|
«Упражнение в написании безударных окончаний имен существительных»
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа №12»
Конспект урока русского языка в 4 классе, по программе «Школа России»
Тема: «Упражнение в написании безударных окончаний имен существительных»
Разработала учитель начальных классов
Королева Маргарита Алексеевна
г. Ржев
Тверская обл.
Тема: «Упражнение в написании безударных окончаний имен существительных»
Цели:
Образовательные: систематизировать и углубить знания об имени существительном;
контролировать качество усвоенных знаний по данной теме;
Развивающие: продолжать формировать у учащихся способы проверки безударных окончаний имен существительных;
Формулировать несложные выводы, самостоятельно строить рассказ;
Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного;
Ход урок
Мотивация к учебной деятельности.
Разминка (учащиеся в парах задают вопросы друг другу)
Тема разминки: «имя существительное».
Итог этапа: Дайте определение имени существительного как части речи.
Как изменяется имя существительное?
-По каким признакам можно определить склонение имен существительных?
Класс (работа на доске)
|
Командир
|
-разделите слова на группы, определите склонение каждого слова:
тарелка, железо, мебель, посуда, костер, газета, учитель.
Поставьте ударение, выделите безударную гласную.
|
Придумайте слова того же склонения
|
Командиры задают дополнительные вопросы, учащийся оценивает свой ответ, выставляет оценку.
-Проверка: командиры обмениваются тетрадями.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Тест (бланк выдается каждому ребенку)
-Имена существительные изменяются по родам
- Имена существительные не изменяются по родам
Первое склонение имен существительных зависит от рода и окончания
-- Склонение имен существительных не зависит от рода и окончания
3. - К первому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода
- К первому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -А, -Я
4. -Ко второму склонению относятся имена существительные мужского и среднего рода
-Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -О, -Е
5. –Все существительные с мягким знаком на конце относятся к третьему склонению
- не все существительные с мягким знаком на конце относятся к третьему склонению
6. –У имен существительных первого склонения в дательном и предложном падеже окончание -И
–У имен существительных первого склонения в дательном и предложном падеже окончание -Е
7. -У имен существительных второго склонения в предложном падеже окончание -И
-У имен существительных второго склонения в предложном падеже окончание -Е
8. –Только имена существительные третьего склонения имеют окончания -И
–Не только имена существительные третьего склонения имеют окончания -И
9.–Безударные окончания имен существительных можно проверить ударным
–Безударные окончания имен существительных нельзя проверить ударным
Проверку теста выполняют по эталону. Производят устный анализ работы группы.
Выявление причины затруднения.
- Какая возникла проблема.
Физкультминутка (упражнение для пальцев)
«В одном чудесном месте протекала река (изображаем реку).
В ней жила маленькая рыбка (изображаем рыбку).
Как-то по реке проплыл маленький пароход (упражнение ПАРОХОД).
Он сильно гудел и рыбка (изображаем рыбку)
испугалась и уплыла.
Построение проекта выхода из затруднения
Определить тему и цель урока (дети в группах определяют тему и цель урока для каждой группы).
-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударных окончания имен существительных?
Реализация проекта.
К лис.., без книг.., о сирен.., по дорог…
Работа в группах.
-Давайте установим порядок работы над этой орфограммой
Составление алгоритма.
1 шаг: Какой частью речи является проверочное слово
Существительное Другая часть речи
2 шаг: Ударные и безударные окончания
Безударное Ударное (проверять не нужно)
3 шаг: Поставить вопрос к проверяемому существительному.
Определи склонение и падеж.
4 шаг: По таблице склонение определи падежное окончание
шаг: Напиши и проверь.
-Командиры представляют полученный алгоритм (правильный вариант высвечивается на компьютере).
Первичное закрепление с проговариванием о внешней среде.
-Мы должны уметь применять полученные знания на практике.
Игра: «Определи склонение и падеж» (дети в четверках
составляют словосочетание глагол+существительное, указывают склонение и падеж существительного).
Составить предложение из данных слов, выполнить синтаксический разбор.
|
Осложнить это предложение однородными сказуемыми (работа на доске)
|
Скачет, синичка, весёлая, по ,ветке, еловой
|
Командиры задают дополнительные вопросы, учащийся оценивает свой ответ, выставляет оценку. Далее командир проверяет работу каждого члена группы.
Карточка №1. Звукобуквенный разбор слова СИНИЧКА
Проверка сигнальными карточками.
Звучит музыка. Дети выполняют движения.
Выписать из текста словосочетания, где зависимое слово выражено существительным с безударным окончанием (работа у доски)
|
Составляют рассказ со словом БЕРЁЗА, употребив его во всех падежах.
|
Выросла на лесной полянке кудрявая берёзка. В гуще её ветвей поселились птицы. Однажды шли по полянке ребята. Подошли к берёзке, взмахнули топором. Дрогнула берёзка. Упали на землю прозрачные капли душистого сока. Далеко до осени, а на берёзке появились жёлтые листья.
|
|
-Что станет с этой берёзкой? (за минуту на Земле вырубают 20 гектаров леса). Командиры задают дополнительные вопросы, учащийся оценивает свой ответ, выставляет оценку.
-Командиры читают свои сочинения.
Карточка №2. Выполнить разбор имени существительного как части речи (на лесной полянке).
Проверка сигнальными карточками
Итог этапа: -Как проверить безударные окончания имен существительных?
Обобщение знаний.
Эстафета (вписать окончания).
На Волг..
|
На ослик..
|
На пристан..
|
На лошад..
|
По алле..
|
В Сибир..
|
На ел..
|
На Кавказ..
|
В деревн..
|
В ладон..
|
На площад..
|
На пальц..
|
В книг..
|
На сирен..
|
В тетрад..
|
На осин..
|
По дорог..
|
В скатерт..
|
Проверка выполняется командирами. Несколько работ берёт учитель и оценивает.
Домашнее задание (если оно не понятно, члены группы задают вопросы командирам).
класс
|
командир
|
Упражнение 254 (по заданию)
|
Продолжить рассказ (2-3 предложения).
|
Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке.
Итог урока.
-В каждой группе командир подводит итог работы на уроке.
-Добились ли вы поставленной цели на уроке?
-Над чем нужно поработать на следующем уроке?
|
|
|