|
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы в 6 классе
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы в 6 классе.
XXI век – век высоких технологий, время информационного общества. Люди покоряют вселенную и передают информацию со скоростью света. Возможности информационных технологий достигли таких высот, куда не заглядывали даже научные фантасты.
Что делать, если глобальная компьютеризация проникла в сознание школьника? У него нет времени, а порой к сожалению , и желания, пойти в библиотеку или дома взять с полки книгу и почитать её. У него нет времени задуматься о « разумном, добром, вечном».
Вопрос нравственного воспитания стал очень актуальным. Духовно-нравственное состояние общества считается одним из основных показателей его развития и благополучия, Ведь духовность – это стремление к возвышенному, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности.
В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развития способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.
Многие подростки имеют ценности несовместимые с общепринятыми моральными нормами. Современная молодёжь настроена враждебно к «консервативным» взглядам своих родителей. Такие понятия, как патриотизм, совесть, честь, очень часто вызывают у детей негативные эмоции.
Воспитать, значит способствовать формированию сердечного человека с крепким характером. А для этого «пробудить душу» в нём как можно раньше, воспитывать чуткость ко всему святому, волю к духовному совершенствованию, радость любви и вкус к доброте и милосердию, отзывчивости и умению ни при каких обстоятельствах не оставаться равнодушным ко всему, что происходит рядом с нами, оставаться человеком.
Первоочередной задачей учителя-словесника является духовно-нравственное воспитание школьника, способствующее формированию личности ученика.
На уроках литературы в 6 классе на примерах произведений В. Астафьева «Конь с розовой гривой» и В. Распутина «Уроки французского» дети видят, что герои неоднократно встают перед нравственным выбором.
В жизни каждый человек встаёт перед нравственным выбором и каждый, поступает по-своему, это зависит от его духовных качеств.
Так и герой В. Астафьева «Конь с розовой гривой» и калачи украл, и бабушку обманул. Он поддался лёгкой жизни, но его духовные качества оказались неизмеримо выше, совесть замучила его. «Терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника». Видно, что герой раскаивался, но совесть мучила его ещё сильнее, и он рассказал бабушке правду. Бабушка всё равно купила ему пряник, потому что любила его и простила его, потому что есть человеческая доброта. Бабушка преподнесла ему настоящие уроки доброты и честности. Именно такой нравственный выбор характеризует его как человека честного, способного на добрые поступки. Только тогда герой понял, что человека любят не за что-то, а просто так.
Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже встал перед нелёгким нравственным выбором. В первый раз он показал себя самостоятельным, дисциплинированным, остался в чужом городе, хотя мог уехать к матери в деревню, но он выбрал учёбу , так как очень хотел учиться, тянулся к знаниям. Вторым страшным испытанием стал для него голод. Чтобы заработать денег на еду, он начал играть в «чику» на деньги. Играл он честно, хотел показать свои способности, но его только жестоко избивали. Мальчик не знал, что игра на деньги не может быть честной. Только учительница Лидия Михайловна старалась помочь ему. Она его понимала, как никто другой. Она пошла на игру с ним, понимая, что он на другую помощь не согласен. Она открыла ему двери в новый мир, там люди могут доверять и помогать. Теперь он узнал, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь.
Эти писатели писали свои произведения в надежде, что преподанные им в своё время уроки лягут на душу, как маленького, так и взрослого читателя.
Юные герои рассказов Астафьева и Распутина совершают свой нравственный выбор. И всегда он получается в сторону Добра, Света и моральных принципов. И мы, читая рассказы, берём пример и учимся у этих мальчишек стойкости, душевной чистоте, доброте, мудрости.
Писатель В. Астафьев сказал, однажды, что писать ему « хотелось бы так, чтобы написанное и не чувствовалось бы вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать, как мне когда-то каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку, и был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и он в этом мире есть, сопричастный ко всему великому. И живому, и понял бы он, человек, что назначение его на земле- творить добро.» Проблема предназначения - вечная тема. Она актуальна во все времена. Поэтому произведения этих авторов и сегодня актуальны. Конец XX века В. Астафьев называет «предельной гранью развала национальных укладов, нравственных устоев». Эта тема для него стала жизненно важной. Сегодня, в начале XXI века, она не утратила своей актуальности. И если сейчас не решить её, то что- либо изменить впоследствии будет невозможно.
На уроках литературы учитель должен помочь ребятам посмотреть на современную жизнь со стороны глазами писателей, произвести переоценку ценностей, или наоборот, упрочить свои взгляды на современную жизнь. В любом случае, нравственные вопросы, затронутые авторами, не оставят современных подростков равнодушными.
На уроках должны решаться следующие задачи:
Духовно-нравственное «оздоровление» школьников
Совершенствование навыков художественного анализа (осмысление) текста
Воспитание школьника – патриота и гражданина своей страны.
На примере этих произведений учащиеся знакомятся с такими жизненно важными понятиями, как «милосердие», «братство», «нравственные ориентиры». Позволяет не только выделить болевые проблемы современного бытия, но и показать, предлагаемые авторами пути выхода из аномальной современности.
Уроки литературы разнообразны по формам проведения и методикам. Это вводные лекции, уроки углубленного анализа текста, уроки анализа эпизода, уроки – диалоги и т. д. Это способствует формированию навыков самостоятельной работы, как с произведениями данных авторов, так и другой литературы.
Важно одно – дойти до сердца каждого ученика, помочь усвоить проблематику творчества В. Астафьева, В. Распутина, соотнести её с проблемами современного мира, научить выявлять главное, делать выводы, устанавливать взаимосвязь с современностью.
Литература:
Ланщиков «Вечно живая исповедь» М. 1996 г.
«Созидание, милосердие, братство» (Беседа с писателем . записана Л. Полухиной).
Астафьев В. П. Собр. Соч. в 6 томах.
Лавлинский Л. Закон милосердия: по страницам новых произведений В.Астафьева Лит. Обозрение 1996 № 9 с. 126
Распутин В. Собр. Соч. в 3 томах М. Молодая гвардия Вече 1994
Татауров «Снегири на обочине» ( о тв-ве В. Астафьева) Лит. Россия 1995г. № 52 с. 8-9
|
|
|