Главная страница

Учиться любви с раннего детства


Скачать 90.82 Kb.
Название Учиться любви с раннего детства
Дата 14.02.2016
Размер 90.82 Kb.
Тип Документы

Учиться любви с раннего детства.

Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф.19: 14).

О проблемах современного образования сказано много. Тем не менее, хочется напомнить, что образование имеет ценность только тогда, когда следует за воспитанием. Воспитанием, основанным на бесконечной, безусловной любви, уважении и понимании маленького Человека. Человека, рожденного с великой миссией, с чистыми помыслами, с огромными, не поддающимися пока нашему взрослому осознанию, задатками и способностями, призванного изменить мир к лучшему, прославить свою Родину.

В.А.Сухомлинский сказал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказки, игры, фантазии, музыки и творчества. Без этого он – засушенный цветок».

Выполняя требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного учреждения, духовно – нравственное воспитание обеспечивает развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, моральные и нравственные ценности; умение применять их в жизни; формирует уважительное отношение и чувство любви к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

В дошкольном образовательном учреждении духовно – нравственное воспитание является одним из основных направлений образовательного процесса. Выражаясь в патриотическом воспитании, оно выполняет задачу формирования любви к Родине и русскому народу. Подготовка к празднику Великой Победы дарит детям радость и гордость за свою страну, так как в этот период происходит глубокое изучение литературы о военном времени, просмотр фотографий войны и Победы, разучивание песен военных лет, знакомство с национальными героями, костюмами. Дети с удовольствием слушают о героических поступках наших соотечественников и уже в своем возрасте примеряют на себя эти действия, задаются вопросом «Как бы поступили они?» и всегда отвечают сами себе, что сделали бы точно также!

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание личности ребенка, основанного на традициях русского Православия.

Русский человек, любящий свое Отечество, всегда стремится в Отечество Небесное. Русский – значит православный.

И одной из задач духовно – нравственного воспитания в детском саду является приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям, приобретение необходимых знаний о православной вере, её праздниках и символике. Главным символом Православия является храм. Это тот образ, который навсегда сохранится в памяти и в сердце ребенка. Образ, в котором воплощается Родина. На музыкальных занятиях ребята знакомятся с традициями русской православной церкви. Ежегодно участвуют в конкурсе «Пасхальная Радость», который проводится в православной классической гимназии во имя Святого мученика Александра. Прикосновение к православию, таким образом, для многих становится первым впечатлением о вере и, несомненно, оставляет свой след в чистой душе ребенка, которая от рождения у каждого – христианка.

Период дошкольного детства отличается своей открытостью и готовностью к принятию любого утверждения из уст взрослого. В этот период жизни ребенка необходимо трепетно возделывать почву его души, питая её самыми добрыми примерами. В детском дошкольном учреждении в осуществлении духовно – нравственного воспитания большую роль играет психологическое сопровождение. Оно обеспечивает охрану и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей.

Психология – в переводе с латинского языка – наука о душе. «Психо» – душа. Кто как не психолог должен следить за проявлениями души ребенка в детском саду? Кому как не психологу необходимо особо заботиться о качествах души, способности к выполнению Высшей заповеди Божьей – любить друг друга? Задачами своей деятельности в этой области я считаю пробуждение у детей чувства любви и уважительного, заботливого отношения к миру и людям; умение детей выражать свои чувства словами и поступками; развивать социально – коммуникативные способности с раннего детства. Все свои занятия я сопровождаю беседами о возможном проявлении любви в данной ситуации. С ребятами мы проговариваем варианты дружелюбного поведения и стараемся их тут же осуществить. Мною широко используется метод песочной терапии, сказкотерапии. Обыгрывая известные сказки, ребенок начинает задумываться о поведении персонажа. Обсудив все стороны показанных ситуаций, он делает свой вывод, приобретает свой жизненный опыт построения отношений, выбирает манеру поведения. При необходимости я предлагаю сочинить свою сказку или исправить имеющуюся. Так дети раскрываются, не боясь быть уличенными в своих пороках, ибо они говорят от имени персонажа. Это помогает увидеть тайные желания, мечты и переживания ребенка. В своей сказке он учиться налаживать межличностные отношения, сопереживать товарищам и любить своих друзей, уважать их мнение. Для более эффективного познания личности ребенка я также использую игротерапию, музыкотерапию, арттерапию, в которых воспитанник открывается непосредственно

Идея любви – моя педагогическая идея. И, я считаю, учиться любви нужно с раннего детства, когда душа ещё ангельская. В современном обществе ребенок порой не знает, как выразить свою любовь. Это слово порой имеет неправильное представление. Современные родители, чувствуя свою вину в недостатке внимания, любви к ребенку, пытаются заполнить эту пустоту покупкой игрушек, походом в кинотеатр, развлекательные центры, называя это проявлением любви. И для ребенка становится примером выражения этого чувства игрушки, развлечения, в общем, трата денежных средств, а не уважительное приятное слово, объятие, жалость, отзывчивость, помощь. Именно эти качества любящего человека мы рассматриваем с воспитанниками на занятиях развития социально – коммуникативных навыков. Предлагаю вашему вниманию фрагменты одного из них.

Начало занятий – организационный момент. Его цель: настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками

Затем основная часть. На нее приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка.

Основной целью завершающей части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии и приобретенного навыка выражения чувства.

После наших встреч родители отмечают, что дети становятся послушнее и отзывчивее.

Мой подход к работе с детьми во многом определён трудами замечательного педагога и психолога Януша Корчака. Он посвятил всю свою жизнь «умению любить». В своей книге «Как любить ребенка» автор убеждает, что «только стремясь понять сложные процессы формирования личности ребенка, родители и воспитатели смогут научиться любить детей по-н астоящему». Поэтому обязательным в моей работе является вовлечение родителей, а именно – содействие укреплению детско-родительских взаимоотношений. Для этого есть много технологий, методов, средств, но именно в тесном взаимодействии детей и родителей рождаются и укрепляются теплые отношения и истинная гармония. Занятия, этому способствующие, проходят в сенсорной комнате под специально подобранную музыку. Это помогает создать искусственную окружающую среду, снижает тревожность, успокаивает, снимает усталость, стрессы, способствует развитию и коррекции психических процессов и личностных особенностей. На занятия приглашаются родители, имеющие трудности в общении со своими детьми. Для них созданы специальные памятки с заповедями «Как любить ребенка», составленные великим педагогом Янушем Корчаком. Мне хочется вас с ними тоже ознакомить (Памятки).

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений для совместных занятий детей с родителями.

Стул примирения, имеющийся в сенсорной комнате, способствует укреплению детско – родительских отношений. Помогает переступить через гордость, попросить друг у друга прощения и помириться. Ведь «Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение перед ним», как сказал Свт. Игнатий Брянчанинов.

Упражнение «Солнечный зайчик» проводится с несколькими парами родителей и детей и так же направлено на тесное взаимодействие.

Упражнение «Волшебные пузырьки»: при соприкосновении ладоней мамы и ребенка с пузырьковыми колонами меняется цвет пузырьков одновременно в обеих колоннах. Колонны как бы показывают, что все события в жизни мамы и дитя будут всегда такими же яркими и интересными, если жить, уважая друг друга и поддерживая.

Все дети любят купание в сухом бассейне, а если это купание с любимой мамой, оно становится еще приятнее. Поэтому у нас существуют и такие упражнения: найти вместе сюрприз (это может быть цветной мячик или игрушка).

Упражнение «Цветной дождь» тоже доставляет малышам и мамам много радости, ведь, сидя под дождем, они говорят друг другу ласковые слова, которые помогают выразить чувство любви.

Помимо близкого общения, происходит и тактильное взаимодействие, которое необходимо детям в дошкольном возрасте.

Каждый уголок в сенсорной комнате предполагает импровизирование как индивидуальной работы, так и групповой. В работе по укреплению детско – родительских отношений – это огромная помощь для психолога.

В современном мире очень тяжело сохранить психологическое здоровье – состояние мира в душе. И педагоги являются самым уязвимым звеном в нашем обществе. От их психоэмоционального состояния зависит и психика ребенка. Ведь значительную часть дня ребенок проводит рядом с воспитателем. Духовно – нравственное состояние педагога должно способствовать чистой душе ребенка учиться любить. Следуя словам из Евангелия, мы не должны препятствовать детям приходить к Богу и должны бояться соблазнить одного из малых сих. Поэтому очень важно следить и за состоянием своей души – души педагога. Ведь педагог для ребенка – пример для подражания.

В рамках своей работы с педагогами я провожу занятия по музыкотерапии с элементами тренинга на сплочение коллектива, а также по коррекции негативных состояний педагогов. Благодаря этому создается благоприятная обстановка для развития духовно – нравственных качеств воспитателя: отзывчивость, сочувствие, доброжелательность. Одним из занятий этого цикла является посещение звонницы Крестовоздвиженского храма нашего города на светлой седмице, где каждый из педагогов может попробовать себя в качестве звонаря. Как известно, целебный звук колокола прекрасно снимает депрессию и напряжение. У некоторых педагогов, как они объяснили позже, появилось чувство радости от каждого прожитого дня, появился позитивный настрой на любое дело, пропало чувство уныния от неудач. Все участники отмечали внутреннее умиротворение после звона в колокола, спокойствие и светлое состояние души. В детский сад возвращались молча и с улыбкою на лицах. Заходя в группу, воспитателям хотелось обнять всех детей. Благодать, которая коснулась их сердец, помогает педагогам научиться любить каждого своего воспитанника.

Все педагоги отмечают сильный эффект от посещения колокольни, а также об этом говорят и результаты контрольных диагностик психоэмоциональных состояний педагогов. Например, в 2014 – 2015 учебном году средняя вероятность предрасположенности к нервному срыву сменилась на низкую, уровень проявления тревоги остался средним, но с тенденцией к низкому, оценка нервно-психической устойчивости в среднем составила 20 баллов, что говорит о среднем его уровне. Я считаю необходимой частью проведения занятий посещение храмовой колокольни.

Все методики и технологии в психологии эффективны и способствуют росту ребенка как личности. Но они являются только фоном для создания среды духовного развития человека. Развитая душа – умеющая любить. Такая душа сумеет научить любить и другого. Любить – значит видеть только хорошее в человеке.

Любовь не возникает сама по себе. Этому чувству нужно учиться. Я этому тоже учусь в нашем храме. Это является и моей задачей как психолога – научить любить. Научить проявлять её внутренне на глубоком изучении ребёнка, терпеливом и вдумчивом наблюдении, вдумчивом анализе результатов наблюдения и отсюда, выработки индивидуального для каждого ребёнка воспитательного подхода. Внешне эта любовь должна выражаться в тесном сотрудничестве с ребёнком, в стремлении пробуждать в нём скрытые таланты, оживлять в нём лучшие чувства и строить воспитательный процесс интересно и увлекательно.

Тема любви «красной нитью» проходит в моей работе. Учиться любви способен каждый. Учить любви в дошкольном учреждении способен педагог.

Таким образом, уважаемые коллеги, наша основная педагогическая и человеческая задача – любить Ребенка и научить его любить близких, окружающих, Родину, мир. Любить жизнь с раннего детства.

XI Образовательные чтения Хвалынского округа

«Традиция и новации:культура, общество, личность»

Сохранение духовно – нравственного наследия в условиях открытой социально – образовательной среды.
Тема доклада:

«Учиться любви с раннего детства»

Подготовила

педагог – психолог

МДОУ детский сад «Светлячок»

Авдеева К.В.

г.Хвалынск
2015 год