|
«Победа Великой Отечественной войны ковалась не только оружием, но и песней»
Сценарий литературно-музыкальной композиции
Тема: «Победа Великой Отечественной войны ковалась не только оружием, но и песней»
Цели: воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет; расширять представление учащихся об истории возникновения военных песен; воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны.
Самая знаменательная дата в этом году – 70-летие Великой Победы! Время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему народу на фронте и в тылу песни.
Есть среди песен Великой Отечественной войны такие, которые сыграли особенно большую роль в жизни народа. Многие из них имеют к тому же интересную историю своего появления на свет. О песнях, ставших памятниками военных лет, об их авторах, об истории их создания мы поведем наш рассказ.
Я бы с песни начал свой рассказ…
Пусть узнают юные солдаты,
Как в суровый предрассветный час
Песни взяли в руки автоматы.
Им наград не вешали на грудь,
И портретов не было в газете…
Трижды славен их нелёгкий путь
И народ, создавший песни эти!
На всех этапах жизни нашей страны песни всегда шагали в ногу с народом. Случалось, что их поднимали, как знамя. В первую очередь это относится к песням военных лет. Песни Великой Отечественной войны – это особая глава песенной истории нашего народа и нашей армии.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а уже 24 июня в газете «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Оно прозвучало как торжественная клятва, как набат:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой…
На четвёртый день войны композитор А.В.Александров написал музыку на эти стихи, песню срочно разучил Краснознамённый ансамбль, она зазвучала по радио. Быстроте её появления удивлялись и до сих пор удивляются. Она стреляла, как пушка, стоявшая в засаде. Эта песня стала символом борьбы советского народа в годы войны.
Автор музыки вспоминал: «Когда я с группой Краснознамённого ансамбля выступал на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и мы – исполнители – нередко плакали. Таково было тогда воздействие этой песни на сердца людей». Писатель Константин Федин назвал её «симфонией ухода на фронт». Бессмертной песней назовёт её впоследствии Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.
Долгие месяцы героической борьбы советского народа с фашистскими захватчиками «Священная война» ежедневно звучала по радио, её пели солдаты и труженики тыла. “Священная война” – это песня-воин, песня-полководец”.
( звучит песня «Священная война» с просмотром видеофрагмента)
Секрет широкого распространения бесхитростной песни «Огонёк» в годы войны очень прост. Когда немцы напали на нашу страну, повсеместно на территории было введено затемнение, что придавало фронтовой характер городам и сёлам, как бы далеко от линии боёв они не находились.
Но горит и не гаснет огонёк в окне любимой, которая проводила бойца и ждёт его возвращения. Эта песня неразрывной связью скрепила фронт и тыл.
Стихотворение Михаила Исаковского было написано в 1942 году и отправлено композитору Матвею Блантеру. Но стихи распространились быстрее, чем музыка. Их стали переписывать, пересылать в письмах. И на фронте, и в тылу гармонисты стали подбирать музыку.
И в годы войны, и в послевоенные годы появились десятки музыкальных вариантов «Огонька», самых разнообразных, но всегда задушевных и искренних.
Песня «Огонёк» стала боевым духовным оружием фронтовиков.
(звучит песня «Огонёк» с презентацией фотографий военного времени)
“Когда говорят пушки, музы молчат” – гласит поговорка. Но поэзия воюющего народа опровергла ее. С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же “ушли на фронт”. Песни распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды. В стране не было ни одного поэта, ни одного композитора, который бы не откликнулся на войну.
Я бы с песни начал свой рассказ,
С той, которая на всех фронтах звучала…
В холод, в стужу сколько раз
Эта песня нас в землянках согревала.
Если песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится…
И казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится!
Лирическую песню «Землянку» написал в ноябре 1941 года Алексей Сурков, называвший себя фронтовым бродягой-газетчиком. Он участвовал в боях под Истрой, попал на минное поле, чудом остался жив. А ночью сидел у огня в землянке и писал письмо жене.
Сурков вспоминал: «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано после одного очень трудного для меня фронтового дня…, после тяжёлого боя…».
«Землянка» была «безоговорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны». Позже эти стихи были напечатаны в гарнизонной газете, композитор Константин Листов сочинил к ним музыку. Так родилась песня…
Неутомимыми пропагандистами «Землянки» в годы войны были замечательные советские мастера песни Леонид Утёсов и Лидия Русланова. Пели её и многочисленные фронтовые ансамбли.
(прослушивание песни «В землянке» в исполнении Л.Утёсова)
Военная песня – это песня, которая воюет. За 1418 дней войны было создано несколько тысяч песен. Значит, песни рождались ежедневно. …И такие новые песни, походные, строевые, лирические, сочинялись нашими композиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельными листовками, исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых киносборниках: песни-лозунги, песни-призывы, выразившие чувство народного гнева, ярости, стремление к борьбе, к отпору врагу.
Михаил Львовский СОЛДАТЫ ИДУТ 1945
Вот солдаты идут
По степи опалённой,
Тихо песню поют
Про берёзки да клёны,
Про задумчивый сад
И плакучую иву,
Про родные леса,
Про родные леса
Да широкую ниву.
Вот солдаты идут –
Звонче песня несётся,
И про грозный редут
В этой песне поётся,
Про отвагу в бою,
И про смерть ради жизни,
И про верность свою,
И про верность свою
Нашей славной отчизне.
Вот солдаты идут
Стороной незнакомой,
Всех врагов разобьют
И вернутся до дому,
Где задумчивый сад
И плакучая ива,
Где родные леса,
Где родные леса
Да широкая нива.
История создания песни «Темная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так была создана любимая и поныне песня «Темная ночь». После выхода на экраны фильма «Два бойца» песню запела вся стана. Её пели на передовой, её пели и дома, ожидая своих родных с фронта. Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа.
(прослушивание и просмотр видеоклипа песни «Тёмная ночь» из к\ф «Два бойца»)
Со старыми же песнями произошла странная и неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным.
Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» — песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. Во время войны ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали. — Что это за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война... Вы же автор героических песен, — говорили Новикову. Эти доводы звучали очень убедительно, и «Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай. — Как-то в 1944 году мне позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров, — вспоминал Новиков, — и спросил, нет ли у меня новых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку». К великому моему удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту.
«Смуглянка» полюбилась бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня сегодняшняя.
(прослушивание и просмотр песни «Смуглянка» из к\ф «В бой идут одни старики»)
Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме песни зазвучали как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью. Заново родившись, песни эти помогали воевать.
История «Синего платочка» начинается в 1940 году. Именно тогда на пороге гостиничного номера Ежи Петербургского, одного из руководителей польского коллектива «Голубой джаз», спасавшегося в Москве от фашисткой оккупации, появился поэт Яков Галицкий. Он предложил композитору стихи для легкого вальса, начинавшиеся словами: «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч...», и этим же вечером впервые песня была исполнена на публике. С началом Великой Отечественной Войны текст синего платочка много раз изменялся. В окопах и землянках рождались новые варианты старых песен. И старт в этом сочинительстве дал именно «Синий платочек».
Но всё-таки самую широкую известность и распространение в годы войны получил тот фронтовой вариант «Синего платочка», инициатором создания и первой исполнительницей которого стала замечательная певица Клавдия Ивановна Шульженко. С голоса этой популярной исполнительницы «Синий платочек» обрёл как бы второе рождение и вторую жизнь, стал одной из самых знаменитых песен военных лет.
Автор стихов – сотрудник газеты, лейтенант Михаил Александрович Максимов. Премьера песни состоялась в депо железнодорожной станции Волхов. В частях, куда приезжала Шульженко с фронтовым оркестром, ее встречали вопросом-просьбой: «Синий платочек» споете?» А после концерта просили «дать слова». И она, как учительница, диктовала, а они записывали.
Привезли солдата в медсанбат…
Врач сказал: «Не доживёт до ночи…»
«Мне бы… песню, - прошептал солдат, -
Я до песен с давних пор охочий…»
Боль невыносима и остра,
Сто осколков раскрошили тело…
И сестра, усталая сестра,
До рассвета над солдатом пела…
(прослушивание песни «Синий платочек» с презентацией)
Песня – душа народа, история народа. С первого дня войны и до победного салюта песня всегда была с солдатом. Как верный друг, она шла в бой, давая новые силы, отвагу, смелость; скрашивала разлуку с родными и близкими.
Песни военных лет любят и помнят в народе, сохраняют и берегут, как святыню. За простоту и душевность, мелодичность и запоминаемость, за удивительный оптимизм, веру в обязательную победу над ненавистным врагом. Победу Великой Отечественной ковали не только оружием, но и песней.
ЛИТЕРАТУРА
Бирюков Ю.Е. Всегда на страже: Рассказы о песнях: Кн. для учащихся 5-8 кл.сред.шк. – М., Просвещение, 1988.
Бескоровайная В.М., Павлович М.П. Музыкальные странствия современного подростка. – М., Знание, 1985.
Долматовский Е.А. 50 твоих песен. М., «Детская литература», 1967.
Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература. – М., Музыка, 1988.
Стихи о Великой Отечественной. В 2-х кн. М., Художественная литература, 1985.
|
|
|