжизненным, неопределенным: «ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Доминирующими являются оттенки серого цвета.
2.4.2. Цветовая палитра для создания образа Коробочки.
Коробочка стремится извлечь пользу из всего, очень боясь продешевить в каком-то незнакомом, неизведанном деле; она живет замкнуто в своей усадьбе, как в коробочке. Подчеркивая замкнутость и ограниченность героини, автор не использует яркую цветовую палитру при описании её внешности и усадьбы. Единственным ярким пятном являются красные обшлага на мундире на портрете какого-то старика.
Преобладают прилагательные «темный» и слова со значением «пестрый» (в составе данного цвета также присутствует элемент темного цвета): «Она была одета лучше, нежели вчера, – в темном платье»; «…комната была обвешана старенькими полосатыми обоями», на стенах зеркала в темных рамках; деньги хранятся в пестрядевых мешочках. Автор изображает деревеньку Коробочки, добротные дома крестьян, полный домашней птицы дворик, огород, сад, но не использует при этом ни одного прилагательного со значением цвета, этим Гоголь подчеркивает практицизм и ограниченность Коробочки. Анализируя цветовую палитру, приходим к выводу, что при описании Коробочки преобладают прилагательные со значением «темный».
2.4.3. Цветовая палитра для создания образа Ноздрева.
Для изображения внешности Ноздрева автор использует три цвета: черный, белый и румяный (красный). Особенно часто используется черный цвет: чернявый – 2, черномазый -1; дважды встречается прилагательное черный: у Ноздрева черные волосы и «черные, как смоль, бакенбарды». Белизна зубов подчеркивается сравнительными оборотами: «белые, как снег, зубы», «белые, как сахар, зубы». Прилагательное белый встречается дважды. Ноздрев здоров и энергичен: у него «румяные щеки», «румяные, как весенняя роза, щеки». Во время ссоры с Чичиковым Ноздрев стоит «с лицом, горевшим, как в огне». Его единственная страсть – охота, поэтому собак «…просто немерено всех возможных цветов и мастей: муругих, черных с подпалинами, полно-пегих, муруго-пегих, красно-пегих, черноухих, сероухих…» Кроме описания масти собак, Гоголь использует цвет при описания конюшни, где были две кобылы – одна серая в яблоках, а другая каурая – и гнедой жеребец, а также, когда Ноздрев рассказывает, что «у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти».
Автор не использует цвет для описания имения Ноздрева, его усадьбы, интерьера.
В цветовую палитру входят следующие цвета: черный, красный, белый, янтарный, голубой, розовый, а также смешанные цвета при описании масти собак. Контрастные цвета передают непредсказуемость характера Ноздрева.
Доминирующий цвет в цветовой палитре при описании Ноздрева – черный.
2.4.4. Цветовая палитра для создания образа Собакевича.
Собакевич мало похож на других помещиков: он расчетливый, прижимистый хозяин. Во всем поместье и хозяйстве у него все прочно и крепко, но его душа так же мертва, как и у других помещиков. Автор постоянно подчеркивает сходство Собакевича со средней величины медведем. Это сходство усиливается благодаря цветовому ряду: «…фрак на нем был совершенно медвежьего цвета…», «Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке…», похож на дрозда «…темного цвета с белыми крапинками…». Дом Собакевича с «…красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами… вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов…». Чичикова встречает «…лакей в серой куртке с голубым стоячим воротником…» - такого цвета были солдатские мундиры, значит и дисциплина царит, как в армии. На стене висит портрет «…Маврокордато в красных панталонах…» Цветовую палитру передают индивидуально-авторские прилагательные, которые носят эмоционально-образный характер. В цветовой палитре доминирует темно-коричневый цвет.
2.4.5. Цветовая палитра для создания образа Плюшкина.
Плюшкин – последний из помещиков, кого посетил Чичиков. Мы проанализировали цветовую палитру этой главы и обратили внимание на то, что она самая богатая: в ней присутствуют не только черный (темный) и синий цвета, но и белый, мраморный, зеленый, желтенький, бронзовый, перламутный и другие. Доминирует темный (черный) цвет: прилагательное темный встречается в тексте 7 раз («…бревно на избах было темно и старо..», излом березы темнеет на снежной белизне). на темной крыше…», в неосвещенной чаще сада «…углубление, зиявшее, как темная пасть…», «…темные широкие сени…», «…он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом…»; по одному разу встречаются однокоренные слова: темнота («…в этой густой темноте…») и темнеть. В доме Плюшкина на стене висит «…огромная почерневшая картина…», «…в черной глубине…» сада мелькает дорожка. Через описание сада вводится зеленый цвет ( «…зелеными облаками…», «…из этой зеленой гущи…», «…зеленые чащи…», «…зеленые лапы-листы…»), но при этом мы видим, что «зеленая плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах…», а на столе «…куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом…». Желтый цвет встречается 4 раза: «…длинный пожелтевший гравюр…», «…зубочистка, совершенно пожелтевшая…»; шая мозаика оставила после себя «…желтенькие желобки, наполненные клеем…», Чичикова встречает «…каменная, с желтенькими стенами, испятнанная… (церковь)». Этот тусклый, неяркий цвет передает мысль о старости и дряхлости всего, что окружает Чичикова. В цветовую палитру главы входят также следующие цвета: серебряный встречается 2 раза, синий – 1, мраморный -2, медный – 1, перламутный -1, бронзовый -2. Кроме этого, в данной главе трижды встречается белый цвет, два раза красный и один раз огненный. Мы выделили также группу слов с семантическим значением «сияние, блеск»: сверкающий, озаренный солнцем, прозрачный, чудно сиявший. Крайнюю степень нравственного падения и деградации Плюшкина, в характере которого причудливо объединились, являя по сути лишь разные формы одного и того же порока – паразитизма, и «собирательство», и «расточительство», подчеркивает сопровождающая его цветовая гамма красок. Доминируют цвета темный и зеленый.
Но мы обратили внимание на то, что только в цветовой шкале для Плюшкина представлены все цвета, которыми обозначались христианские добродетели: вера - белым цветом, надежда - зеленым, любовь – алым (красным) цветом. Соединение красного цвета с зеленым дает белый цвет. Мы можем показать количество белого цвета на цветовой шкале (Приложение 3)
Мы знаем, что Н.В. Гоголь, собирался рассказать о дальнейшей судьбе и Плюшкина, собирался воскресить их душу. Именно поэтому автор не только рассказывает нам историю превращения человека в «прореху на человечестве», но и благодаря использованию цветового ряда, выделяет Плюшкина среди других помещиков.
Данная цветовая палитра Плюшкина отражает замысел Н.В. Гоголя возродить душу героя.
2.4.6. Цветовая палитра при изображении помещиков
Полученные данные мы представили в виде диаграммы. При создании диаграммы мы объединяли близкие цвета. Так, при построении цветовой шкалы для Манилова мы объединили желтый, медный и бронзовый цвета; при построении шкалы для Коробочки мы объединили в один цветовой ряд со значением темный цвета темный, пестрядевый, полосатый. Создавая цветовую шкалу для Ноздрева мы использовали желтый цвет вместо янтарного; при создании цветовой шкалы для Собакевича мы объединили в один цветовой ряд со значением темный следующие цвета: темный, темный с белыми крапинками, темно-серый, совершенно медвежий. Самая богатая цветовая палитра оказалась в главе, посвященной Плюшкину. При создании цветовой шкалы для этого персонажа мы объединили в один цветовой ряд со значением жёлтый следующие цвета: медный и бронзовый; в один цветовой ряд со значением мраморный мы объединили цвета «перламутный», мраморный, серебряный.
Цветовые доминанты изменяются от серого цвета (Манилов) к темному (Коробочка), затем к черному (Ноздрев), темно-коричневому (Собакевич) и темному и зеленому у Плюшкина (Приложение 4, 5)
3.Вывод
В результате проведенного исследования мы выявили сходство в цветовой палитре анализируемых произведений: (приложение 6)
Цветовой доминантой в обоих анализируемых произведениях являются черный и темный цвета. Доминирование этих цветов объясняется задачей, которую ставили перед собой писатели: изобразить ад.
Вторым доминирующим цветом является красный, который в христианской символике обозначает не только цвет жертвы Христа, цвет мучений, но и цвет геенны огненной.
Цветовая палитра первой части «Божественной комедии» «Ад» является более мрачной, чем цветовая палитра 1 тома поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» цветовую палитру, наряду с традиционными прилагательными со значением цвета, передают индивидуально-авторские прилагательные, которые носят эмоционально-образный характер. Цветовая палитра помогает раскрытию основной идеи произведения.
В своей работе мы затронули лишь один из мотивов, общих для «Божественной комедии» Данте и поэмы Гоголя «Мертвые души» и подтверждающих факт литературной реминисценции.
Работая над исследованием, мы столкнулись с определенными сложностями, во-первых, текст «Божественной комедии» труден для понимания современного ученика. Кроме этого, в нем отражены политические, религиозные и философские взгляды поэта. Необходимо постоянное обращение к историческим комментариям, к энциклопедиям. Во-вторых, произведения достаточно объемные. В-третьих, работать со цветообозначениями достаточно сложно, ведь, кроме прилагательных со значением цвета, есть существительные, которые обозначают предмет определенного цвета; глаголы также могут передавать значение цвета. Несмотря на сложности, работать было интересно.
Литература
Аверинцев С. Ад// Мифологический словарь (Аншба А., Мелетинский Е.). М., Сов. энциклопедия, 1990.
Александров Л.Г. Этапы Дантова пути в пространстве «Мертвых душ»
Н. В. Гоголя. Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 4 (185). Вып. 40. С. 14–21
Асоян А.А. «Почтите высочайшего поэта...» Судьба "Божественной комедии" Данте в России. Москва "Книга" 1990.
Белый А. Мастерство Гоголя. Исследование. ОГИЗ. Государственное издательство художественной литературы. Москва. 1934. Ленинград.
Бену Э. Цвет в христианских видениях// Психология цвета. М., 1996,
Бицилли, П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995. с. 16.
Голенищев-Кутузов И.Н. Данте. Божественная комедия. - М.: Наука, 1967.
Данте Алигьери. Божественная комедия. Перевод М.Лозинского. Издательство «Правда», М.: 1982
Лагута О.Н. Работа М.В. Психолингвистический анализ цветописи
Н.В. Гоголя (Новосибирск, Россия) 2009 - Вип. 16. Мовознавсто Східнослов’янська філологія
Мокульский И.С. Данте // История зарубежной литературы. Средние века и Возрождения / М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов. – 4 изд. – М.: Высшая школа, 1987. - С.157-163.
Соловьев С. Цвет, число и русская словесность// «Знание – сила» // М. №11971
Смирнова Е. А. Поэма Гоголя «Гоголя Мертвые души» / Отв. ред. С. Г. Бочаров; АН СССР. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1
|